Перед инсультом

Анна Мержвинская
        Когда закончился последний временный договор, по которому я работала в архиве на новом цементном заводе, мне пришлось уволиться. Мне было горько, больно внутри. В душе бушевала паника: что делать?? дочка учится в школе, заканчивает 7-й класс, всё на мне в семье! я не могу остаться без работы!!! в городе мы живем одни (не родной город)..Было это в самом конце апреля 2011 года. Я сразу стала пытаться встать на биржу труда. Долго делала справку бухгалтер с цементного завода (первую справку она сделала неправильно и её на бирже не приняли). Вместо того, чтобы не терять времени и быстрее встать на биржу, мне из-за ошибок бухгалтера пришлось ждать эту справку 3 недели. всё это время мы с дочкой выживали на те деньги, что я получила рассчетные. Когда, всё же, встала на биржу, пришлось ждать 10 дней, пока меня признали безработной (такие у них свои законы на бирже). В результате, пособие с биржи я первый раз получила в середине июня 2011 года. К тому моменту у нас уже давно закончились все деньги и мы голодали (пустой холодильник, пустой кошелек, пустой шкаф с продуктами..как блокадниками себя чувствовали и я говорила часто: у нас в семье много блокадников было, в том числе и моя мама, теперь можно на своей шкуре понять что это такое - БЛОКАДА..это страшно, когда хочется есть, а нет даже маленького засохшего в сухарик чёрного хлеба, нет ни круп, ни макарон, ни чая, ни сахарного песка,ни припасов нигде..а надо жить..Выходили иногда на улицу, когда у дочки уже прошли экзамены (я старалась последние крошки отдать ей, когда они ещё были в доме). Никто не остановился и не спросил: что с вами? может вам  помочь?..Правда, я и не ждала от людей этого, от окружающих, понимала, что они все чужие в этом городе..У меня в душе была сплошная боль от того, что я не могу ничего сделать и найти нам еду, найти работу (не найти было совершенно!).


    Я шаталась от голода, а мимо проходили люди, посматривая на нас. Дочка так не шаталась, потому что у неё в школе были бесплатные завтраки и обеды, она хоть что-то ела..Я - нет...1,5 недели я так ничего и не ела, пила просто холодную кипяченую воду. Отекали ноги внизу у ступней,я еле передвигалась по дому и стала больше лежать, чтобы не тратить последние силы (потом, через много лет, в 2017 году, я прочитала в книге воспоминаний Д.С. Лихачева, что в Блокаду многие блокадные жители именно так себя и вели..И там же, у него, прочла все стадии голода..Сейчас могу сказать, что я была в июне 2011 года уже на 3-ей стадии голода - мне уже не хотелось просыпаться, не хотелось ничего, даже чувство голода ушло: спать!спать!спать! - это единственное, что мне ещё хотелось..А за окном вовсю начиналось яркое лето..Солнце, птицы поют, листва зеленая шумит от теплого ветерка..


    Как-то, когда мы так шли, возвращаясь домой, по двору - нас увидела одна соседка с нашего этажа. Она что-то говорила, а я её не понимала (мне было плохо, в ушах шумы постоянно от голода). Поэтому, с ней разговаривала дочка. Мы вошли в парадную, поднялись на этаж, вошли в квартиру и только начали снимать обувь - звонок в дверь. Открываем, а там та соседка наша по этажу. Опять что-то говорит, я не понимаю её, смотрю и не понимаю её слов, держусь за косяк, чтобы при ней не упасть. Ничего ей не говоря, я пошла в кухню. Дочка осталась в коридоре и стала разговаривать с соседкой. Потом они ушли. Прошло недолгое время и дочка вернулась в квартиру с пакетом какой-то еды (передала соседка) и со 100 рублями. Мне уже было всё равно, не было сил ни есть, ни готовить чего-то. Я дочке сказала: хочешь, возьми поешь, а я пойду посплю.. И я ушла в комнату.


    Буквально через 2-3 дня пришла маленькая сумма первого пособия с биржи труда, рублей 240-260. 100 рублей мы сразу отдали соседке, на остальные - стали доживать до следующей получки пособия (это около 14 дней).



    В то время, я стала стесняться выходить в утреннее и дневное время на улицу, потому что все прохожие смотрели во все глаза и это было неприятно. А смотрели они потому что я была по цвету как белая простыня..Сильно упал гемоглабин, как оказалось..Мы с дочкой сходили в поликлинику и я сдала кровь на анализ. Гемоглабин был очень низкий..


    Видимо, та соседка с этажа через некоторое время переговорила еще с одной соседкой по этажу и она тоже нам дала какой-то еды и немного денег (я сказала, что пока не знаю когда смогу отдать, а она ответила, что подождет - ей не срочно, когда смогу отдать - тогда и отдам..).



    Шел конец июня 2011 года..