Ночной разговор

Нина Изюмова
Древние удины, загадочная христианская нация Кавказской Албании,  тихо исчезающая в Азербайджане,  тревожные мысли о том, что ждет наш родной Кавказ, как воспитывать теперь уже не детей, а внуков,  любовь и гордыня – весь этот вихрь тем кружился около Евангелия и Достоевского, т.е. опять же около Евангелия.
 
Ведь каждая сцена у Достоевского  есть аллюзия, парафраз или аппликация евангельского текста.  Почему вызывает содрогание описание  в тараканьем жилище Смердякова «чугунного низенького подсвечника со стеариновою впрочем свечкой»?  Не потому ли, что свечка НЕ восковая, а, значит, не освЯщает, а всего лишь освЕщает безблагодатных  собеседников.  Они собрались не во имя Христа, потому Его нет среди них. Вот и договорились они до безумия одного и самоубийства другого.

А вдруг настоящим героем «Идиота» является Лебедев, который, хоть и «низок-с», по его собственному уразумению, но единственный в романе, кто хоть что-то строит, а не разрушает?

Почему князя Мышкина, всепрощенца, носителя «бесчеловечной человечности»  (св.Иоанн Златоуст)  зовут Лев Николаевич? Какая связь между ним  и Иешуа Га-Ноцри?

Случайно ли, что  толстовские идеи непротивления злу  захватили Россию накануне  одной из самых кровавых эпох ее истории?

Повторилась  ли в 1991 году кажущаяся мифом история о том, как русичи просили Рюрика «придти и володеть»  ими?

Вопросы, проблески догадок, тупики.  Беседа  с другом, приехавшим издалека и которому наутро надо уезжать.