Преодоление. Глава 2

Анисья Зудова
Лишь войдя в тепло здания, Андрей Николаевич понял, насколько он замерз, пока бродил по саду.
 « Кофе выпью, потом позвоню. Согреться надо. Не пожар же,   в конце концов!» - думал Андрей Николаевич, снимая дубленку в своем кабинете. Пока грелась вода  в  электрическом чайнике,  он пролистал записную книжку, нашел номер телефона начальника управления сельского хозяйства Павла Ивановича  Рудакова.

- Что же за спешность  все-таки такая?  С чего бы? Да и сам  он мне в последнее  время редко звонит,  секретарь  для этого у него есть. Странно! Ладно, разберемся.

Выпив кофе и немного согревшись, Андрей Николаевич  решил  зайти к Диане. Вдруг обнаружится, что какой-нибудь отчет не сдан. Хотя на нее это никак не похоже.

Когда Андрей Николаевич, первый год работы,  сдававший все  отчеты сам, понял,  что  количество их увеличивается, времени на составление их требуется все больше и это  мешает основной работе, он решил ввести на предприятии должность бухгалтера. На собеседование по его объявлению пришли четыре женщины. Двум дамам пенсионного возраста он  сразу сказал свое решительное «нет».  Остались бухгалтер с опытом работы более пятнадцати лет и девочка, не имеющая стажа работы, но окончившая тот же факультет, что и сам  Андрей, но в отличие от него, с «красным» дипломом.  Он уже хотел было  принять на работу более опытного специалиста, но решил все-таки взглянуть на трудовую книжку кандидатки на должность, которая заставила его задуматься.  Несмотря на достаточно большой стаж работы, кандидатка не продержалась ни в одной из фирм,  в которых она трудилась, более  года. Было  в  трудовой книжке даже по два, а то и три приема и увольнения  в течение года. Андрей Николаевич внутренне напрягся.  Что это? Некомпетентность или неуживчивый характер? И то, и другое сулило лишние проблемы, а их и так хватало. И тогда  он  рискнул и принял на  должность девочку-отличницу  Диану и не прогадал. Диана обладала именно теми качествами, которые так необходимы работникам этой профессии: аккуратность, усидчивость, способность грамотно на основе имеющихся данных провести анализ и сделать правильные выводы.  Сейчас Диана – по-настоящему  профессиональный специалист, которым Андрей Николаевич очень дорожил.

- Диана, Павел Иванович сам звонил или секретарь?

- Сам. Я тоже была этим удивлена.

- Ты все сдала, никаких «хвостов» у нас нет?

- Андрей Николаевич, по моей части все  в порядке, можете не сомневаться.

- Хорошо,  я это и хотел   уточнить. А из банка по кредиту  есть какие-то подвижки?
- Да, из банка тоже  звонили. Заседания кредитной комиссии еще не было, но предварительное одобрение получено. Думаю, на следующей  неделе будет официальное согласие банка на выдачу кредита нашему предприятию.
- Хорошо.

Вернувшись   в свой кабинет,  Андрей Николаевич набрал номер Павла Ивановича. Ответил он практически сразу:

- Здравствуйте, Павел Иванович. Андрей Ершов.

- Здравствуй, Андрей  Николаевич. Ты можешь завтра ко мне с утреца пораньше подъехать?

- Насколько рано?

- Если сможешь,  часикам к восьми, можно даже раньше.

- Конечно, подъеду. А в чем дело?

- Андрей, это не телефонный разговор. Завтра все узнаешь.

- Хорошо, до завтра.

- До завтра.

Разговор был окончен. Андрей отключил телефон. В раздумье налил еще одну кружку кофе, подошел к окну. Теперь, когда он находился в тепле кабинета, ветер уже не казался настолько страшным. Из-за туч, наконец, выглянуло солнце. Также мела поземка, но отсюда, из кабинета, казалось, что погода улучшилась, хотя, скорее всего, это было ошибочное ощущение. Попивая кофе, Андрей пытался определиться, чем может быть вызван столь неожиданный  вызов в управление.

