Координаты неопределенности

Джейк Нооле
 
                КООРДИНАТЫ  НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ


Две миниатюры подчиненные одной теме: "Пространство - Время".  Считается, что оно едино. Пространство изменяемо, а "временная координата" - течет только в одном направлении.  Но так ли это?   

Часовых  дел  смотритель.

Пригласил как-то приятель прокатиться  по его делам, за компанию. Присматривал он место для будущей дачи. Исколесили несколько областей, устали, да и бензин, оказалось, почти на нуле. Приятель пошел на розыски горючего, а я решил прогуляться. Деревня, каких по сто штук на квадратный километр. Глушь и скукота. Но ближе к окраине обнаружил занятное сооружение. Резную деревянную башенку, затейливую, на самом верху циферблат, диаметр которого был очень впечатляющим. Ради любопытства сверил положение готических стрелок со своим хронометром. Часы шли точно. "Биг Бен" в деревне Гадюкино. Смешно, чего только не встретишь в российской глубинке. А не забраться ли наверх? Всегда любил разные механические игрушки.
Дверь состояла из двух половинок, которые нужно было потянуть на себя. Вверх вела витая металлическая лестница. Я стал медленно подниматься. Уже снизу мне были слышны звуки работающих часов. Многократно отражаясь от деревянных стен, они создавали иллюзию живого организма. Будто кто-то что-то все время двигал и постоянно при этом вздыхал. На самом верху я наткнулся на человечка. Старик в приличном костюме и пенсне.
- Фу, высоко. Вот, залез к вам в гости.
- Здравствуйте, молодой человек.
- А вы кто?
- Механик, часовщик, смотритель. А кто вы?
- Так, случайный прохожий. У нас кончился бензин. Вынужденная остановка.
- Ясно, значит вас вряд ли интересует этнография этого места?
- Нет, меня заинтересовал часовой механизм. Судя по тому, что я вижу, он очень древний. И в превосходном состоянии. Все крутится, щелкает, жужжит. Металлические части просто как новые. Поразительно! И по-моему, они не из бронзы. Цвет другой.
- Да, вы правы. Эти часы с мелодичным перезвоном, изготовлены немецким мастером
  почти 500 лет назад. Из обычного железа. И если за ними не присматривать, то проживут они недолго. Я этим и занимаюсь. По семейной традиции. Кстати, вам будет наверное полезно узнать, что точность хода, на сегодняшний день, составляет плюс-минус 7 минут в год. И за свою долгую жизнь останавливались всего 12 раз. На один день каждые 40 лет.
- Профилактический ремонт?
- Да, можно назвать и так.
- Странно.
- Что именно?
- Вообще-то, я действительно не вижу вокруг ничего примечательного, но вопросы напрашиваются сами собой. Извините, каким образом сверяли ход часов после остановки, в те далекие времена, и как этот музейный экспонат оказался в таком забытом, богом и людьми, месте? 
- Ну, у каждого мастера свои секреты. Плюс к этому, у нас над головой звездное небо, этот вечный циферблат. А необычная история часов очень короткая. Давным-давно по этой округе пролегал объездной путь в столицу. И однажды здесь остановилась карета, в которой ехал тот самый немец. Он вез в подарок, сделанные по чьему-то заказу башенные часы. Путь был длинный, на дворе стояла холодная и дождливая осень. Мастер заболел и продолжать свой вояж не мог. Его оставили в доме деревенского старосты. Болел он до самой весны, но выздоровел. Однако, понравилось ему тут и уезжать не хотелось. Так и остался. А для механизма попросил местных мужиков срубить высокую башенку. И чей-то подарок занял на ней свое место. Между прочим, немец был и первым смотрителем. Он взял в обучение мальчонку, моего древнего родственника, с тех пор часы исправно тикают.
- А у вас есть ученик?
- Кому в наши дни все это интересно? Экскурсии здесь не ходят, глухомань, прибыли никакой. Если бы не машина, вас бы тоже здесь не было.
- Жаль. Так ведь когда-нибудь часы встанут, навсегда.
- И это возможно. Мой век давно покатился под гору.
- И все-таки, жаль!
- Молодой человек, вы знаете как умер Гудини?
- Фокусник?
- Ну, что вы. Фокусы - это нечто ярмарочное, балаганное. Гудини был кудесником, иллюзионистом, великим мастером своего дела.
- Какая-то драка, по-моему, в результате которой он получил травму внутренних органов. Или что-то в этом роде.
- Приблизительно верно, что-то в этом роде. Но я спросил, как умер Гудини. А произошло это удивительным образом, хотя и печальным одновременно. Он устал. Устал бороться за жизнь, устал от самой жизни. Сейчас бы такое состояние назвали депрессией. Однажды он признался в этом открыто, не жалуясь. Затем закрыл глаза и просто перестал существовать. К чему я все это вам рассказываю? Как только я пойму, что мои усилия никому не нужны, что моя жизнь течет напрасно, то перестанут звучать часы, их история закончится, прекратится и мой путь.

