Эссе по книге Н. Думбадзе. Я вижу солнце

Мышалет
Роман "Я вижу солнце" Нодара Думбадзе.

Первый раз мышь прочел эту книгу в «Роман-газете». Помните, такая была? Эх, молодежь!
Потом приходил к «Я вижу солнце», как к старому и доброму другу — неоднократно. Потому что переживший войну, голод, нищету, потери, предательство и смерть друга Сосойя Мамаладзе может понять тебя, как никто другой.
Сказать об этой повести «светлая и добрая книга» - это не сказать ничего. Это книга — хребет. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос порядочным человеком — вы дадите ему эту книгу.
Как можно потерять родителей в 1937 году и не озлобиться, а написать об этом обыденно в книге? Как пережить войну и голод, и не стать попрошайкой, не думать о пище и не прятать в подполье запасы, а делиться последним. Как полюбить калеку всем сердцем и стать лучшим другом для деревенского дурачка?

Главный герой - мальчик, который живёт с тетей.
Это сам Нодар Владимирович. Он написал книгу так, что  мы смотрим на военные годы глазами мальчишки и юноши, который повзрослел, как и его одноклассники — внезапно. Односельчане уходят на фронт, многие не вернутся. Сосойя и его слепая подружка Хатия утешают, кого могут. По-доброму, искренне. Ходят в школу, возделывают поле, убирают грузинский чай, выхаживают красноармейца, продают последние сапоги, чтобы купить кукурузу.

Книга о временах, когда можно было переночевать у незнакомых людей в чужой деревне  и не опасаться. О том, как деревенский дурачок принимается людьми как член семьи, как близкий друг, и его гибель — страшная трагедия для всех. О том, что кусок хлеба не важнее чести, и что можно отдать последнее и не обеднеть. О том, как твой бригадир, которого все уважали, становится предателем родины, и от него отворачивается село. Не сдают его в НКВД, не пишут доносов, не устраивают травлю, а молча и строго наблюдают за его нравственным падением, превращением в шакала.
И хотя повесть о войне, она  полна юмора и надежды. Будет победа, Хатия прозреет, сыновья вернутся к своим домам.

Своеобразно построение повести. Она — лоскутное одеяло воспоминаний. Написано легко, наивно, но не просто. Такой стиль написания  - это свидетельство высокого мастерства. Рассказать о войне и не скатиться в пафос, говорить о любви и быть не пошлым и слащавым, шутить и не ерничать.

В юности мышь любил главы про сельское собрание, про учителя-фронтовика, про Бежану. Теперь я читаю и поражаюсь всему тексту, как полотну высокой плотности ткачества. Открываю для себя что-то новое.

Потрясает глава о том, как пленному немцу отдают последние мчади, потому что если немец просит хлеба, значит — войне конец. Поразительная глава о том, как дезертир Датико приходит к возлюбленной, но она отказывается ему помочь. Вот где накал страстей, вот где «честь и долг выше любви» и при этом без надрыва и пафоса, без нравоучений и морализаторства.
Такая книга  - на все времена, хоть теперь так и не пишут, но теперь так все еще читают.