Андрей Николаевич начинал свою деятельность после университета в должности экономиста районного управления сельского хозяйства, чем удивил до шока всех своих однокурсников. Было, конечно, чему удивляться, если  даже его однокурсники – сельчане постарались  устроиться где угодно, но только в городе, а он, коренной горожанин, вдруг уехал в пригородный район и устроился там на работу.
Именно там и познакомился он с Павлом Ивановичем, который работал тогда главным агрономом. И именно Павел Иванович чуть не насильно заставил Андрея заняться умирающим подсобным хозяйством.   Вместе с тогдашним начальником  управления Аркадием Булатовичем они помогли Андрею получить в банке кредит под хороший процент.  В конце девяностых, когда завод « Металлист» разорился, перестало работать и его подсобное хозяйство. Кредит позволил выкупить у бывшего хозяина то, что осталось от когда-то эффективно работавшего предприятия.

Когда Андрей Николаевич впервые приехал сюда вместе с Павлом Ивановичем, его настолько потрясла открывшаяся картина, что  он захотел тут же развернуться, уехать обратно и никогда не вспоминать об этом даже  в страшном сне.  Вместо существовавшего когда-то производства он увидел остовы двух теплиц, полуразрушенный свинарник и домик, бывший когда-то, судя по вывеске на одной из  стен, конторкой с выбитыми сейчас окнами и перекосившейся дверью.

- Павел Иванович, ради Бога, Вы что, под монастырь меня хотите подвести?! Здесь же нет ничего! С чего начинать? Даже зацепиться не за что!

- Андрей, успокойся. Давай мы с тобой все здесь  обойдем и я тебе докажу, что здесь есть все для того, чтобы здесь, говоря медицинским языком,  вновь сердце забилось. Пошли!

Тогда тоже был февраль, но снега было гораздо больше. С трудом пробираясь через сугробы, они подошли к одной из теплиц, вернее, к тому, что от нее осталось.

- И что здесь? Ничего не вижу!

- Андрей, давай посмотрим сначала не на теплицы,  а чуть дальше. Вон туда, на город.

- Ну, город-то отсюда не виден.

- Город не виден, согласен. Но он отсюда километрах в десяти.

- Ну, так. И что?

- А то, что город надо кормить.

- Ну, это-то я знаю.

- Хорошо. А теперь взгляни  на  башенные краны, которые видны даже отсюда. Там строится  коттеджный поселок. А земли вдоль вот этой речки, которая  разделяет эти земли и земли города, со стороны города  отданы под дачные  участки. И это  я знаю точно. А если будут строиться коттеджи и дачи, будут закладываться сады и ягодники. Что для этого  будет нужно? Правильно – саженцы, посадочный материал. И руководство « Металлиста» это  знало. Тем более что один из участков неподалеку отсюда был отдан под дачи работников     « Металлиста». Тогда и было решено начать на основе тех сортов ягодников и яблонь, которые здесь имеются, производить саженцы.
Павел Иванович махнул рукой в сторону теплицы:
- Так вот – в этой теплице, перед которой мы с тобой  сейчас стоим, были посажены несколько сортов клубники. Конечно, часть ее тут уже растащили дачники, что-то наверняка погибло, но что-то еще  можно спасти и использовать. Согласен?
Павел Иванович повернулся к Андрею и внимательно посмотрел на него. Но лицо Андрея выражало сомнение и недоверие. На вопрос агронома он лишь пожал плечами.    – Ну, хорошо. Теперь вторая теплица. Туда  можно, конечно, пойти, но я и так тебе могу сказать, что в ней.  В этой теплице было две тысячи саженцев яблони, тысяча штук дичка для прививки, тысяча штук саженцев смородины, немного  декоративников и были розы. Их тоже было немного, кустов двести. Что осталось, сейчас сказать не могу, но все растащить не должны были успеть. Да и так видно, что кое-где из сугроба верхушки саженцев торчат. Кое-что погрызут зайцы, их здесь  много. Но все равно для начала что-то осталось.  Кроме того, вон там, ближе к речке, видишь ряды кустарников. Там кусты смородины и крыжовника. Ну, яблоневые ряды мы проехали с тобой, когда сюда  добирались. Как видишь,  для начала не так уж мало.
Павел Иванович внимательно смотрел на молодого коллегу. Он хотел, чтобы Андрей понял и поддержал его. Но Андрей видел лишь одно – запустение и разруху.
 -Андрей я не говорю, что работать будет легко. Напротив,  я не хочу, чтобы ты обольщался. Будет неимоверно трудно. Но разве тебе не хочется иметь настоящее дело, именно такое дело, которое может стать делом всей твоей жизни? Неужели лучше сидеть в офисе и перекладывать бумажки и собирать отчеты? Я к тебе, Андрей, с первых дней твоей работы у нас присматриваюсь. Мне казалось, что ты настоящий мужик, которого не пугают трудности. Так что ты мне ответишь?
В голосе Павла Ивановича проскользнули нотки нетерпения и даже раздражения. Он ждал от Андрея ответа четкого и конкретного, но тот, молча. Оглядывал окрестности и о чем-то сосредоточенно думал. Наконец лихорадочное осмысление полученной информации закончилось. Еще  осмотревшись и откашлявшись, Андрей тихо ответил:

- Павел Иванович, я Вас услышал. Вы, наверное, ждали от меня немедленного ответа. Но своего согласия на то, чтобы заняться этим садом я сейчас не дам. Мне надо хорошенько все обдумать, с женой посоветоваться. Ведь вопросов-то возникает много. Как бы там не было, но сейчас  я получаю оклад, а что будет, если я уйду в «свободное плавание»? Смогу ли я содержать семью? Как жить? Быт, его же никуда не денешь. Кроме того, где я и где сад? Я же городской человек. Даже на дачу ездил лишь для того, чтобы шашлыки жарить. Садом и грядками занимались родители. Все мое участие заключалось лишь в том, чтобы помочь весной землю вскопать. Тут же нужны специальные знания, у меня их нет.
Но Павел Иванович неожиданно повеселел и, шутливо  стукнув Андрея  по плечу, ответил:
- Молодец, Андрюха! Если бы ты  сейчас сразу сказал, да хоть сейчас готов, пожалуй, я бы засомневался. Но именно этого ответа я от тебя и ждал. С женой, конечно, посоветуйся, да и сам крепко подумай. А насчет специальных знаний, это дело второе. Конечно, они будут нужны в определенном объеме. Но все это не так важно. На первом месте у тебя будет все-таки экономика. Ведь, исходя из того, что есть на сегодняшний день можно либо преуспевающий бизнес  иметь, либо потерять даже то, что есть сейчас. Ладно, пошли обратно, а то холодно.
Повернувшись, они пошли в сторону поджидавшего их невдалеке автомобиля. Стараясь ступать туда, где снега было меньше, Андрей продолжал напряженно думать:
- Павел Иванович, а можно я Вам вопрос задам?
- Почему я не берусь сам за это дело?
- Да.

- Мог бы и даже  с удовольствием, если бы я думал только о себе.  А думать только о себе я  к счастью,  или,  к сожалению не умею. Я ведь намного тебя старше и большую часть своей жизни работал в другом обществе. И тот дух коллективизма и ответственности за порученное дело из меня, наверное, уже никогда не выветрится. Ты хотя бы примерно знаешь, сколько вот  таких «черных дыр» у нас в районе? Много, гораздо больше, чем в принципе могло быть.  И это район, который находится в непосредственной  близости к областному городу. А в других районах, которые находятся  в отдалении от центра? « Гуляют» тысячи гектаров.  А ведь земля должна обрабатываться, должна урожай давать! И, заметь,  эту картину мы получили не в результате войны или стихийного бедствия. Причину всего этого я вижу в тупости и некомпетентности наших чиновников,  а  еще в жадности.  Дележка «российского пирога» идет, и каждый норовит ухватить кусок  пожирнее.  А земля – она пока никому не нужна.  Но так будет не всегда. Придут нувориши с большими карманами, выжмут из земли все, что можно, и потом  на этой земле ничего и никогда расти, точно, не будет. Ты хочешь иметь мини-Сахару в нашем районе?
Андрей на ходу отрицательно  покачал головой, а Павел Иванович все также воодушевленно продолжал:

 - Вот и я не хочу!  Поэтому и стараемся мы, как нас называет мой зять «астралопитеки»,  не дать земле пропасть,  стараемся отдать  ее в надежные руки, в руки неравнодушные, тому, кому не  все равно, что будет завтра.  Думаю, ты из их числа. И если я  в нашем районе закрою, хотя бы несколько таких  «черных дыр»,  я буду считать, как это бы громко не звучало, что я исполнил свой долг перед Родиной. А ты, Андрей Николаевич, конечно, подумай, но не затягивай. Всем, чем смогу, буду помогать.

Вот такой  откровенный разговор состоялся тогда у Андрея с Павлом Ивановичем. Прошло  с тех пор тринадцать лет. Да, трудных  и насыщенных  событиями, а временами и радостных от достижений  тринадцать лет. Слово свое Павел Иванович держал. И кадры подобрать на первое время помог,  и советы его не один раз  пригодились. Вот и ветку газопровода протянуть к новой теплице он помог.