Сколько же воды утекло с той случайной встречи. Я, конечно, забыл о ней, как и о многом другом. Пока, однажды, снова не побывал в тех местах. Проездом. И вот, что узнал. Смотрителя давно нет. Башня разрушилась, восстанавливать ее никому не пришло в голову. Часы. Те кто их видел в последний раз, говорили, что "кто ж за ними будет смотреть, мастеров больше нет". И весь механизм быстро превратился в ржавую труху, пыль.               


                Человек  вне  памяти
                (фантасмагория)

"deus quos vult perdere dementat prius -  кого бог решает наказать, то(го) сначала лишает разума".
(авторство неизвестно, хотя эти слова, в том или ином виде, приписывают различным древним персонажам, что, впрочем, неважно).
Добавлю, что память и разум, мышление и рассудок - неразрывно связанные и согласованные функции человеческого мозга.

                *

Перестук колес разбудил меня среди ночи. Поезд замедлял ход. Я вышел в тамбур. Дверь была открыта и я заметил, как мимо медленно проплывала платформа. Какая-то молодая женщина готовилась спрыгнуть на ходу.
- он что, не остановится? - спросил я.
- если не сойдешь сейчас, поедешь до конечной - раздалось в ответ.
- до какой?
- Широкая падь.
Такая конечная станция была мне незнакома. Интересно, как я вообще оказался в купе? Оглядел себя: джинсы, теплая куртка с капюшоном, ботинки на толстой подошве. В руках ничего. Решил обследовать карманы, но вагон, вдруг, дернулся, набирая скорость, и тут женщина спрыгнула. Я не раздумывая последовал за ней. Зачем? Что я здесь забыл и куда теперь пойду? Огляделся. Никого и тихо. В ночи где-то тускло мерцали редкие фонари, раскачиваясь на ветру. Во, дела! А дальше? Надо все-таки посмотреть, что есть в наличии. Карманов оказалось много, но почти все пустые. Банковская карта, "швейцарский" нож и связка ключей. Вот и весь улов. Кредитка полустертая, на ней видны лишь несколько цифр. И тут до меня дошло, что я не помню не только события этой ночи, я вообще ничего не помню из своей прошлой жизни, то есть абсолютно. Даже собственное имя неизвестно. Единственно, в чем у меня нет ни малейшего сомнения, так это то, что я сейчас стал моложе  раза в два, если не больше. Смешно! Ущипнуть, что ли, себя? Бесполезное занятие, только "внешний раздражитель" сможет вас разбудить, а во сне вы хоть застрелитесь, все равно продолжите спать. Ваш сон просто переключится на другой, не менее "увлекательный" сюжет.
Ладно, пойдем по протоптанной дорожке, что ведет от платформы. Кстати, небо начало светлеть. Ну, днем будет веселее, надеюсь. Тропинка привела к непонятным темным строениям. Жилые-нежилые, черт их знает. Лишь в одном светили окна. Подошел ближе. "Столовая". Зайдем.
Внутри несколько столиков и подобие барной стойки. За которой знакомая женщина протирала полотенцем посуду.
- что это за место?
- поселок.
- как называется? Город далеко?
- а ты откуда такой?
- мы же с вами недавно на поезде ехали, часа не прошло, как вы с него спрыгнули.
- с виду вроде трезвый. Парень, до железки топать верст семьдесят. Кто куда прыгал, ты о чем? Есть будешь?
- наличных нет, только карточка.
- нашел или украл? Вон, в углу терминал, попробуй, может повезет. Без денег дам воды и пару сухарей.
У одной из стен стоял обшарпанный ящик без опознавательных знаков, но экран работал.
