Не убивайте в мальчике мужчину...

Галина Дейнега
Встретились в интернете стихи Юрия Сидорова с таким названием и невольно вспомнилась давняя  история. Я, Ирина,  и моя двоюродная сестра, Марина,  ровесницы. Жили в одном городе, дружили с детства. В двадцатилетнем возрасте обе вышли замуж. Я — за военного и тут же отправилась по месту службы мужа. Сестра — за  гражданского, осталась жить в городе. Я родила  дочь,  сестра — сына. Наша семья моталась по военным гарнизонам страны, дочь получала спартанское воспитание. Семья сестры не сложилась, она одна воспитывала ребёнка в городских условиях. Наши дети одновременно пошли учиться в школу, а по окончании первого класса и произошли эти события.
   
Лето. Дочь отдыхает у бабушки по отцовской линии, муж на сборах. Звонит Марина. Ей предстоит месячная командировка в город, расположенный надалеко от нашего гарнизона. Она  берёт с собой сынишку, по пути планирует заехать ко мне.
   
Ванечка я увидела впервые. Он произвёл на меня приятное впечатление. Белокурая головка с длинными кудрявыми волосами, миловидные черты лица, светлая  улыбка, сияющие любопытством ясные голубые глазки и уже формирующаяся широкоплечая мальчишеская фигурка. Вот только бледненький, как обычно бывают «комнатные» дети в больших городах.
   
Предлагаю сестре не мучить мальчишку и до окончания её командировки оставить его пожить на природе в нашем военном городке. На весь месяц! После раздумий Марина соглашается. Вечером с оказией я провожаю сестру к месту её следования и начинаю новую жизнь, полную неожиданностей и приключений.
   
Пора отходить ко сну. Постелила мальчику на диване в гостиной, уложила его, погасила свет, а сама отправилась в спальню. Слышу всхлипывания. Подхожу.
   
— Ваня! Что случилось?
   
Тоненьким, вздрагивающим от рыданий голоском, признаётся:
   
— Мне… страшно!
   
— С чего бы это?
   
— Темно!
   
— Хорошие сны только в темноте и сняться!
   
—  Мы спим… при свете! В темноте … страшно!
   
— Придёт серенький волчок, схватит Ваню за бочок?
    
— Да! Могут и разбойники… напасть.
    
Пауза. Надо что-то придумать.
   
Я понимала состояние мальчика. Люди боятся перемен, а они всюду  поджидают, делают жизнь Жизнью. Страх — спутник каждого из нас. Он в нас самих и, словно хитрый джинн, пытается подчинить себе, шепчет: «откажись! откажись!» Научиться преодолевать страх — первый важный жизненный урок. Не выучил — пошли проблемы: боязливость, малодушие, затем зависимость, рабство, а там и глубочайшая бездна, в которой гибнут люди, исчезают народы. Трусость - главный порок.
   
В голове мелькнула мысль сочинить сказку.
    
— Так! Считай, что ты Иван-царевич. Поселился в новом дворце. Дворец хорошо охраняется. Царство за высоким забором. Часовой с ружьём стоит на посту. Никто не пройдёт! Волки уже спят. Утром их погоняем.
   
Всхлипывания не утихают.
   
— Ну, ладно, ладно, — тихонько шепчу я, —  всё хорошо, не надо лить слёзы.
   
А мальчик продолжает признания:
   
— Я… всегда… сплю…  с мамочкой.
   
— Спал, — поправляю я. — Теперь ты подрос. Уже во второй класс перешёл. Пора спать одному!
   
— Тётя… Ира! Возьмите… меня… к себе…. в кровать!
   
Уговоры не помогают. Что же ещё придумать? Включаю свет. Достаю кружевную ночную сорочку дочери и бантики.
   
—  Ну что? Оказалось, ты не Иван-царевич, а плаксивая девчонка. Вот тебе девичья ночная рубашечка. Надевай. В твои длинные волосы сейчас вплету бантики.
   
Голубые глазки мальчишки широко открылись.
 
— Нет! Я не плаксивая девчонка! Я мальчик! Не буду надевать девчоночью рубашку! Не буду! Не надо мне вплетать бантики!
   
— Хорошо. Тогда дыши глубже.
   
