Сын-крымчанин в российскую армию пошел - начало

Василий Гапонов
Стукнуло отроку моему уже 21… Я в его возрасте как раз в эти дни 32 года назад дослуживал последние деньки своего трехгодичного срока, а он только начинает. Зато только год! Шнурки на берцах только успеет подвязать – это батя мой так шутит над внуком.

Каждые полгода приходилось в военкомат бегать. Там проверяют. Не явиться – не имеешь права! Иначе все кары судебные на твою голову обрушатся! Проверяют и… отпускают. Не нужен пока! Гуляй до следующего раза. И так каждые полгода.

И вот в этом году все срослось. С третьего раза ушел. Первый раз не в счет: повестка была на 16 октября, а  13 скоропостижно умерла моя супруга.  Военкомат пошел на встречу, дал отсрочку – спасибо большое за человечность!

Потом было 6 ноября. Повестка дана и после этого снова медкомиссия в Симферополе. Бдительный хирург заметил старый шов на животе (в два месяца была операция без последствий) и отправил дополнительно на ФГС. Сын попробовал договориться без этого анализа, но не нашлось 2 тысяч для ускорения дела. Я вечером еще пошутил, когда он приехал: быстро ты на дембель пришел.

По линии военкомата очередь на глотание шланга была благополучно ускорена и  спустя пару дней нужный результат был получен – зеленый свет включен! Не пойму только, почему дают повестку на службу и только после этого начинают проверять физическое состояние? В мое совковое время сначала медкомиссия и только по ее результатам давалась повестка. Ну, ладно…

Итак, наступило 12 ноября. Старт! Подумал так: за полтора месяца парень потерял бабушку (моя мама), после 17 дней умерла моя супруга и остались только мужики на хозяйстве. Дай, думаю, хоть чем-то домашним побалую. В последние дни всякие оливьешки, крабовые, оладьи-блинчики делал. В дорогу снарядил тоже едой, заделав отбивных, надавал конфет, фруктов.

6 ноября (дата второй попытки рекрутизации) в военкомате заставили выбросить только продукты в стекле и консервных банках. Чем он меня расстроил глубоко на пару дней в третьей своей ходке, так это тем, что заставили выбросить… все! Сначала сказали:

- Надо выбросить скоропортящееся, поэтому даем вам время на еду и на выброс…

Ну, парень съел-таки отбивные. Успел. За 2 минуты. Потом сказали прекратить еду и выбросить все. Даже фрукты и конфеты. Фрукты-то зачем?! Конфеты месяцами в магазинах лежат! Неужели в первый день нельзя было дать доесть конфеты на ужин?! Зачем так подло выуживать, заставляя бросать в мешки, которые явно до мусорки не дотянут? Осадочек нехороший был.

Сын еще рассказал, что парни 6 ноября призвавшиеся куда-то в Астраханскую область нехорошо туда были доставлены. Во время всей дороги никто не кормил, потом выгрузили где-то в волгоградском поле и тоже на голодный желудок. Правда, какой-то майор во время полета прекрасно жевал свою еду на виду у нескольких сот голодных глаз. Сухпайки им сначала выдали, но сразу отобрали. Как оно лезло ему в горло при молодых пацанах?! Ты ж им как отец должен бы быть! Их от материнской сиськи только забрали, а ты жрешь себе преспокойно – какие ж тут тяготы воинской службы?! (Спустя неделю в Армянске родители этих призывников выходили и на меня, пытаясь узнать как обстановка у детей – из чего я понял, что телефоны тогда как отобрали на полевом аэродроме, так и не дали больше связаться с домом.)

В общем, я думал и моего сына такая участь ждет. Но сразу скажу, что мои опасения оказались напрасными. В самом военкомате в течение трех дней кормили хорошо, потом дважды выдавали сухпаек в дороге.  Ил-76 исправно доставил рекрутов в Москву, потом был плацкартный вагон до Смоленска и еще несколько часов до учебки. Обмундирование теплое, отношение нормальное.

Но вот остальное, что мне он рассказал по телефону, окончательно устранило неприятный осадок от выброса домашнего пайка. Проживают в удобном для прожития месте. Есть и удобные санузлы, душевые, кубрики на 6 человек, сушилки. Это одно.

Особенно порадовало питание. Тут тебе и масло дают, соки, молоко, рыбные консервы, пряники с конфетами (дед не преминул высказать желание тоже в армию пойти за пряниками). Сын сказал, что еле отбивные съел на обед с пюре. Салаты можно по своему усмотрению класть в разумных дозах (морковча, кукуруза, горох и капуста присутствуют). Звонить по телефону дают, но предупреждают: попытка скрыть мобильник чревата наказанием всего подразделения, поэтому лучше не секретничать. До сего дня со мной сын связывался каждый день, хотя иногда им выдавали мобильник на минут пять, но, главное, просто узнать дома в двух словах.

Естественно, я не удержался и насчет вопроса о неуставных отношениях. Из рассказа сына я понял, что в первый же день их водили всем взводом на просмотр фильма о дисбате. (Если кто не в курсе, то это «дисциплинарный батальон», куда для исправления отправляют особливо нерадивых солдат.) По-моему, с такого просмотра фильма как раз и надо  начинать службу. К тому же, перед отбоем всех заставляют раздеваться и проверяют тело на предмет появления ссадин и синяков – весьма неплохая профилактическая мера от дедовщины.

Сильно гоняют по уставу – это пока единственный критический отзыв сына, но это уж солдатская доля! Куда же без устава на курсе молодого бойца! Это тоже надо пройти. Полезно будет для жизни. Наверное, попадутся и самодуры еще – в воинской среде погоны с большими звездами могут порой создавать непреодолимый соблазн, но не без этого. Может и еще что будет неприглядное – не знаю. Но до этого момента я приятно удивлен бытовыми и кулинарными сторонами воинского бытия сына, особенно сравнивая его с моим временем – из чего следует, что не минимум не все было в наше время лучше, а сейчас хуже. Да и сам дух дисциплины в части тоже правильный. Пусть бы так и дальше было!