Я вставил карточку, аппарат задумался и запросил пароль. У меня три попытки, чтобы угадать ... Не угадал. Пластик исчез навсегда.
Сидя за столом, осторожно, чтобы не обжечься, прихлебывал из стакана и грыз старый хлеб. Наверное, моя физиономия была не слишком счастливая, так как тетка дала целых полбуханки черствого черного и чаю, точнее кипятку с заваркой, но без сахара. А сама ушла в подсобку. Оставшийся хлеб убрал в карман. Что же делать дальше? Где я и как отсюда выбираться? На попутных? Что-то мне подсказывало, что никаких попуток здесь нет и в помине. Надо бы порасспросить хозяйку. А вот и она.
Женщина подошла к столу.
- ключи дай, - обратилась она ко мне.
Затем направилась к терминалу, звякнул металл.
- забери свою карточку. И смотри, не попадись контролерам на глаза.
Я встал и взял кредитку. Это была чужая кредитка, совсем другого банка. Тоже вся истертая до невозможности.
- еще воды можно?
- титан сзади тебя, пей сколько влезет.
И она снова куда-то ушла. Я присел и решил рассмотреть "подарок". Вертел и так и этак. В одном месте показалось на ощупь будто царапины. Что ж, стакан с водой такое же увеличительное стекло. Это были не царапины, а четыре цифры, которые кто-то нанес мелким шрифтом, вероятно иглой. Попытаем счастье еще раз ...
Есть! Денежный ящик нехотя выдавил из себя пачку купюр, но чек не дал, зараза. Я подошел к стойке и крикнул. 
- эй, как насчет поесть, пожалуйста. Заплачу.
- память вернулась? - с усмешкой поинтересовался голос.
Я пожал плечами.
- блины, яичница, кофе, другого все равно ничего нет.
- сойдет. Так вы поговорите со мной? У меня есть вопросы, - спросил я, набрасываясь на еду.
- твои вопросы я знаю, но у меня нет ответов.
- как это?
- лучше ешь быстрее и уходи.
- куда? Я не знаю, где я, и в какую сторону идти.
- болтаешь много, иди в любом направлении, не заблудишься.
Я посмотрел в окно. Там был день, светило солнце. Толкнув скрипучую дверь, вышел на улицу. Пройдя несколько шагов обернулся, свет в столовой погас, на двери висел замок. Так не бывает, мелькнула мысль. Строения невдалеке, или это были бараки, так и темнели безжизненно. Идти в любую сторону - хороший совет. Пойдем. Тем более, что выбора особенно не было. Передо мной начиналась единственная тропинка из мелкого щебня, которая минут через сорок привела все к той же платформе. Но шпалы почему-то заросли сорной травой, а рельсы проржавели.
- а теперь ты опоздал! - прозвучало, вдруг, в голове.

                *   *

Это что, прогулки по подсознанию? Должны же существовать подсказки. Например, "Широкая падь",  или банковская карточка с цифрами. Какие, нахрен, цифры, если я имени своего не могу вспомнить? Да, вот еще что, а кто такие контролеры? Милиция-полиция, или те, что билеты проверяют? Так ведь поезда, судя по всему, больше не ходят. И куда это я опоздал, хотелось бы знать? Абзац!
- давно ждешь?
Я аж подпрыгнул от неожиданности. Рядом стоял мужик, в промасленной спецовке и кепке. В руке тлел бычок.
- нет, только подошел.
- зря.
- чего зря?
- сюда пришел.
- а куда же было идти, дорога одна.
- дорога одна, станций много.
- вы хотите сказать... что если бы я пришел чуть раньше или позже... то это место было бы другим?
- что я хотел сказать, я сказал. Думай сам.
Окурок описал дугу и шлепнулся на землю. Мужик спрыгнул с платформы.
- эй! Ты куда?
Но он исчез в кустах. Хорошо, пойду назад, потом вернусь. Посмотрим, может что-то изменится.
 
