Глупость

Иван Левитский
Один мой знакомый, будучи сопливым юнцом, попался на удочку играющих возле железнодорожного вокзала напёрсточников. Случилось это в конце 80-х годов, когда и небо было голубее, и трава – зеленее и поезда - поездатее. В те «былинные» времена мошенники работали на расслабухе: благо в доверчивом клиенте недостатка не испытывалось. Желая расстаться со своими кровными сбережениями, лох прямо так и пёр к ним косяком, словно беременная рыба на нерест.
  Приехавший с целью посетить располагавшийся поблизости от вокзала вещевой рынок (в простонородье – «толкучку»), мой знакомый застыл, как завороженный, глядя на шустро работающих в «станке» парней. Те крутили «колпаки». Для советских людей открытая игра на деньги была в диковинку.  С собой у парнишки имелось пять рублей. По международному валютному курсу той эпохи вполне приличная сумма. Потратив на изучение правил игры в напёрсток минут десять, мой знакомый решил, что более лёгкого способа заработать денег он в своей жизни ещё не встречал. А посему, протиснувшись сквозь галдящую толпу поближе к картонке, на которой собственно и происходило всё действо, уверенно сделал ставку в один рубль.
  И надо же! О чудо! Не прошло и пяти секунд, как он выиграл. Причём, ни много, ни мало – целых пять рублей. По рублю за секунду. Правда, счастливцу не дали ни произвести в уме эти нехитрые математические вычисления, ни подержать в руках так легко доставшийся выигрыш. Ведущий лохотрона рассыпался в фальшивых поздравлениях и тут же, повысив ставку, поставил все его виртуальные деньги на кон.
  Мой знакомый не обратил на подобную мелочь внимания. Вцепившись взглядом в снующий от напёрстка к напёрстку каучуковый кругляш, он с азартом напавшего на золотую жилу старателя ринулся в расставленные для него силки.
  – Шарик-гарик пошёл на базарик. Куша на базаре выиграл шарик. Кручу верчу – запутать хочу. Кто глазки пучит – ничего не получит! – бодрым речитативом излагал свою мантру мошенник. Мой знакомый смотрел внимательно. И когда руки уличного «крупье» после долгого мельтешения, наконец, остановились, точно указал на тот напёрсток, под которым находился шарик.
  – Поздравляю! Ваш выигрыш составляет десять рублей! – будничным тоном объявил ведущий. От повторного успеха парнишка ошалел, вообще, настолько, что окончательно перестал ориентироваться в пространстве.
  – Новичок? – легла вдруг ему сзади на плечо чья-то тяжёлая рука. Обернувшись, мой знакомый увидел, что голос принадлежит тучному небритому мужику, одетому в засаленный турецкий пуловер.
  – Ага. Вот впервые решил попробовать сыграть. И надо же – сразу как подфартило, - сглотнув слюну, поделился «везунчик» своей радостью с любопытным незнакомцем.
  - Новичкам всегда везёт, - со знанием дела пробасил мужик. Между тем шустряк-ведущий, ни в какую не желал расставаться с проигранными деньгами. Потому он наглым образом настоял на продолжении «викторины» и, не моргнув глазом, повысил ставку до пятнадцати рублей.
  Теперь его посулы выглядели следующим образом: – Добавляете всего лишь пятёрку и в случае выигрыша получаете уже ни много, ни мало, а целых тридцать рублей! Итак, вы участвуете в игре?
  – Конечно, участвуем! – ответил за моего знакомого мужик в турецком пуловере. И не дав тому опомниться, с восклицанием:  - Давай быстрее, чего ты там копошишься!? – вырвал у него из рук всю имеющуюся наличность, которая тотчас очутилась в кармане, принимающего ставки «зазывалы-конферансье».
  – У меня там рубля не хватает, - жалобно пролепетал вдогонку своим деньгам мой знакомый.
  - Ничего, я добавлю. Поверь: пока масть прёт, её ни в коем случае нельзя обижать. Закон игры! Бля буду, сейчас ты опять куша рванёшь! - пообещал ему новоявленный компаньон.
