Чеченец по фамилии Вайсерт

Гунки Хукиев
               
       Автору статьи довелось участвовать в одной из миротворческих миссий по примирению кровников в 1983 году, в качестве шофёра. Старшие подрядили меня возить уважаемых в то время в Чечено - Ингушетии миротворцев к родным убитого в драке. Наша миссия состояла в том, чтобы отец покойного освободил от гнетущей неизвестности родных убийцы, кроме самой виновной руки (куьг бехке стаг).

 Собрав аксакалов из разных сёл я поехал в село, где ещё недавно происходил обряд похорон. Прохожие указали нам куда и как доехать, и мы быстро нашли искомые ворота. Послав к старику парламентёра из местных мои пассажиры почитаемые старцы дожидались у ворот, оперившись на посохи.

Через минут пять, десять парламентёр вернулся и доложил, что хозяин не хочет не видеть, не принять никого, хотя все четверо миротворцев посторонние люди, не имеющие никакого отношения ни к тем и ни к этим. Это была неслыханная грубость...
Среди моих старцев, знатоков шариата был чистокровный немец по фамилии Вайсерт. Такой же уважаемый аксакал как и остальные.
 
История его жизни такова:
Судьбе было угодно, чтобы военнопленный немец Вайсерт встретился в степях Казахстана с чеченцами, высланными как изменников Родины в 1944 году. Хотя в саму Чечню на Кавказе немцы так и не прорвались, но в Казахстане этот немец вошёл в чеченское общество. После освобождения из плена он остался с чеченцами, женился на чеченке, завёл семью. А после реабилитации народа в 1957 году вместе со всеми чеченцами вернулся домой, жил в том же селе Мелчхи (горячая вода) откуда родом его жена. Опирался на её тейп, тукхум.

"Меня больше чем советская армия пленили ваши адаты, обычаи и религия Ислам", – слышал я собственными ушами от возбуждённого пожилого человека, уже в обратном пути. Фамилия Вайсерт он сохранил, а вот имя ему дали Мохаммад. Его так и звали Мохаммад-Вайсерт из Мелчхи. Когда в 1990 году открылась путь - дорога на Мекку, совершил хадж в святые места и с тех пор стал именоваться Мохаммад- Хаджи из Мелчхи. В обществе всё немецкое от него удалили.

 В разгар перестройки в 1988 году в родном селе автора статьи устанавливали мраморный памятный чурт односельчанам погибшим на войне, без вести пропавшим на чужбине, умершим во время выселения народа в Казахстан, Киргизию. На открытии памятника пригласили и Мохаммада Вайсерта из Мелчхи.

Я отсутствовал на той мероприятии, жил и работал в городе Шевченко. Летний день выдался жаркий, дождя не было целый месяц, что является для сельских жителей катастрофой. И люди обратились к Вайсерту сделать доа - молитву, обращение к Аллаху. Вайсерт стал отказываться, мол, здесь присутствуют уважаемые богословы, пусть они совершают обряд прощение. Но люди настаивали.

"Хорошо, - ответил Мохаммад Вайсерт,- у меня будет одна просьба ко всем. На время моей молитвы выложите из сердца, души, из карманов всё что не угодно Аллаху. И главное: ради Аллаха, здесь же простите всем с кем вы в ссоре, будьте милосердны друг другу.
Когда Мохаммад читал молитву люди плакали.

 Народ ещё не успел разойтись, как небо затянулось тучами и начали капать капли дождя. А в вечером и до утра шёл долгожданный дождь.
Мохаммад - Хаджи обладал чувством иронии, самоиронии присущее как и всем чеченцам. Однажды его пригласили в село Нурадилово в Дагестан на открытие памятника чеченцу, Герою Советского Союза, Вайсерт отказался. Сославшись на то, что Ханпаша Нурадилов убил во время Отечественной войны 920 его братьев - немцев. 

А когда чеченцы, после развала Союза поддались всеобщей эйфории обогатиться любым способом, Мохаммад - Хаджи сказал: "Если те чеченцы 1944 года были такие как сейчас, то я не стал бы чеченцем".

