Сразу после Бога

Вахтанг Рошаль

http://www.proza.ru/2018/11/17/346
Конкурс Евгения Говсиевича.

Сразу после бога идет отец.
          Вольфганг Моцарт

   9 мая в Эйлате, как и во всем мире праздуют день Победы и проводят акцию "Бессмертный полк". Речи, венки, награждение ветеранов медалями в окружении портретов наших близких и родных людей - участников той страшной войны. И я тоже всегда там с фотографией своего папы, который прошел всю войну от Ленинграда до Потсдама. Моего папу Рошаль Еселя Шевелевича призвали 22 апреля 1941 года на сборы на три месяца. А вернулся он осенью 1945 года, за год до моего рождения. Я попросил свою старшую сестру написать о том, что она помнит из тех времен и вот маленький отрывок из её воспоминаний:

   «...большой буфет, за который папа бросал пачки с оставшимися папиросами и который его выручил в блокаду - он там нашел около 500 пачек. Он курил очень много, почти до самой смерти. Я увидела отца первый раз четырехлетней - только в 43 году, когда он навестил нас после ранения. Я его называла «дядя Саша» (папой я стала звать его только в 1946). Когда я родилась, его посадили (или он уже сидел). К счастью,на дворе стоял уже не 37-й, его выпустили, а потом забрали на военные сборы. Потом началась война. 118 дивизия, в которой он служил, входила в 10 корпус 7-й армии, который отступал в сторону Ленинграда, под Нарвой папу ранило в первый раз в щеку и его отвезли в Ленинград. Хорошо, что не в госпиталь на Кирочной, в который попала бомба и там почти все погибли. Война и блокада - это страшные вещи, это трудно представить. Мой папа был не трусливый, он страдал не от голода, а от отсутствия курева, недостаток еды он компенсировал водой, пил так много, что весь распух. И сосед посоветовал ему постепенно сократить количество выпиваемой воды. Он много раз ходил по Ледовой трассе пешком. Я спрашивала его – не страшно ли, он говорил, что нет. Страшно было, когда немцы наступают, а нечем стрелять. Он очень жалел тех, которые приходили с маршевыми ротами – все без оружия. Необстрелянные, они почти все погибали. После ранения папу взял к себе майор Трошкин – он работал в контрразведке «Смерш». Папа был очень доволен тем, что служил в Ленинграде, на Ленинградском фронте. Хотя было тяжело, но все-таки...
   Папа вернулся с войны в конце 1945 года. Он приехал на виллисе (его подбросили) и карманы его были полны конфет. Он тут же начала угощать всех детей во дворе – и своих, и чужих...»
   Лучше мне не написать, но помню, папа рассказывал, что когда отступали голодные и разутые из Эстонии, им встретился склад. Немцы были рядом, надо было торопиться. Лейтенант,командир их взвода разрешил вскрыть склад,- солдаты  набрали продуктов и  вышли к своим. Там их уже ждал особый отдел, провел дознание и  комвзвода за самоуправство арестовали и расстреляли.
   Папа провоевал всю войну, но блокадные воспоминания были для него самыми тяжелыми.
   Вот такое было время... А вообще-то мне повезло, что папа вернулся с войны  живой. Ведь иначе бы меня на этом свете не было бы.
   Мой папа всегда был самым хорошим и щедрым. Он помогал всем родственникам, хотя сами жили бедно. Мама рассказывала, а она была очень красивой, что за ней в юности ухаживал кинорежиссер И.Ф., уже тогда достаточно известный. Они гуляли по Питеру и разглядывали витрины с красивыми платьями и обувью. Ухажёр говорил: "тебе нравятся эти  туфельки? А вот это платье? Выйдешь за меня - куплю." А мой папа просто заходил в магазин и покупал на последние денежки. Кого выбрала мама, вы догадались? А когда на улице вечером им встретились бандиты, папа, воспитанник детского дома, не испугался, наклонился, засунул руку в сапог, как будто доставая нож, и бандиты убежали.
   Папа дождался внуков и безумно любил их, ни в чём им не отказывая. Я всегда вспоминаю его с теплом и любовью. А вдруг он там, в космосе или в другом мире прочитает это: Я люблю тебя Папочка!
   Хочу пожелать и вам, чтобы про своих отцов Вы вспоминали с Любовью.

 "Почитай отца твоего и мать твою, дабы продлились твои дни на земле, которые Господь, Бог твой, даёт тебе."
И сразу ясно: кто уважает родителей своих, тому ОН даёт многая лета. (Исход 20,12).