Шумная история лесопьеса

Евгений Кремнев 2
ШУМНАЯ ИСТОРИЯ (ЛЕСОПЬЕСА)
СЦЕНА ПЕРВАЯ.
Действующие лица:
Лесник- мужчина шестидесяти лет.
Школьники лет восьми:
Саша мальчик
Лиза девочка
Лес средней полосы. По лесу шагает лесник. Рядом с ним мальчик и девочка. Дети устали.
К стволу берёзы лесник бережно устанавливает небольшое электронное устройство.

Лесник. Ну всё дети. На сегодня всё. Большое дело сделали. Установили все десять шумоуловителей.

Лиза. Дедушка, а долго нам ещё до лесного домика идти? Мои ножки совсем идти не хотят.
Лесник. А мы привал сделаем здесь под берёзкой, пока Сашка проверяет работу последнего шумоуловителя.

Устраиваются на привал. Едят. Саша стоит напротив прикреплённого шумоуловителя с планшетным компьютером.
Саша. Всё. Устройство работает нормально дедушка. Ой! Что это?! Дедушка! Дедушка! Смотри рядом с нашей стоянкой какие то неизвестные шумы!( Показывает дедушке экран. Из компьютера слышаться звуки ломаных веток)
Лесник. (Смотрит на экран) Ребята, а ведь нам хотят помочь! Нас хотят довести на своих спинах зубры! Они уже отправляются к нам.(Слышится шум. Читает сообщение)  Не бе- спой-кой-тесь скоро будем. Просьба подождать! С Уважением Главный Зубр!
Лиза. Дедуля, но такое только в сказках бывает, что бы с животными разговаривать по смс?
Лесник. (смеётся) Нет Лизонька это не смс. Это шумограмма. Шумовое сообщение от представителей живой природы.
Саша. Лиза ну как ты не поймёшь. Зря мы что ли сегодня столько по лесу протопали? Что бы все десять шумоуловители установить. Эти устройства улавливают все шумы и звуки нашего заповедника. Потом передают все звуки в дедушкин компьютер, где специальная программа их переводит на наш человеческий язык.

Из леса появляются два зубра. Важно, степенно кивают головами людям. Подходят к ним ближе. Лиза прячется за дерево. Саша забирается на дерево. Лесник ласково гладит животных.

Лесник. Да не бойтесь вы. Вот видишь Лизонька, а ты говоришь только  в сказках так бывает. (Дети выбираются из укрытий и подходят ближе. Лесник помогает детям забраться верхом на зубра. Сам забирается на спину другого)
Саша. Вот здорово! На настоящих зубрах теперь до нашей лесной лаборатории доедем!(Гладит животное)
Лиза.(робко) А как же они дорогу до нашей лаборатории найдут?! Вдруг мы заблудимся?
Лесник. (Набирает на клавиатуре компьютера. Слышится лёгкий шум) Доставят в лучшем виде! Я им сообщил адрес. Координаты нашего жилища.
Лиза. А как это ты сделал, дедушка?
Лесник. У каждого животного есть внутренний компас. А точнее целая система навигационного оборудования созданная самой природой. Журавли например, летят через три океана туда и обратно и не сбиваются с пути. Возвращаются домой.
Лиза. Как лесное такси с навигатором?
Лесник. (смеётся) Ну вроде того.
Лиза. Ну а как же дедушка они понимают тебя?
Лесник. Саша тебе объяснял, что в моём компьютере специальная программа для переводов установлена. Эта программа создаёт звуки понятные диким животным. А так же и расшифровывает непонятные шумы- звуки живой природы. Для человека это кажется обычным шумом или звукорядом.
Саша. Дедушка с профессором Рябчиковым впервые в мире установили, что звуки природы могут нести сообщения человеку. И если расшифровать и изучить законы этих природных шумов- звуков, то можно создать язык общения с деревьями, с животными, с птицами и со всей живой природой. Над этой компьютерной программой дедушка с профессором Рябчиковым полжизни работают. Вот слышишь… Лес шумит!  Он всегда по разному шумит, да дедушка?
Лесник. Верно, послушаем о чём сейчас шумит лес.(смотрит на компьютер читает). Так значит. Завтра погода будет ясная, довольно сухая, однако ветерок небольшой. В обед ожидается грибной дождь. Наибольшее количество белых грибов ожидается в Янихе, в березняке.
Лиза. Ура! Завтра за грибами поедем! А давайте опять зубров попросим? А?
Лесник. Э- нет Лизонька( хитро улыбается) Человек не в праве природе приказы и команды давать. Это закон! Человеку нужно лишь слышать, наблюдать за ней. И ко всему живому с добротой относится, тогда и она свои услуги предложит.
Лиза. А как предложили услуги лесного такси эти зубры?( гладит по спине зубра)
Лесник. Совершенно верно( смеётся).