  Третья ставка, собственно, была последней. На этот раз угадать напёрсток под которым спрятался шарик моему знакомому не удалось. Возможно, сказалось неимоверное волнение, возможно, недостаточная концентрация внимания. В общем, бог его ведает, как так получилось.   
  – К сожалению, молодой человек вы проиграли. Но не надо отчаиваться - делайте следующую ставку! –  расплылся в сардонической улыбке ведущий лохотрона.
  - А у меня нет больше денег, – огорчённо развёл руками проигравший.
  - Если нету у вас денег – привяжите к жопе веник! Привязавши, пометите. Наметёте – приходите, - весело откликнулся сидящий на корточках «крупье», а невесть откуда взявшиеся крепкие парни, мгновенно оттеснили бедолагу от «игрового стола».
  Домой мой знакомый вернулся злой и возбуждённый. Причём, зол он был, как ни странно, исключительно на себя. Вы будете смеяться, но наивному простаку и впрямь казалось, что выигрыш ускользнул у него из-под носа лишь благодаря нелепой случайности.
  А потому на следующий день, взяв дома очередные пять рублей, он отправился по уже известному ему маршруту, чтобы повторно попытать счастья в игре. Настроен мой знакомый был довольно решительно и беспокоился лишь о том, чтобы напёрсточники, не дай бог, не сменили место дислокации. Те его ожиданий не обманули, пребывая на своём рабочем посту.
  – Подходи народ на мой огород! Мужчина без риска – варёная сосиска! Смотришь внимательно – выигрываешь обязательно! За хорошее зрение – сто рублей премия, - голосисто вещал всё тот же нахальный зазывала. Горя желанием реванша, мой знакомый сразу же взял быка за рога и, растолкав праздно толпящихся зевак, сделал ставку в один рубль.
  Правда, на сей раз его участие в игре продлилось, вообще, до обидного скоротечно. Напёрсточники не стали с ним долго церемониться, обув лоха без затей, в два прихлопа. Думаете: это его остановило? Как бы не так!
  Накопив к концу следующей недели более значительную сумму, мой знакомый с упорством достойным идиота вновь поехал через весь город в сторону железнодорожного вокзала. Понятное дело, что домой он опять вернулся не солоно хлебавши.
  Со стороны его злоключения напоминали сюжет из старого советского мультфильма «Ограбление по…». Я имею в виду ту серию, где показывается ограбление по-итальянски.
  – Марио идёт грабить банк! Вы слышали новость? Поздравляем, Марио! Наконец-то ты стал мужчиной! – кричат там со всех сторон незадачливому грабителю его знакомые, включая местного полицейского. Так и я, зная историю эпического противостояния моего знакомого и напёрсточников, при встрече теперь подзадоривал этого наивного любителя лёгкой наживы: - Ну что, Марио, идёшь грабить банк? Удачи тебе, Марио!
   – Зря смеёшься. Погоди, вот увидишь: я скоро обязательно выиграю! –  уверенно заявлял он мне в ответ. Правда, когда наступит это «скоро», не уточнял.
  Между тем ситуация постепенно приняла хроническую форму. Мой знакомый всю неделю лихорадочно копил деньги, отказывая себе во всем. А затем, едва наступал выходной день, ехал к железнодорожному вокзалу, чтобы в течение десяти минут оставить свои сбережения напёрсточникам. Те уже узнавали своего дежурного клиента. Потому либо приветственно кивали ему головами, либо даже здоровались с ним за руку. Особенно был рад видеть его небритый мужик в турецком пуловере.
  Так продолжалось больше месяца. Я не в курсе, сколько наличности в конечном результате спустил этот чудик, но в какой-то момент он вдруг остановился. Может, до него всё-таки дошло, что выиграть у мошенников априори невозможно? А может, виной тому была пробитая невосполнимая брешь в семейном бюджете? Кто его знает?
  Закончить же данную историю хочется изречением, авторство которого приписывают знаменитому физику Альберту Эйнштейну: «В мире существуют две бесконечные вещи – Вселенная и человеческая глупость. Хотя насчёт Вселенной я не уверен».