Н. Н. Ге Совесть

Валентина Картис
     «Когда святой старец утомился размышлением бесплодным, последовал к нему с неба глас: "Антоний! Это - судьбы Божии. Исследование их душевредно. Себе внимай" (Игнатий Брянчанинов).
      Действие уже свершилось,  зачем же я продолжаю бежать  . . .
- Не делай этого!
«Иисус же сказал ему (Иуде): друг, для чего ты пришёл?» (Лк.22:48).
- Не делай этого!!!
«Иуда! Целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» (Лк.22:48).
- Не делай.. Не делай этого…
     Опаздываю. . . Я опаздываю.  Один год сменяет другой, и я вновь опаздываю.
     «А они возложили на Него руки свои и взяли Его» (Мк.14:46).
И опять все повторяется. Доколе будем терзать Твое Пречистое тело?
Перед глазами Голгофский Крест, еще слышен плач Богородицы, а в душах предварение пасхальной радости. Как это вместить в сердце и не впасть в отчаяние, памятуя о цене этой радости.
     И снова бег .
     Время – категория для людей. У Господа только Вечность. И может быть, есть смысл в моем крике, и однажды содрогнутся наши сердца, и не будет предательского поцелуя.
Предательство можно ли понести.
«согрешил я, предав Кровь невинную»
Шепчу с ужасом:
- Не делай этого . . .
О, книжники и первосвященники, шевельнулось ли что-то в душах ваших, когда упали наземь 30 серебряников, и нога не ступила на путь покаяния?
«Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам» (Матф.27:3-4).
И гибнет душа,  потерявшая упование на Милость Господа.
     Эта та тема, которой я боюсь. Думать о ней боюсь. Боюсь потому, что самое страшное, что может случиться – это стать предателем Того, от Кого имеешь жизнь. Боюсь потому,  что есть вещи, которые выше человеческого разума, и о них думать, возможно, не надо, и я гоню мысли об Иуде, но вновь и вновь думаю о погибшей (?) душе. Думать-то можно, но жалеть возможно  ли (?)  . . . Вот ведь сумел он сказать «согрешил я, предав Кровь невинную», раскаяние пришло, а покаяться не сумел, или не верил, что Иисус Христос  Сын Божий, или было такое отчаяние от совершенного греха. Не урок ли это нам. Без Бога нет жизни, а грех входит в того, кто готов его впустить в свою душу.)
     Когда я смотрю на картину Н. Н. Ге «Совесть» , мне хочется плакать о потерянном человеке. Здесь высшая степень одиночества. Нет одиночества более пронзительного, как то, когда душа теряет Бога. Если человек еще не уверовал, Господь всегда рядом. "Се, стою у двери и стучу... если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откровение 3:20).…»  А если отпал? Какая бездна перед ним…
Как многое говорит этот колорит, эта спина.
     Какие чувства мог испытывать художник в процессе написания картины, если, глядя на нее, хочется плакать.

Труслива и робка и не достойна,
лишь – трепетать, внимать, от ужаса неметь.
Возможно ли жалеть!? А сердцу больно.
Возможно  ли жалеть?! Возможно ли жалеть?!

И входит грех, когда душа готова
принять. Идущего по краю не сберечь.
И семя тли в себе я вижу снова, -
предавшего Любовь возможно ли жалеть.

Труслива и робка, в грехах повинна,
мне ли взывать, я человек . . .
- О Боже! впредь:
от жалости избавь . . . Но только в спину
взгляд уроню . . . Возможно ли жалеть…
     «Господи, в покаянии мя приими и не остави мене. » (Иоанн Златоуст)
«Говорит ему в третий раз:
- Симон Ионин, любишь ли ты Меня?
Петр опечалился, что в третий раз спросил его «любишь ли Меня?» , и сказал Ему:
- Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя»  (Ин 21:17)

     Действие уже свершилось, а я продолжаю догонять свой крик…
- Не делай этого!!!
Бег, длинною в жизнь …Голгофа и Воскресение… Доколе будем терзать Твое Пречистое тело, Господи!..