Неспешно едут по лесу верхом на зубрах. Прислушиваются к окружающим звукам. Слышатся звуки леса: пение птиц, стук дятла, кукование кукушки.

Саша. Дедушка, а расскажи как ты начал изучать язык живой природы?
Лесник. Давно это было. Был я молодой. Только что Институт Лесотехнический  закончил. И случайно попал в этот заповедник. Одни друзья звали в Африку, другие в субтропические леса, Профессор один в горы звал изучать заморские горные деревья.  Но мне свой лес по душе был. Лес средней полосы  России. Мне он казался интереснее, загадочнее. Конечно, я интересовался природой других континентов. Бывал я и в джунглях и по морям ходил, по пустыням. Но тянуло меня домой в свою родную среднюю полосу, в свой заповедник. Всё мне в нашем лесу родным кажется и деревцо большое и малое, и птичка всякая и зверь любой. И поэтому и ружья ни когда не ношу с собой.
В те далёкие времена я был молодой лесник. А Рябчиков аспирант - биолог, изучающий поведение животных нашего заповедника. Влюблённый в каждое живое существо нашего леса. В одну суровую зиму однажды взял с собой мешок лесных орехов и отправился на дальнюю кормушку нашего заповедника. Ну что бы зверей подкормить в зимнее время. На лыжах пошёл один. Я же остался в сторожке лес охранять – и тоже один.
Время уж много прошло, а Рябчикова всё нет и нет. Ну думаю не случилось ли чего. Я сообщил руководству лесничества.  Прибыли участковый и другие лесники и все на поиски отправились.
Но тут как на зло метель началась, и все следы от лыж его полностью замело.
Стихла метель, успокоился ветер. Иду я на лыжах по предполагаемому маршруту Рябчикова. В друг в сторонке вижу, как ореховки ныряют под снег и орехи вытаскивают. Но ладно бы одна была, а там их целая стая. Подъезжаю я к этому месту и вижу снегом запорошенная ложбинка. Смотрю и из под снега какие то звуки раздаются. Я уж подумал не медвежья ли берлога, ни медведь ли среди зимы проснулся. Пригляделся, а рядом обломок лыжи Рябчикова. Откопал я его живого, но идти он не мог. Ноги повредил.
Упал он в яму- ловушку, которую браконьеры на крупных животных ставили когдато.  Я его растёр. Чаем отпоил и тащил я его до сторожки по сугробам.   Смастерив из своих снегоступов что то вроде санок.
Рассказал я ему про птиц ореховок. Как они его найти помогли. А он как поправился так мы с ним и увлеклись изучением поведений этих птиц. Как они под снегом могут находить орехи спрятанные другими птицами.
Саша. А я про этих птиц читал в Книге Виталия Бианки Лесная Газета.
Лиза. Я тоже эту книжку читала!
Лесник. Вы молодцы! Настоящие исследователи лесного океана! Потому что настоящие учёные много читают и изучают труды своих предшественников.
Саша. Дедушка, ну а как вы узнали, как ореховки могут орехи находить под снегом безошибочно?
Лесник. Все деревья от  ветра раскаиваются, скрипят. Звуковые волны от раскачивающих деревьев распространяются по толщи снега. Бежит такая звуковая волна, а там где пустоты ямки, ну где обычно орешки птицы прячут там эта волна по другому себя ведёт и звук в этом месте становится иной. Птица обладает очень тонким слухом и улавливая этот отличающийся звук. И без ошибки находит спрятанные орехи.
Саша. Дедушка, а я читал, что кабаны тоже чутким слухом обладают.
Лесник. Верно у кабанов очень слабое зрение, но чуткий слух и острое обоняние.
Изучая повадки этих лесных жителей, мы с профессором Рябчиковым и шумоуловители лесные создали. Лесной шумоуловитель в точности такой же как слуховой аппарат кабанов, только наш шумоуловитель полностью электронный.

