Между небом и землёй!

Георгий Асеев
            «Культура народа определяется его религией... Каждый народ имеет собственное религиозное призвание, /.../ полнее всего оно осуществляется его религиозными гениями» (Георгий Федотов. Cвятые Древней Руси). Русский историк считал, что именно в истории святости следует искать ключ к пониманию современной культуры.

           Термины «святой» и «святость» восходят к Библии и указывают на тесную связь земного, профанного, с небесным, сакральным. Cвятой – земной ангел и небесный человек, по милости Божией, становится «богом по благодати», уподобляясь Богочеловеку Христу Спасителю – Царю Славы и Великому Архиерею. Это не просто добрый, хороший человек; а тот, кто ещё здесь, при жизни на земле, стал причастен к трансцендентной метареальности Царства Небесного, участвуя в церковных таинствах; кто сумел преодолеть пространственно-временное тяготение тленно-материального мира, шествуя Царским (Евангельским) путём в Свете Христовой Истины в жизнь вечную.

           Как же формировался русский религиозный тип? Конечно, в его основе лежат общехристианские ценности: любовь, вера, надежда, смиренномудрие, милосердие, cвобода, cоборность, правда, добро.

           Святая равноапостольная Ольга, крестившаяся в 957 г. от Р. Х. в Царьграде с именем Елена, подготовила, как некогда пророк Иоанн Предтеча и Креститель Господень, почву для воцерковления русской земли. Великая княгиня Ольга успешно привила на Руси византийское православное благочестие, а именно почитание: Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы Девы Марии, Честного и Животворящего Креста Господня, Предтечи Иоанна, пророка Ильи, Евангелия и икон. Убедительнейшим доводом бояр, при окончательном выборе веры русским великим князем Киевским Владимиром, был следующий: «Если бы вера греческая не была лучшая из всех, то не приняла бы её бабка твоя, княгиня Ольга – мудрейшая из людей».

           Благословенная Таврида предстаёт в отечественной истории «вторым Эдемским садом», в котором состоялось «бракосочетание» Руси, в лице великого князя Киевского Владимира I Святославовича, и Византии, в лице царицы Анны.

           Святой Владимир (960 - 1015) в 988 г. от Р. Х. олицетворял «благодатный саженец райского древа жизни», посаженный Творцом вселенной на плодородной земле Киевской Руси; а затем возросший и принесший через тысячу лет «сторичный плод» – собор всех святых во главе с Всероссийским Самодержцем Помазанником Божиим Николаем Александровичем Романовым, в Священной Российской империи просиявших.
           Среди них страстотерпцы – первые русские святые князья Борис и Глеб, сыновья Крестителя Руси Владимира; внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого, благоверный великий князь-молитвенник Андрей Боголюбский; последний государь наш Николай II – добровольно, с кротким смирением и братолюбием следуя избранному по промыслу Бога Вседержителя их равноапостольным предком пути православного обустройства русской державы, явили миру, лежащему во зле, животворный дух Нагорной проповеди Христа Искупителя.
           Господь Вседержитель благословил священное, миссионерское служение («родовой пожизненный крест») родственных династий Рюриковичей-Романовых на созидание Святой Руси как храма Софии – Ипостасной Премудрости Божией, который «врата ада не одолеют вовек».

           Надо помнить, что русская земля остаётся Домом Царицы Небесной Пресвятой Богородицы, хотя и обильно обагрённым в XX веке кровью святых новомучеников и исповедников (наших с вами родственников и соотечественников), но устоявшим в апостольской, православной вере в лихую годину, конечно, и благодаря мученическому подвигу самопожертвования Царской Семьи Романовых ради умирения России во время Великой (мировой) войны и сохранения в народном сознании ценностного приоритета Божественного права в повседневной жизни Российского царства-государства.
           В последние времена в церковном календаре появляются новые имена наших небесных покровителей (например, в святцах 17 июля поминаются святые, прославленные в разные века, так рядом с царственными страстотерпцами Романовыми (год прославления - 2000) стоят имена: благоверного великого князя-храмостроителя Андрея Боголюбского (прославлен в 1702 г.); святителя Арсения, епископа Тверского, автора древнейшей редакции Киево-Печерского патерика  (канонизирован Макарьевским собором 1547 г. для местного почитания в лике святителей);  иконописца, преподобного Андрея Рублёва (прославлен в 1988 г,)) и при этом  иконографический канон всегда стремится передать уникальные черты преображённой благодатью Святого Духа личности подвижника благочестия.
           Cвятые свидетельствуют пред Престолом Божиим о неиссякаемости религиозной жизни православной ойкумены и о нерасторжимом соборно-литургическом единстве торжествующей (небесной) и воинствующей (земной) Церкви Христовой.

           Именно деятельная сила одухотворённых личностей святых претворила символический метареализм Святой Руси как харизматического искусства метафизических прозрений и мистических интуиций в историческую реальность. Из поколения в поколение живущие христиане молитвенно общаются в лоне Русской Православной Церкви со всеми русскими святыми и совместно с Небесным Воинством (c Торжествующей Небесной Церковью) деятельными молитвами созидают святыню – сакральное пространство Святой Руси, где почитается «род избранный, царственное священство, народ святой» (1Пет. 2:9). Народ делает христианским принадлежность к Церкви, т. е. участие в Таинствах и следование Заповедям Христовым в повседневной жизни. Каждый новый век ломает прежние стереотипы поведения на духовном поприще, внося неизбежные изменения в привычный уклад жизни, но путь к святости (XI – XIII вв. характерна святость благоверных князей, XIV – XV вв. – святость преподобных отцов, XVI – XVII вв. – юродивых, XVIII – XIX вв. – святителей, XX веку присущ подвиг мучеников) остаётся открытым и врата ада не одолеют Церковь Христову до скончания веков. Суть святости состоит «в благодатной причастности человека Богу» (или «обоженности»), в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке – «чаде Божием» восстановлена его неповрежденная грехом природа. Основой этого восстановления является Боговоплощение – восприятие Христом Спасителем человеческой природы. Поскольку во Христе Искупителе человеческая природа была обоженна, это открыло путь к Богу и для всего человечества. Христиане, участвуя и освящаясь в Церковных Таинствах, становятся «богами по благодати» или «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4).
           Призвание человека – стать личностью: раскрыть Божий замысел о себе, преумножить заложенные таланты и стяжать смиренномудрие в сердце своём. И тогда в какой-то степени преобразится мир к лучшему! Ибо одухотворённая Божественной благодатью человеческая душа, добровольно исполняя волю Бога Вседержителя, самобытно, интуитивно, в меру ограниченных возможностей, осуществляет в своей земной жизни идеал Небесного совершенства.         
24 ноября 2018 г.