Рейс длиною в жизнь стр. 112

Наталья Якубович
 
         МАЛЕНЬКИЕ ПАССАЖИРЫ
При всех пережитых неприятностях, происходящих за время
поездок со мной и моими проводниками, было много хороших,
добрых и смешных моментов, которые при воспоминании вы-
зывают улыбку. В первую очередь, это поступки и реплики ма-
леньких детей, которые проезжали в нашем поезде с родителями.
Давно уже эти дети выросли, сами стали мамами и папами. Вряд
ли вспомнят и узнают себя, прочитав строки, написанные мною
на страницах повести. Наивные, милые, забавные детишки, пода-
рившие нам тепло и радость, общаясь с нами, взрослыми, порой
уставшими и измотанными, вносили частичку своей души в буд-
ни поездок.
Приезжаем на станцию, где производят заправку водой. Под-
соединили заправочный шланг с неперронной стороны. Малень-
кая Настя, 3-х лет, гуляя с мамой по перрону вдоль вагона, увиде-
ла, как из контрольной трубы побежала вода и закричала: «Мама,
мама, смотри, вагон писает!»
В далёком, 1983-м году, когда я ещё работала проводником,
поезда часто опаздывали, особенно летом. Мы остановились на
перегоне «Шахтная – Новочеркасск». Остановка по техническим
причинам растянулась на 3 часа.
Пока не остыл кипятильник, мы с напарницей решили зава-
рить мясные бульонные кубики, которые в то время были в боль-
шом дефиците, и перекусить.
Пассажиры, переговариваясь между собой, пытались выяс-
нить причину столь долгой задержки. Услышав разговор взрос-
лых, Петя, 4-х лет, до этого с любопытством крутившийся возле
служебного купе проводников, решил блеснуть познаниями. Рас-
считывая на то, что за важную информацию взрослые его похва-
лят, Петя, перебив разговор взрослых, заявил: «А я знаю, почему
поезд стоит». Взрослые удивлённо посмотрели на Петю. «Ну, и
почему же, Петенька?», – спросили родители. «Потому, что про-
водницы кушать сели», – важно ответил Пётр.
Выезжаем по маршруту «Омск-Новосибирск». Мама малень-
кой девочки занята распаковкой чемодана. Девочка заходит ко
мне в радиокупе. Я усаживаю её рядом, и начинается задушевная
беседа. Выяснив, как зовут маленькую пассажирку и сколько ей
лет, я задаю вопрос:
- Ты к кому в Омск приезжала?
- К папе.
- А папа работает?
- Нет, служит
- Он кто? Офицер или солдат?
В ответ она пожимает плечами. Понимая, что такая маленькая
девочка может и не знать, в каком чине её папа, я решила задать
вопрос на внимательность.
- У твоего папы сколько звёзд?
- Две
- А какие, большие или маленькие?
- Одна большая и одна маленькая.
244
- Женечка, так не бывает!
У Женечки выступили слёзы на глазах. Не удержавшись, воз-
мущённо вскочила на полку, при этом хлопая себя с силой ма-
ленькой ручкой сначала по лбу, а затем в область солнечного спле-
тения, возмущённо закричала:
- Бывает, бывает, одна на фуражке, другая на ремне.
Поэт Владимир Белявский по моему рассказу о Женечке, тут
же отреагировав, написав стихотворение.
ДВЕ ЗВЕЗДЫ
-Что твой отец военный, это знаю.
К тебе, Петров, есть просьба небольшая:
Я получила в ГОРОНО заданье -
В графу вписать род войск и папы званье.
Учительница стала ждать ответа,
Да вот Петров не отвечал на это.
Ученика увидев затрудненье,
Решила чуть исправить положенье:
- Быть может, сколько звезд у папы, знаешь?
Тут ученик, подумав, отвечает:
- Есть малая звезда, еще – большая.
- Но не бывает так, известно точно мне.
- Вы тут не правы, видел это не во сне:
Одна на шапке есть, другая – на ремне!
Выезжаем из Омска. Настя, 4-х лет, просит проводницу штаб-
ного вагона разрешить помочь ей разносить бельё пассажирам.
Выполнив нехитрую работу, подходит ко мне, и говорит:
- Тётя, а где проводница? Я её помощница, не могу найти
тётю Свету!
Увидев идущую по салону проводницу, она бросилась ей на-
встречу со словами:
- Дайте мне ещё какую-нибудь работу.
На что Светлана с улыбкой тихо меня спросила:
- Сказать, чтоб пол помыла, что ли?

          СТУДЕНТЫ
Надо сказать, что мои студенты, которые работали проводни-
ками во время летних перевозок, тоже часто являлись героями
смешных ситуаций.
Первая поездка по маршруту «Москва-Адлер». Июль 2008-го
года. Первая остановка в Рязани. В соседнем вагоне пассажир с
собачкой на руках смотрит в открытое окно. Подзываю проводни-
ка, спрашиваю:
- Юра, видишь пассажира с собачкой?
Утвердительный кивок в ответ:
- Да.
- А квитанция на собачку есть?
Делает удивлённые глаза:
- А зачем? Она же ручная.
Тот же Юра, полмесяца спустя. Иду с проверкой по составу.
Захожу в юрин вагон. В полукупе, на верхней полке спит электро-
механик, на нижней полке спит студент Юра, раздетый, в одних
трусах. Время дневное, по графику Юра должен быть на дежур-
стве. Начинаю тормошить его со словами: «Юра, проснись, ты
чего улёгся, надо пассажиров обслуживать, а не спать во время
работы».
В ответ, еле разлепив глаза, Юра возмущённо говорит: «Что,
нельзя разве поспать, меня пассажиры не беспокоят».
Подъезжая к Адлеру, наш поезд три часа идёт вдоль берега
моря. Вероника, студентка третьего курса, впервые увидела море.
Стоя у открытого окна вагона, полная восторга, воскликнула, об-
ращаясь к своей старшей напарнице, кадровой проводнице Жу-
равель Наталье Викторовне: «Наталья Викторовна! Я знала, что
море такое широкое, но я не знала, что оно такое длинное».
Многим студентам, никогда не выезжающим дальше родного
города, очень хотелось сходить на море, как когда-то мне хоте-
лось окунуться в морские волны, оказавшись впервые в Новорос-
сийске. После нескольких несчастных случаев с проводниками,
произошедших при купании в море во время поездок, ФПД уже-
сточило правила поведения проводников в пункте оборота, запре-
тив выходить из вагонов. Но, студенты – это те же самые дети, не-
взирая на возраст. Их желания мне были очень понятны, поэтому
я под своим присмотром повела студентов к морю. Оказавшись
на берегу, Вероника, увидев чаек, восторженно – вопросительно
закричала: «Смотрите, смотрите, это кто? Пеликаны?»
Возвращаясь на поезде в Москву, Вероника очень сильно оби-
делась на Наталью Викторовну Журавель. Подъезжая к тоннелю,
где поезд петлял так, что был виден въезд в тоннель, Вероника
увидела каменистый склон с одной стороны тоннеля, а с другой
– гору, на которой росли деревья. С упрёком в голосе, Верони-
ка огорчённо сказала напарнице: «Наталья Викторовна, вы зачем
меня обманули, сказали, что тоннель прорыт в горе. Разве не ви-
дите, камни привалили к горе, а внутри проложили трубу с рель-
сами».
               
  продолжение следует