Подъехали к ленному дому, к ленной лаборатории. Слезают гладят зубров. Лесник угощает зубров морковкой. Дети благодарят их. Зубры уходят в чащу. Лесник и дети заходят в лесной дом- лабораторию.

СЦЕНА ВТОРАЯ
В лесной лаборатории.
Действующие лица:
Лесник
Саша
Лиза
Профессор Рябчиков

Профессор Рябчиков. О! Вернулись юные исследователи из экспедиции! Давайте мыть руки и за стол.
Привет старина( обращается к леснику) сколько шумоуловителей установили?
Лесник. С такой командой все десять!
Профессор Рябчиков. Вот молодцы! Значит включаем шумомонитор?

Профессор Рябчиков включает большой экран. Дети, лесник смотрят на экран. На экране карта  разных цветов.. Профессор рябчиков берёт в руки компьютерную «мышку» наводит на красную область карты.

Лесник. ( объясняя детям) Красная область на карте- это шумы- звуки , значит  звери чем то обеспокоены.
Профессор Рябчиков. ( «мышкой компьютера » увеличивая область на экране) Это зубриха- мама ожидает потомство. Вот всё семейство и обеспокоено! Вон как они за неё переживают. И она переживает.
А она переживает, что два сородича решили подвести лесника и детей и до сих пор не вернулись.
Это вы на зубрах доехали?( обращается к леснику и детям)Гениально!!! Никому не удавалось в дикой природе приручить зубра!
Лесник. Показывая на экран а вон уже и вернулись наши зубры!
Посмотрите и красный свет стал зелёным- значит зубриха успокоилась, вернулись её сородичи из стада.

Дети радостно кричат. Смотрят на экран.

Профессор Рябчиков. Все к столу. Такое событие надо отметить крапивыным квасом. А ещё я вам похлёбку по- профессорски приготовил. Проходите в столовую лаборатории. Чтобы заниматься наукой, необходимо подкреплять силы иногда. А то после каникул родители вас и не узнают.
 Лесник. А я вам тогда чай по- леснически приготовлю. Ведь у каждого лесника свой рецепт приготовления чая.

Все кушают в столовой. Пьют чай.

Профессор Рябчиков. Старина( обращается к леснику) Я завтра в Москву уезжаю. Вызывают в министерство природы. Ожидается серьёзный разговор.
Лесник. Эх что то не ладное. Кабы не свернули нашу программу по изучению и расшифровке лесного шума.
Профессор рябчиков. Не унывать старина! Прорвёмся! Я им запись сегодняшнюю покажу! Это же мировое открытие что бы люди с зубрами разговаривали! Это уже Нобелевская премия! Что бы по звуки природы человек мог расшифровать!
Лесник. (смеётся)Это уж громко сказано! Лучше бы оборудовали лесные стоянки для туристов. Организовали вывоз мусора около садоводств. Ликвидировали свалки в лесах.
Профессор Рябчиков. Ну вот видишь старина на что ты можешь Нобелевскую премию потратить!
Лесник. Без такой команды я бы не справился.
Саша. Эх завтра в Москве футбол, наши играют! Жаль что у нас телевизора нет, матч теперь не посмотреть(грустно).
Профессор Рябчиков. Точно, футбол! Гениально! Девиз у нас какой?! Не унывать! (обращается к Саше) Исследователи должны быть находчивыми!  Что такое футбол?
Саша. Игра! Азарт! Шум трибун! Ожидание победы любимой команды!
Профессор Рябчиков. Верно молодой человек! А теперь из слов которые вы перечислили найдите ключевое слово. Которое, позволит вам достичь результата то есть- посмотреть футбольный матч здесь в лесу в лесной лаборатории при неимении телевизора?
Пауза.
Саша. (задумался) Ключевое слово… Шум трибун! Конечно, шум трибун! Если вы с собой возьмёте шумоуловитель. То по  шуму трибун мы сможем построить графическое изображение футбольного матча на нашем шумомониторе!