Успокоился.
   
— Закрывай глазки. Я гашу свет. Думай о хорошем и засыпай.
   
Усталость взяла своё. Ночь прошла спокойно. Утром я поздравила Ваню:
   
— Доброе утро! Как хорошо, что в доме появился мальчик, будущий мужчина!
   
Он улыбнулся похвале. А за завтраком случился новый каприз:
   
— Утром я всегда пью молоко с булочкой, или  с блинчиками!  — отодвинул ребёнок поданную ему кашу.
   
— В нашем царстве молоко привозят только маленьким деткам. Придётся обойтись без молока. Чтобы быть сильным, надо есть кашу. Тебе она понравится. Каша вкусная.
   
Позавтракали. Первым делом я повела племянника в парикмахерскую.
   
— Сделайте нам  красивую мужскую стрижку, — обратилась я к мастеру.
   
— Садись! — широким жестом пригласил тот мальчика в кресло.
   
Длинные кудри долой!
   
— Как легко стало! — отметил Ваня, разглядывая в большое зеркало красивую уменьшенную головку с мужской причёской.
   
Солнце припекало. Я заставила мальчика раздеться до трусиков и показать своё бледное тельце солнышку. Далее мы отправились проверять царство. Охрана на посту. Часовой с ружьём. Разбойники не пройдут!
   
— А теперь ищем палки. Пойдём гонять волков!
   
Палки нашли. Стали ими проверять кусты, заросшие колючей ежевикой. Раздался лай.
   
— Это собаки! Не волки!
   
— Разве? А мальчик из Москвы считал, что тут волки водятся.
   
Время близилось к обеду. Сестра предупредила, что в суп не следует класть лук, иначе Ванечка есть его не будет. Решаю, если в суп лук не класть, то следует приучить мальчика к сырым и луку, и чесноку. У нас в доме эти «лекарства от семи недуг» всегда подаются к обеду. Заметила у ребёнка на зубах тёмные пятнышки. Дала ему в руки небольшое зеркало и попросила внимательно посмотреть на зубки.
    
— Видишь чёрные точки?
    
— Вижу.
    
— Если не кушать каждый день лук и чеснок, точки начнут увеличиваться. Зубы станут чёрными, сгниют, выпадут.
    
— Я не хочу, чтобы они выпали, — пугается ребёнок.
    
— А мы этого и не допустим!
    
Я наполнила тарелку борщом, срезала хлебную горбушку и натёрла её чесноком с солью.
    
— Пробуй! Борщ с «пампушкой». Чтобы зубы были здоровыми.
    
— Вкусно, — удивлённо произнёс едок, откусив горбушку и заедая её сытным борщом.
   
После ужина предложила мальчику обойти царство.
      
— Нет, нет, нет! — запротестовал «герой». — Темнеет. Я боюсь темноты.
      
—  Мы с палками пойдём. Надо же перед сном погонять волков!
    
Сумерки сгущались. Тёплая благоуханная ночь шла за нами. Синий закат невидимой кистью закрашивал небо — слой за слоем, слой за слоем.  Показались первые звёзды. Потом совсем стемнело. Далёкие огоньки повисли между деревьями.
Мы стояли только вдвоём, прислушиваясь к ночи. Задрав голову, любовались огромным звёздным небом, совсем не таким, как виднеется в просветах городских многоэтажек.
     — Красиво! — тихонько признался мальчик, удивлённый и восхищённый развернувшимся зрелищем, острым и прекрасным во тьме, полной сверкающих звёзд, с месяцем, изливающим мерцающий свет.

— Ваня! — уверенно заявила я, — чтобы стать мужчиной, надо  странствовать. Всегда, всю жизнь надо идти к своей цели. Тебе нравятся рассказы о путешественниках, о покорителях высот и глубин, об отважных моряках, преодолевающих неистовые шторма?
 — Конечно, нравятся!
   
Истории про смелых и отважных детям нравятся, но порой они считают это делом взрослых людей и полагают, что, повзрослев, тоже станут смелыми, как герои интересных рассказов. Мне хотелось, чтобы этой летней ночью под высокими звёздами Ваня понял, что смелость сама не придёт. Сейчас есть мама, тётя — большие, храбрые, прекрасные защитницы от всего. А скоро предстоит самому стать защитником.
   