Его пытался использовать в политических целях известный авантюрист Джохар Дудаев, но он отказался. Не принял ни его свободу, как грабеж на ж/д дорогах, которая проходила недалеко от его села, ни войну против России. Но все двери, ворота в Чечне ему были доступны и никто не мог отказать при примирении враждующих сторон, а тем более при сватовстве невесты. Он был желанным гостем во всех домах: "Сам Мохаммад-Хаджи из Мелчхи посетил мой дом!"

 Кроме, как говорят, в высоких кабинетах власти. И тем приходилось скрипя сердцем исполнять те или иные просьбы, жалобы, как обычно совершают руководители по отношению к своим подданным, какими бы святыми шариатскими лозунгами они не прикрывались.

...И тогда, когда в 1983 году ещё Мохаммад-Вайсерт из Мелчхи услышал от парламентёра, что их не желает видеть отец убитого, а чистокровные чеченские старцы стояли в нерешительности, он вспылил от негодования.
"Что значить уходит по хорошему, не хочет принимать гостей, и кого он из себя возомнил. Если на то пошло я чеченец без рода и племени. Пусть попробует убить меня, тогда он станет кровником всего чеченского народа!" И с этими словами вошёл во двор.
 На чеченском Мохаммад говорил необычным, непохожим для горских и равнинных жителей языке, для чеченского слуха каким - то мягким, весёлым акцентом. И сказать ему на его просьбы - "нет" никто не мог.
А был он высок, строен, подстриженной седой бородой, в национальной одежде, разумеется, в каракулевой папахе.
За ним гурьбой поспешили и другие аксакалы.
Не будем вдаваться в подробности, но будущий Хаджи Мохаммад завершил свою миссию достойно и освободил родных кровника от грядущей опасности.

Позже мне довелось быть свидетелем трёх грандиозных обрядов похорон в Чечне, где участвовали, как чеченцы, ингуши и другие народы Кавказа. Хотя официально их не объявляли национальными героями, но по всем параметрам процесса, похороны были грандиозными, как обычно хоронят выдающегося человека. Об этих людях ещё до погребения тела народ сказал своё веское слово.

Таким образом, в 2002 году первым хоронили Мохаммад -Хаджи из Мелчхи, вторым был Ахмад - Хаджи Кадыров из Центороя в 2004 году, и третьим в августе 2018 году предавали земле – Юсупа Темирханова из села Гельдыган. Который убил полковника Буданова.

Географически село Мелчхи и сельское кладбище расположены по разные стороны от федеральной трассы Ростов - Баку. Трасса делить село как бы на живых и мёртвых.
Во время похорон Мохаммад - Хаджи на несколько часов трасса стратегического значения России (М-29 «Кавказ») была перекрыта. Портретов, цветов, венков у чеченцев не принято выставлять, лишь суровые лица мужчин провожают покойного до места захоронения.

Многокилометровой змейкой поднималась до кладбища похоронная процессия, что расположено на восточном склоне легендарного Качкалыковского хребта, на самой границе тех мест, где во все времена Кавказских войн делили Чечню на мирную и немирную. 

Люди, шёпотом читая молитвы, шли за телом уважаемого человека, плотника из СМУ-11, Ордена дружбы народов СССР, Чечено-Ингушского управления строительства. Бывший солдат фашистской Германии Ганс Вайсерт, военнопленный Советской Армии, был похоронен как чеченец Мохаммад - Хаджи, по всем канонам Ислама. (Дала геч дойла, Дала декъал войла иза!!!).

В честь Вайсерта Мохаммад-Хаджи названа одна из улиц с. Мелчхи Гудермеского района. 

Р. S. Потомки Вайсерта ни по языку, ни по их образу жизни немцами не являются. Их родной язык — чеченский. Дети и внуки Вайсерта роднятся только с чеченцами. Один из трёх сыновей Мохаммада - Хаджи живёт в Германии. Второй - Хасейн Глава администрации родного села Мелчхи, третий- Хусейн - лицо духовное, мулла. И все носят фамилию - Вайсерт.