Все радуются. Ликуют.

Лесник. Это ещё раз подтвердит, что наше изобретение имеет практическое применение. А то я знаю, в министерстве природы некоторые люди считают меня сумасшедшим лесником, помешанным на шуме природы.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Москва. Профессор Рябчиков в кабинете министра Природы Дятлова. Смотрят футбольный матч Рябчиков, Дятлов и другие эксперты по природе.
Действующие лица:
Профессор Рябчиков;
 Дятлов- министр природы;
Маша Дятлова- девочка лет восьми, внучка Дятлова.

Все присутствующие в кабинете ликуют после забитого гола. Россия выиграла Испанию!

Министр Дятлов. Коллеги! Давайте поздравим Профессора Рябчикова с уникальным изобретением! Теперь он доказал, что шум леса, который состоит из шума листвы деревьев, криков птиц, животных, и множества других звуков можно преобразовывать в цифровой сигнал! Таком образом Рябчиков с единомышленниками расшифровал язык природы!
Теперь мы можем разговаривать с животными, понимать их, продолжать исследования растительного мира уже на новом научном уровне так сказать общаться с природой!
Сегодня на стадионе были установлены шумоуловители, которые преобразовали шум стадиона в видеоизображение и передали его нам сюда в кабинет! (все поздравляют Профессора Рябчикова)
Профессор Рябчиков. Огромнейшее спасибо коллеги за вашу поддержку! Значит исследования будут продолжены господин Министр?!
Министр Дятлов. Исследование по изучению лесного шума продолжать, но ваше устройство для разговоров с животными, к сожалению придётся заморозить!
Профессор Рябчиков. ( удивлённо) Это почему же!?
Министр Дятлов. Дорогой и уважаемый профессор, это не безопасно! Вы слыхали про боевых слонов? Или про собак со взрывчаткой в японскую войну? Так вот если устройство попадёт в руки каких- нибудь террористов или бандитов?! Вы представляете, они могут приказать животным действовать против человечества! Например заставят собак набрасываться на людей!
Профессор Рябчиков. Это устройство не для приказов природе! Природе приказывать нельзя! Это устройство что бы её лучше услышать и понять её законы. Заморозить, так заморозить! Хотя мне это больно слышать мы на это столько лет потратили.
Тогда прошу установить в нашем заповедники оборудованные стоянки для туристов, организовать вывоз мусора из соседних садоводств, очистить несколько лесных свалок в соседнем лесу. Вот весь перечень( кладёт бумагу на стол)
И ещё обустроить лесной лагерь для юных исследователей леса средней полосы.

В кабинет вбегает внучка Маша Дятлова.