Примерно через два часа пути (время я определял чисто интуитивно), мне не удалось попасть в тот поселок. Ни одной живой души, ни одной избушки. Я шагал по проселочной дороге, которая забирала круто вверх. И тут увидел дым. Белый, потом густой черный. Пожар? Где-то что-то горит? И вдруг услышал мощный гудок, со свистом. Паровоз, пять пассажирских вагонов и три товарные "теплушки". Оказывается, в низине проложены рельсы, а мне сверху и не видно. А паровоз-то необычный. На боку крупная надпись "4664 *Challenger*". Англо - американский локомотив. И откуда он тут взялся? Из какого музея? Охренеть! Состав тем временем двигался с приличной скоростью и вскоре скрылся за поворотом. Может, там станция? Ладно, прибавим шагу.

Станции никакой не было, но зато в холме обнаружилось отверстие, туда и уходили рельсы.  Когда подошел ближе, то увидел заграждение из бревен, и кусок фанеры с надписью на немецком. Из всего написанного разобрал только "Стоп. Ремонт". Заглянул внутрь. Метров через десять рельсы заканчивались, а на шпалах лежала большая куча песка и гравия. На арке тоннеля прибита ржавая металлическая табличка. И тоже с немецкими письменами. "Галерея открыта в 1909 году, протяженность 468 метров". Ну, и куда делся Челленджер с вагонами? Испарился? Черт с ним, полкилометра не расстояние, вперед.

На другой стороне рельсы были. Но стало темнеть, хотя по моим подсчетам, до вечера было еще полно времени. И что я буду делать ночью, если и днем-то этого не знаю? В хорошенькое "зазеркалье" попал. Идем дальше. Тот, кто раз ходил по шпалам, знает как это весело. Ноги уже отваливались, но я дошел. Станция. Не может быть! Ура, там есть люди! Всего несколько человек, но как же я им был рад. Взобравшись на бетонный настил решил присесть и отдохнуть. В это время со стороны тоннеля показался скорый поезд (не хочу ломать себе голову, из чего он материализовался), сбавив ход, подкатил к перрону и остановился. Открылись двери и на ступеньках появились, нет, не пассажиры, а обычные контролеры в форме. Идиот, тебя же предупреждали! Я рванул к билетной кассе ... Черт,  либо медленно бегу, либо расстояние увеличивается с каждым моим шагом. Осталось всего несколько метров, когда я заметил движение  -  поезд набирал скорость. Напоминание о том, что опять куда-то опоздал, было излишним.


