Автомобилестроение Украины,. из становления ЗАЗ а

Вит Талийросса
Посвящается коллегам и друзьям по совместной работе на автозаводе :
Виктории Герасимовой( инженеру - испытателю лаборатории двигателей ) ;
Любалину Александру ( начальнику производства автозавода ) ;
Валерию Мхитаряну ( начальнику сборочного цеха ) ;
Знаю , чтобы если бы пришлось , они бы и сегодня запустили предприятие , опыта в менеджменте и в управлении автозаводом , и сложнейшим механизмом производства автомобилей , им не занимать ...


Из воспоминаний создания " перспективы " ЗАЗ ; а ,первого прототипа " Таврии "...

Чем дальше уходит время эпохи создания собственной автомобильной индустрии на Украине , без её оглядки на западное автомобилестроение , и заимствования " забугорных " технических решений , ( исключая период во многом вынужденной постановки на производство чужих моделей автомобилей в конце 90 х и начале XXI века , далеко не лучших , и более того - откровенно морально устаревших ..., рождённых " шевролетовско - корейскими " " перепевами " ..., когда , если и было что брать , то надо было взять в другом месте ..., но это уже на совести заключавших контракты ... , при том , что качество экспертизы во многом определяется только испытаниями ..., а не подменяется жаждой немедленной наживы .... , и иными " хотелками " ...) , тем больше стираются страницы своей собственной истории , и правды о возможностях проектирования автомобилей в собственной стране , и создания своих автомобилей , о проектировании которых уже сейчас и речь не идёт ( уничтожен практически весь инженерный корпус профессионалов высочайшего класса с его наработками и умением создавать новую автомобильную технику ), провалена < под сурдинку > вся техническая и экономическая политика в лице " новых " хозяев жизни ... , " умело " расположивших на бывших территориях автозавода " мыльные " " опереточные " предприятия совсем другой конфигурации и профиля , ничего не имеющих уже общего с предназначением автозавода , и далёких от слова <автомобиль > ...

По роду своей деятельности ( и бывшей , и сегодняшней - 2018 год ...) мне приходилось испытывать многие модели автомобилей мирового автомобилестроения ( начиная с 60 - 70 годов прошлого столетия , поставляемых для сравнительных испытаний из - за рубежа автозаводам и центральному научно - исследовательскому институту НАМИ , по линии " Автоэкспорта " ) , и сейчас , находясь в других пределах , сопоставлять технические решения , особенности конструкции , ремонтопригодности , ценовые категории , покупательский спрос и предпочтения , другие взаимосвязанные моменты , ведущие к весьма тонким интегральным определениям - каким же должен быть современный автомобиль , и где же находятся лучшие образцы созданной техники по классам и категориям в " рангах о табелях " мировых фирм , ets ...
...........
.... Немного собственной истории ...
На снимке представлен первый автомобиль " перспектива " ( начало будущей " Таврии " ..) , вышедший из ворот конструкторско - экспериментального отдела автозавода в далёкие семидесятые годы ...
Слева у крыла автомобиля - зам . главного конструктора Геннадий Аверин ( ведущий проекта ) , за рулём - первый испытатель модели , и автор мемуаров ...
...На машине был установлен специально разработанный двигатель с жидкостным охлаждением объемом в один литр , начальной мощностью в 50 л.с ., созданный на МЕМЗ ;е ( Мелитопольский завод двигателей , г Мелитополь , Украина , ведущий конструктор - Владимир Балахнин ) ...
............
В мечтах создателей новой модели автомобиля , была идея стать в один ряд вместе с " бестселлерами " мирового автомобилестроения ( таких как , например , Морис Купер , Ситроен , Пежо, Опель , Фиат , и других ) , в части переднеприводных автомобилей < малого > и < субкомпакт > классов ...Начиная от первого опытного образца и в продолжение исследований и испытаний других вариаций модели , закладывались порой невероятные по своему изяществу ( и так можно сказать , но это " арт " в искусстве проектирования ) , когда принимались конструктивные решения , и создавались оригинальные узлы и агрегаты , не имевших на то время аналогов по техническим идеям в мировом автомобилестроении ... Так на представленном автомобиле была установлена передняя подвеска с горизонтально установленными вверху ( под ободом колёсной ниши ) , пружинами и , специфическими Y -образными рычагами , соединённых с цапфами колес привода передних осей , имеющих шарниры равных угловых скоростей , для экономии места в подкапотном пространстве ; также - установлено оригинальное центробежное сцепление , и первые в мире , тормоза с " отсутствующим " барабаном , функции которого заложили в усиленный колёсный диск самого колеса ...
******
Одними из самых " козырных " мест съёмок перспективных автомобилей и рекламных роликов о них - были на острове Хортица , и выкладывались в кадрах великолепным фотографом и мастером своего дела Гавриилом Косиком ...
....Мой любимый автомобильный номер ( счастливый ) " персональный " , который был всегда со мной < 75 - 75 проба > - на степных просторах , в горах , пустынях , городах и весях огромной страны ..." Перспектива " создавалась чуть ли не в тайне от автомобильного министерства , и вне любых его планов , по собственной инициативе , и тем более без должного субсидирования , сугубо на личном энтузиазме ...
*********
Напряженные испытания ( пробеговые - дорожные , и сугубо специальные ( по нормативным требованиям ) , например , горные испытания тормозной системы , задающие тепловой нагрев тормозов до отказа - проводились в закрытом режиме ( трасса закрывалась на несколько часов ) на затяжном и уникальном по своей конфигурации спуске с Ай Петри , Крым , на более чем 20 километровом серпантине в гоночном режиме от вершины вниз , дрифте с заносом обоих осей , и " полный газ - тормоз " в динамике разгонов на сравнительно ровных, но коротких участках , до кривых серпантина , при котором тормозные диски ( в другой уже версии конструкции дисковых тормозов ) нагревались до появления красного свечения металла - около 700 градусов Цельсия ... ) , шли параллельно с " показухой " - представлениями перспективного ряда модели в Киеве и Кремле - под " светлы " очи вершителей судеб страны , и вызовы эти происходили , как правило " чуть ли не ночью , с предложение явится к следующему дню ... Начинались гонки , давали майора , или полковника , из УВД области , чтобы " отшивал " попутно всех гаишников при попытках остановить за " speed " , и неслась к столице целая кавалькада автомобилей в построении " бампер в бампер " - метр друг от друга , где ведущий определял дорожную ситуацию за " всех " ..., и задавал и скорость , и торможения ...

Без одобрения < первых > лиц ( Шелеста , Щербицкого , Хрущёва и Брежнева ) , дело постановки автомобиля в производство никогда не шло . Итак повелось ещё со времён Сталина , когда ни один автомобиль не принимался в серию без их < высочайшего повеления > ...И такова была " процедура " для всех без исключения перспективных автомобилей и других автозаводов , включая " показательные выступления " иного рода , если это касалось бронеавтомобилей и танков , тогда к " смотрам " подключались и генералы с маршалами ...С этим пришлось " работать " , когда ставился на производство и проходил испытания , плавающий транспортёр <переднего края >, созданный на ЗАЗ;е в содружестве с НАМИ для армии , но это уже была другая история ...
.......
Более подробно :