Маша Дятлова. О! Профессор Рябчиков! Как здорово, что вы приехали к дедушке! Как я рада! Возьмите меня к себе в отряд юных исследователей!
Министр Дятлов. Маша! Маша! Профессору наверное не до тебя!
Профессор Рябчиков. Маша! Здравствуй! А я думал тебя родители на море отправили в Артек?
Министр Дятлов. Да ни в какую не захотела она на море, говорит с дедушкой буду по лесам ездить! Коллекцию растений средний полосы собирать! А я весь в кабинетной работе вырваться с инспекцией самому не получается!
Маша Дятлова. Дедушка, дедушка отпусти меня в лесную лабораторию? Ну хоть на недельку! Там наверное мои друзья уже меня заждались?
Профессор Рябчиков. Да Машенька Лиза и Саша тебе огромный привет передавали и велели передать( ставит корзинку с земляникой)
А вы с дедушкой и приезжайте к нам! Если понравится, то останешься на каникулы в нашей лесной лаборатории. В нашем заповеднике очень редкие травы и цветы есть, ты таких больше ни где не найдёшь?
Маша Дятлова. Профессор Рябчиков, а вы правда с зубрами умеете разговаривать?! И с птицами?! А с бабочками можете поговорить?
Профессор Рябчиков. Могу, могу Машенька и ты с можешь!
Министр Дятлов. (сдержанно) Рябчиков, устройство не применять! Это приказ! А приехать мы приедем посмотрим на вашу лесную лабораторию.
Профессор Рябчиков. Приказ так приказ, приказы не обсуждаются! На свете и другие способы есть, что бы с животным миром разговаривать.
Маша Дятлова. Эта как батюшка Серафим. Мне бабушка рассказывала, что жил в дремучих лесах один добрый старец батюшка Серафим. Его даже медведи не трогали и ему малинку приносили.
СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ
 Лес. Заповедник. Лесная лаборатория. Все ищут по лесу Машу
Действующие лица:
Помощники министра;
Министр Дятлов;
Маша Дятлова,
Профессор Рябчиков;
Лесник;
Лиза;
Саша.
Полицейский
Отряд полиции
Волонтеры поисковики
Министр Дятлов. (идёт по лесу, кричит) Маша! АУ! Маша! Куда же ты подевалась!? Вроде рядом была, ягодки собирала. Маша! АУ! Маша!
Полицейский. Лиза и Саша говорят, что на виду всегда была, около лаборатории, а потом как сквозь землю провалилась?
Лесник. Лес здесь густой. Заблудиться в два счёта можно. Санька и Лизка то уж две недели тут со мной много   ходят, они каждое деревце и каждый кустик знают. Да и то порой бывают не в ту сторону могут пойти. А эта год назад была. А лес увидела и как птичка лесная упорхнула.
(кричит)Маша! АУ! Машенька!
Министр Дятлов. ( звонит по телефону) Рябчиков, дорогой! Как дела?
И у нас так же. Ни каких следов! Выручай! Уже смеркается. Давай заводи своё устройство, которое лесной шум расшифровывает.
Как отключили шумоуловители ?
Надо включать, да все десять. Вам в подмогу и волонтёры и полиция. Детей не бери! Пусть в лаборатории останутся.
Объясни, что они в тылу так сказать нужны. Что бы за шумоэкраном следить. Действуй родной! Всю ответственность за операцию возлагаю на себя! Когда оборудование подключите, то мне докладывать, каждые десять минут, о чём шумит лес!
Лесник. Господин Министр, мы шумоуловители все отключили. Что бы их установить в ночное время на это вся ночь и утро уйдёт. Время потеряем! Замёрзнет девочка ночи то холодные нынче. Надо к стоянке зубров идти и попросить их помочь девочку найти. Они лес хорошо знают. Они как верблюды в пустыне выносливые. Тут недавно они нас до нашей лаборатории подбросили.  Меня собой и переводчик электронный имеется.(достаёт планшетный компьютер)
Министр Дятлов. Да не верю я в эти сказки! Меня ж засмеют! Мол Сам министр Природы к у Зубров решил помощи просить?! Прости коллега, не верю! И время не желаю терять!
(становится ещё темнее, оглядываясь, лесник и Министр Дятлов отстали от всех поисковиков)
Ой кажись  и мы тут заблудились, заговорил ты меня господин Лесник своими сказками. Ау! Кто ни будь! Ау!
(сзади слышится треск веток и сучьев, министр дятлов поворачивается на шум)
Ну наконец то.
Пауза. (Видит перед собой двух зубров)
Мама родная! Это кто!? Зу- зу- зубры?
Лесник. ( хлопает по плечу министра, достаёт планшет) Они самые зубры. Они давно за нами идут и предлагают помощь. Вот посмотрите что программа переводчик сообщает.( читает, показывает планшет)
Не тревожьтесь, люди, маленький человек спит. На стоянке с зубрятами.
И предлагают нам верхом доехать до места.
Присаживаётесь коллега( помогает забраться министру на зубра)

Едут на зубрах по ночному лесу.

Лесник. Так что не пришлось министру у Зубра помощи просить. В отличие от человека животное само на помощь приходит, очень чуткое у них сердце.

