Мысли по поводу. О силе родных корней и менталитет

Сергей Дерябин
    
     Мысли по поводу. О силе родных корней и менталитете.
   
      Обмен мнениями с автором статьи «Корни» Георгием Цвикевичем.


        Здравствуйте, Георгий!
      Очень мощно и в то же время тонко, изящно написано! Аромат убеждения предпринятого душевного посыла пленяет сознание. Что называется, сирень Вашего произведения расцвела на славу!
      Хочу сказать сразу, что лично мне трудно прочувствовать прочность собственных корней, поскольку не дано было в своей жизни испытывать их на разрыв. А потому, подозреваю, у меня не получится в полной мере проникнуться страданиями людей, оторванных от своей родины и не имеющих возможности хотя бы навестить землю своих предков.
      Правда, есть одно личное наблюдение: я очень тяжело привыкаю к воде той местности, куда мне приходилось выезжать даже на несколько дней. Но это - физический аспект проблемы. Однако кто его знает, может быть физика во многих случаях тесно связана с лирикой чувств?
       И тут интересно вот что. Отчего силу яростного напора европейских колонистов, покоряющих просторы американских прерий, не подтачивала незримая, душевная связь с покинутыми полями Йоркшира, голландскими городками и ветряными мельницами? А русских первопроходцев, покорителей Сибири и Дальнего Востока? Впрочем, может быть в глубине мятежных душ этот мотив все-таки нет-нет да отзывался?
      Вот ведь тема интересная! Вы уж извините меня, Георгий, что, ощущая возвышенность Ваших чувств и сочувствуя им, я, тем не менее, отзываюсь на них столь приземленным образом. Просто у меня сегодня ассоциативный настрой такой. К тому же, честно сказать, меня давно занимал физический аспект данной темы.
С уважением
Сергей.
Сергей Дерябин   20.11.2014 00:47 
........................................................
    
     Сергей, спасибо большое за ваш замечательный отзыв. Логика ваших размышлений абсолютна понятна, а отсутствие опыта длительной разлуки с родиной вовсе не является минусом. Кстати, почувствовать прочность собственных корней можно и не покидая родину, поскольку идеологическая война уже пришла в наши города и веси, и чья-то жёсткая рука ластиком лжи и подтасовок пытается стереть нашу историческую память, лишить корни привычной почвы. Война уже не оставляет выбора и человек должен определяться, даже не в смысле своей позиции, а в смысле защиты собственных корней, под которые ведут подкопы искусные кроты - пришельцы из чужеземных земель.
     По поводу физики хочу сказать, что это очень весомый аргумент в пользу родной земли и он безусловно накладывает отпечаток даже на самые высокие чувства.
   Что касается европейских колонистов, то мне кажется, что у них был совершенно другой мотив. Они хотели воссоздать в Америке свои Англии и Голландии, и потому несли на эти территории свои привычки, уклад жизни, религию и нравственные нормы. Америка была для них продолжением Европы и их миссия безусловно давала им определённую нравственную опору. Та же история происходила и с русскими первопроходцами, тем более, что и Сибирь, и Дальний Восток не были отделены от Московии большой водой. Важным моментом для любых колонистов было отсутствие выраженной государственности на колонизируемых землях. Конечно, на новые земли в Америке прибыло и огромное количество европейских авантюристов и искателей приключений, для которых ощущение собственных корней никогда не было определяющим мотивом поведения. Были такие люди в ватагах Ермака и Дежнёва, но русские первопроходцы всё же применяли оружие с большей разборчивостью, а политика власти в последующие за колонизацией времена позволили многочисленным народам России сохранить свои языки и обычаи, остаться в местах своего исторического проживания, в отличии от позорных резерваций американской истории.
С уважением, Георгий.
Георгий Цвикевич   20.11.2014 18:55
..........................................................
 

   Георгий! Очень ценные размышления! Полностью с Вами согласен.
Действительно, и об этом Вы очень своевременно напомнили, целостность наших родных корней зачастую, а в нынешнее непростое время в особенности, находятся в большей опасности от посягательства со стороны внешних сил, нежели от наших внутренних передряг или же тяги к перемене мест.  И, как всегда это бывает, ценность некой данности ощущаешь только при опасности ее утраты.
    Переписываясь с некими европейскими адресатами и постоянно находя в их суждениях высокомерные, уничижительные оценки нашей российской истории, современной жизни, а, пуще того, презрение к нашим, русским "менталитетным порокам", я старался отвечать на эти оценки взвешенно и корректно, указывая в ответах на необходимость следования принципу неподсудности каких-либо наций. Однако нарастающее чувство внутреннего протеста в конце концов стало доходить до стадии кипения. Какого хрена! Что вам там видно со стороны? И почему, например, ваши европейские добропорядочные граждане с радостью приняли человеконенавистника Гитлера, а прибалтийские обыватели с приходом вермахта, на своих чистеньких уютных площадях  (по воспоминаниям немецких офицеров)  устраивали разнузданные расправы над евреями, разбивая их черепа дубинками, причем,  толпа при этом восторженно ревела, а матери поднимали на руках своих детей, чтобы они не упустили столь восхитительного зрелища!  Какой к... матери менталитет?!  Куда подевалась тогда ваша европейская добропорядочность и гуманизм?!
    А теперь,  с приходом "украинского праздника европейской демократии" у меня вообще пропала тяга вразумлять носителей европейской "цивилизованности". На следующий день после Одесской трагедии (2мая 2014г), когда в Киеве ей рукоплескали, а в европейских столицах согласно кивали головами, я написал своему немецкому оппоненту о том, что его великие просвещенные предки создавали идеалы европейской демократии, а вы, нынешнее поколение европейцев, их просто предали. И на этом завершил переписку.
    И Ваши слова о том, что колонизации Америки и Сибири имели принципиальную разницу, я нахожу справедливыми. Действительно, если колонизация Африки и потом обеих Америк европейцами сопровождалась безжалостным порабощением или тотальным уничтожением местного населения, то русские первопроходцы Сибири (царевы люди и вольные казаки) таких вольностей себе не позволяли и, сломив вооруженной сопротивление, если таковое оказывалось, предпочитали договариваться с аборигенами.  Так что в данном конкретном случае русская чистоплотность физическая нашла свое отражение и в большей чистоплотности моральной.
С уважением
Сергей

Сергей Дерябин   21.11.2014 13:49