                *   *   *

Народ уехал, окошки касс наглухо закрыты. Машинально сунул руку в карман и обомлел. Карточка, нож - на месте, а денег нет. Впрочем, как и хлеба. Не, ну я так не играю! Спрыгнув на рельсы, пошел к тоннелю ... который почему-то исчез. Зато невдалеке появился забор, что-то огораживающий. Вон и ворота даже есть. Территория пионерского лагеря. Заброшенная территория. При входе, на столбе, горела лампочка под жестяным колпаком. Полуразвалившиеся корпуса, повсюду заросли крапивы выше человеческого роста. Грустная картина. Заглянув в бывший радиоузел, похожий на сарай, обнаружил останки аппаратуры. Древний катушечный магнитофон, внутренности наружу, искореженный усилитель, проигрыватель и громоздкий ламповый приемник. Если есть свет, может он работает? Я воткнул штекер в розетку. Ага, щас, разбежался. Вероятно, где-то обрыв. Может на столбе, может в сарае. Я вспомнил про нож. Некоторое время ушло на поиск неисправности и ремонт. Наконец, вроде бы все было сделано. Нажал на клавишу включения. Загорелся зеленый глазок индикатора, а через минуту появился тихий шелест и треск эфира. На полу валялись куски провода, из самого длинного смастерил антенну и вставил ее в гнездо. Нажал кнопку УКВ и покрутил настройку. Нет, я не услышал "радио шансон" или "милицейскую волну". В основном пустота, затем какая-то симфоническая музыка, сводка новостей, из которых ни черта не понял. И тут я уловил странное сообщение: "поезд на Москву отправится от второй платформы  с четвертого пути, по расписанию". И сигнал пропал, сколько бы я ни вертел ручку. Только треск и шипение. Я выскочил из домика и помчался к станции, хотя понимал, что направление может быть прямопротивоположное. Мне повезло. Передо мной были две платформы. Горизонт чист, нигде никакого движения не наблюдалось. Добравшись до билетной кассы, на свой страх и риск протянул кредитку. Появившаяся в окне рука взяла ее, и перед моим носом появилась коробочка с кнопками. Я набрал пароль. И получил назад карту и билет. Осталось ждать.

Стоя у открытой двери купе, наблюдал за проплывающим за окном пейзажем.
- "через несколько минут наш поезд прибывает на Белорусский вокзал, просьба не забывать свои вещи".
- молодой человек, ваш багаж.
Я обернулся: на нижней полке стояла большая спортивная сумка, молния раскрыта и наружу высовывался прямоугольник с маленьким экраном. Уже догадываясь, что это такое, все же наклонился и прочел надпись. "Осциллограф С1-94". Значит, это была очередная командировка в Смоленск. Интересно, какой же теперь год на дворе? Я вышел из вагона. На скамейке лежала кем-то оставленная газета. Развернув, взглянул на первую страницу. "Московский комсомолец", 24 июля 1978 года, понедельник.
- этого еще не хватало!
Классный произошел сдвиг, это "день сурка" или меня просто выкинуло в некий временной момент и придется прожить весь путь заново? Нас двое или я один? От этого ответа зависит все. В противном случае мой путь только в психиатрическую клинику. Шизофрения. Хотя память прожитых лет - это прекрасно, но вряд ли поможет.


                *   *   *

- черт, как же я замерз. Никак морозы нагрянули? А обещали "бабье лето" в ноябре. Жаль, не случилось! Надо котел посильнее включить. Что бы сделать на завтрак? Рисовую кашу. Подъем, идем умываться и варить. Как там у Миши Жванецкого: "кофе в постель, конечно, хорошо, но для этого надо встать, приготовить, лечь и выпить". Эй, стоп! Стоп! Твою мать, я проснулся! Ура! Сейчас ноябрь 2018, а не июль 1978. А с чего вдруг у меня так крышу снесло? Что я там пил вчера вечером от головной боли? Какую такую смесь импортных таблеток? Все выкинуть! Без всякой жалости! Наш цитрамон и никаких иностранцев. Категорически!   

                *

О, сколь хрупки воспоминанья,
сколь ненадежно быстротечны.
Пытаясь удержать мгновенье,
переплетаются в сознанье,
И кажутся нам бесконечны,
а превращаются в ничто.

                *

poem  -  Jake Noole



* фантасмагория (др.греч) - нагромождение причудливых образов, видений, фантазий,
   хаос, сумбур, гротеск, бредовая нереальность.
Это, как бы, официальное определение. Однако, есть одно замечание. Сумбур и хаос -подразумевают беспорядочность, бессистемность, лишенную ясности и порядка. Неверно. Потому как, все подчиняется системам и закономерностям. Просто, существуют и всегда существовали границы применимости, вне которых перестают работать все изученные законы! (из теории хаоса, например, вышла квантовая теория, а вместе с ней и квантовая механика).
С моей точки зрения, фантасмагория - "Некий обман, прячущий истину, многократно и зеркально отраженную, в тумане искаженного восприятия".