Министр Дятлов. ( звонит телефон, разговаривает) Машу нашли? Мы тоже пока нет! Как нас потеряли? Вторую поисковую операцию объявлять не надо! Мы едем, на чём на чём на мотоциклах едем! Всё равно не поверите!  На зубрах едем, на настоящих зубрах! Да у местного лесника тут два зубра знакомые! Со мной всё в порядке! Нет врача не требуется!
Лесник. А вот у же и приехали. (Включили фонарики) Читает по планшету Дальше пешком, осторожно. (Слезают с зубров, лесник угощает зубров морковью, гладят их, идут сквозь ветви деревьев за зубрами в густые заросли и вдруг).

Ночь. Над лесом светит яркая звезда на подобие Вифлеемской. В зарослях спят телята зубров, а рядом с ними, спит, свернувшись калачиком,  Маша Дятлова. Мама зубриха рядом обогревает спящих детёнышей и Машу своим теплом. Маша во сне улыбается.

Министр Дятлов.  ( кричит) Мать честная! Нашли! Внученька! Жива! Здорова!
Лесник. Тише Порфиричь, тише! Не видишь спит, умаялась! Ты весь лес распугаешь!

Лесник угощает морковкой зубриху и бережно берёт Машу на ручки из тёплого логова.

Лесник. Порфирич, звони объявляй отбой поисковой опареции, у нас тут километр ходьбы избушка сторожка. Там и переночуем.
Министр Дятлов. Помню! Помню Семён! Мы с тобой тогда студентами были.
(звонит по телефону, еле сдерживая радость) Нашли! Жива! Здорова спит! Улыбается! Вертолёты не надо, и вездеходам отбой. Вы же весь лес переполошите! Мы в сторожке переночуем!
Давай Семён, я понесу( берёт к себе Машу. Идут до сторожки).
Лесник. Вот вроде животные, а сердце как у человека! Девочку приютили и обогрели как своё дитя! А ты говоришь боевые слоны и собаки со взрывчаткой!
Министр Дятлов. Ладно, ладно Семён, обсудим, покумекаем, и продолжайте исследования свои. Слово даю препятствовать не буду!

Доходят до сторожки. Лесник зажигает лампу на аккумуляторах. Растапливает небольшую печурку. Машу укладывают в пастель, укутывают потеплее. Сами садятся за стол и за чаем с сухарями вспоминают студенческие годы.

СЦЕНА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Лес. Утро. Около лесной лаборатории. Много народу встречают Машу Лесника и Министра Дятлова. Бабушка с пирогами, профессор Рябчиков, Саша и Лиза, полиция и волонтеры все радуются и ликуют!
Действующие лица:
Министр Дятлов;
Маша Дятлова;
Бабушка;
Саша;
Лиза;
Профессор Рябчиков.

Министр Дятлов. Коллеги! Дорогие мои! Я выражаю огромную благодарность всем вам! Да я недоглядел за внучкой! А ведь это сигнал, ведь прежде всего, что бы здесь организовать при лесной лаборатории лагерь. Детей нужно прежде всего научить ориентироваться в лесу. Научить их элементарным правилам поведения в нём! Словно в театре или в концертном зале.
Бабушка. Эх товарищ министр как же вы не доглядели то за девчушкой  то!?
Маша Дятлова. Бабушка, да не ругай дедушку. Я сама во всём виновата. Жалко бабушка я твою корзиночку потеряла. Помню набирала набирала в неё земляничку. А тут два зубрёнка. Такие весёлые, я и пустилась с ними играть на полянке и не заметила как заблудилась.
Бабушка. (с пирогами) Главное сама жива невредима Машенька, а корзинку мы новую тебе найдём!( обнимает Машу).
Лиза. Ой смотрите! (показывает на кусты). Там кажется кто то есть!
Саша. Я пойду посмотрю.( убегает)
Лесник. Тише, всем тише! Посмотрите, к нам кажется лесные гости!( все смотрят на кусты куда побежал Саша)
Пауза.

Саша возвращается с корзинкой Маши. Корзиночка полная земляники.

Саша. Зубры! Зубры корзиночку Машину принесли!
Профессор Рябчиков. Это гениально! Это подтверждает мою теорию, что животные имеют особо чувствительное сердце, которое способно улавливать все наши переживания!