  —А знаешь, как по звёздному небу определять стороны света: север, юг, восток, запад? — задала я вопрос.
   
 — Нет. Я и неба такого огромного никогда не видел.
   
 — Есть на небе Полярная звезда. Она помогает определяться путникам, мореплавателям. Звёздное небо вращается, Полярная звезда — центр этого вращения. Она всегда показывает север.
   
Мы нашли на небе ковш Большой Медведицы, от него вышли на самую яркую звезду ковша Малой Медведицы. На непостижимой высоте среди тысяч крошечных огоньков ярче всех сияла она — Полярная звезда. Путеводитель на все времена.
   
Я объяснила, как определить по Полярной звезде стороны света, направление ветра.
   
Тёплый лёгкий ветерок оказался южным. Я продолжила:

— Закрой глаза и представь себя капитаном лайнера, бороздящего океан. Смелым, сильным, отважным. Запомни, что жизнь — не только выполнение традиционных обязанностей, но и открытия, озарения. На нашей планете Земля живут люди и живёт природа, и важно понимать природу, жить с ней в ладу.
   
Освещая путь мощным фонариком, мы обошли царство. Волков не обнаружили. Спать Ваня лёг без капризов.   
   
На следущий день принесли почту.
   
— Ваня! Пока я готовлю обед, прочти мне газетные заголовки, выберем самое важное.
   
Оказалось, что у ребёнка с чтением не всё благополучно. Читает быстро, но монотонно, о чём прочёл, пересказать не может. Даже не понимает, что я от него требую. Пришлось достать  «Букварь».
   
— Ваня, видишь, кроме букв есть запятые, точки. Это знаки препинания —  остановки при чтении. Читаешь и на запятых ненадолго останавливаешься, на точках — дольше. Начали!
   
Играючи, медленно, по предложениям читали, учились понять прочитанное, пересказать. После «Букваря» перешли к прочтению и пересказу газетных текстов. Оказалось, что это интересно! «Ванечка, что сегодня пишут?» — спрашивала я, а он с пафосом сообщал последние новости.
   
Предстояло познакомить племянника с мальчишками гарнизона — загорелыми «разбойниками». Надо, что б его не оттолкнули, приняли в компанию, и я могла бы выйти на работу. Стала продумывать операцию знакомства, а она и не понадобилась! Послала Ваню за хлебом. Приносит хлеб и радостно сообщает, что его ждут мальчишки играть. С той поры он рвался на улицу, приходил грязный в царапинах, проголодавшийся и счастливый. В обеденный перерыв я кормила его. Он поглощал всё, что я подавала, ел вприкуску лук, чеснок. Набегавшись за день, вечером взахлёб рассказывал об интересных играх, походах, самостоятельно мылся перед сном и валился на постель, засыпая богатырским сном.
    
Мальчик очутился в другом, не привычном для него мире, и этот новый мир нравился ему всё больше и больше. Был счастлив, что нашёл друзей — и каких друзей! Вся его восторженная привязанность надлежала теперь этой новой жизни.
   
Месячный срок истёк. Приехала Марина. Мальчика  не узнать! Загорелый, подросший, уверенный в себе.
   
— Как ты? — обняла мать сына и расплакалась.
   
А ему многое хочется рассказать. Какой здесь красивый лес! Как ходили собирать грибы, ягоды! Какие здесь мальчишки! Настоящие друзья!
   
Пришла пора прощания.
   
— Тётя Ира, можно я на следующий год приеду к вам?
   
— На следующий год видно будет.
   
Получилось так, что мужа вскоре перевели служить на Север, затем на Дальний Восток. Встреча с племянником произошла спустя двенадцать лет. Уже взрослый парень порадовал меня и внешним видом, и характером. Главное: с детства он понял, как и в том стихотворении, с которого я начала рассказ, что позорно из-за страха отступать.

Закончить воспоминания хочу словами Юрия Сидорова из его стихотворения "Не убивайте в мальчике мужчину":
Я знаю точно: за детей вам страшно,
Но не старайтесь из от мира оградить!
Скажите им: всё то, что в жизне ВАЖНО,
Любой целой необходимо защитить.