Холивар. Из цикла Дачные разговоры

Николай Алчев
Николай Петрович отодвинул на край стола планшет, раскрытый на сайте Московского Патриархата.
- А без этого нам просто не обойтись! Это же основы, краеугольный камень!
        Сергей удивленно посмотрел на Николая Петровича и спросил:
- Вы действительно ищите в христианстве некие основы нравственности? По-вашему, божественный авторитет нужен только для того, чтобы человек вел себя прилично?
- Не упрощайте! Вести себя прилично может и нерелигиозный человек… Но сакральное значение Библии в том, чтобы человек проникся величественностью божественного замысла, создавшего человека по Своему образу и подобию, принесшего в жертву собственного сына, в некотором смысле, Самого Себя!
- Проникся и…? Начал вести себя прилично?
        Николай Петрович нахмурился и, откинувшись на спинку стула, не без надменности произнес:
- С вами невозможно говорить серьёзно на возвышенные темы! Вы всё сводите к сарказму! Даже там, где это абсолютно недопустимо.
         Сергей примирительно приподнял руки:
- Не обижайтесь… Давайте я вам объясню, как я вижу суть христианства. Задачей любой религии является не столько установление нравственных ориентиров, сколько формирование мировоззрения. На мой неискушённый взгляд вся суть христианской религии может быть сведена к 18, 19 и 20-му стихам второй главы первого послания Петра.
- Эк, вы лихо ссылки даёте! Может, ещё и процитируете на память?
- Пока я не пришёл к ведическому миросозерцанию, то и сам искал некие нравственные истоки в христианстве, пока не понял его сути. А ссылочка легко запоминается: царь Петр 1-й, у орла на гербе 2 головы или главы и лучшие годы юности с 18 до 20 лет. А цитировать не возьмусь, лучше загляните в Библию, раз уж планшет под рукой.
          Николай Петрович придвинул планшет и выбрал соответствующие строки.
- Так… Первое послание Петра, глава вторая… Читаем только с 18-го по 20-й стих?
- Да.
- Так… «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо, что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу».  Ну, правильно, так и Сын Божий безропотно и без греха претерпел за нас и искупил грехи наши … Так и нам должно…
- Должно-то должно, но что-то в прошлые выходные я не увидел в Вас христианского смирения, когда Вы конфликтанули с председателем.
         Николай Петрович всплеснул руками.
- Эк, вы куда! Но вы же ничего не знаете, а беретесь судить! Я выбросил на помойку маленький пакетик с вполне бытовым мусором. А в помойке уже лежали старые оконные рамы, содранный сайдинг… А он подъехал и с чего-то решил, что это я туда строительный мусор накидал, да начал поучать, что для этого надо или отдельный контейнер заказывать, или дополнительную плату ему вносить. А вы уже позже подъехали и не знаете сути вопроса, а теперь судить беретесь, да ещё и осуждать сразу же!
- Да что вы, что вы! Я ведь к чему: председатель, какая ни есть, а власть. А любая власть - она от Бога. А вы в контры с ней! Не по-христиански это!
- Так я же не виноват был!
- Так мы же только что прочитали, что, мол, нет радости христианам, когда их за дело бранят, а когда без вины на них нападают, так это и есть самая христианская радость. Или вы Библию только отдельно взятыми местами признаете, а целиком не принимаете?
- Не надо передёргивать – тут особый случай!
- Постойте! Кто же тут передёргивает? Вспомните свои же слова о том, что многое в Библию было включено по политическим соображениям момента и эти места допустимо игнорировать. Стало быть, всё же местами признаете, а не целиком принимаете, прямо, как апостолы, проявившие своеволие и пошедшие вопреки указаниям Христа к славянам. Он им: «Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева».
- Стоп! Нет такого в Библии! Это уже неоднократно разоблачённый апокриф! Евангелие от Андрея!
- Ну, если Андрей вам не указ, так возьмите 10-ю главу Евангелия от Матфея. Можно ваш планшетик? Что там? «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева». По памяти свои повествования люди писали, кто как запомнил. Суть-то одна.
- Нет! Не одна суть! Как вы можете игнорировать разницу! Не говорил Он про безгрешность язычников! А «наипаче» означает лишь предпочтение Богоизбранного народа, к которому в первую очередь пойдут, но потом и к иным идти надо.
      Сергей рассмеялся.
- 15-я глава  Евангелия от Матфея: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Слово «только» Вы как трактуете?
- Зря смеётесь! Он – только к евреям, а апостолы – ко всем! А если вы до конца прочли 15-ю главу, то должны помнить, что и Он снизошел к Хананеянке за веру её и исцелил её дочь!
- Ну, да, попутно собакой её обозвав…
- И опять передёргиваете! Это иносказание! Суть та же, - в очередности!
       Николай Петрович отобрал у Сергея планшет и начал пролистывать текст.
- Погодите! Сейчас найду вам… Вот! Глава 13-я «Деяний Апостолов»: «Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». Да-с! Тут вот и отсылочки соответствующие ко второй главе Евангелия от Луки имеются, так что не один Павел о направлении апостолов к язычникам свидетельствовал.
- И что там написано в подтверждение этих слов?
- Извольте! Вот 25-й стих.
       Николай Петрович поправил очки и с интонациями заправского чтеца приступил.
«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон.
Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева;
и Дух Святый был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти,
доколе не увидит Христа Господня.
И пришел он по вдохновению в храм.
И, когда родители принесли Младенца Иисуса,
чтобы совершить над Ним законный обряд,
он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
         Сергей молча смотрел на Николая Петровича.
- Ну, пожалуй, это не прямое, но косвенное подтверждение. Дух Святой мог уведомить Симеона и о послании апостолов к язычникам.
- Ой, Николай Петрович! Общение с батюшкой явно улучшило Ваши способности находить выход из любой ситуации. Ну, ладно, мы как-то отдалились от темы… Я обозначил, что считаю ключевым содержанием Нового Завета. Теперь давайте посмотрим на центральную тему Ветхого Завета. Это, конечно же, Второзаконие.
- Стих какой главы будем читать?
- Ну, там, что ни возьми – все в тему будет… Особенно вторая глава и третья. Но достаточно будет глянуть на 7-ю главу. Вот тут, с 16 по 24 стих.
         Сергей ткнул пальцем в середину планшета.
- А, никого не бойся, всех победишь – одолеешь, всю землю и добро их захватишь, а самих истребишь…
- Да. Улавливаете разницу? Вот поэтому Тору называют боевым уставом евреев, а Новый Завет – религией для рабов. Суть в том, какое мировоззрение формируется, какая поведенческая стратегия задается во внутривидовой борьбе. Одним говорят, что надо оружием и напором забрать себе всё, что находится во временном незаконном владении чужаков, ибо Богом так сказано, а другим кротость и смирение внушают как высшую нравственную победу, кроме которой и не надо доброму человеку ничего.
         Николай Петрович энергично мотнул головой.
- О! Как вы заблуждаетесь, если рассматриваете религию в таком ключе! Это, знаете ли, очень самонадеянно самому браться изучать и трактовать Библию. Эдак у вас может получиться, как у Марка Твена в «Рассказе капитана»! Там тоже один …
         Николай Петрович запнулся, так как пришедший ему на ум эпитет «невежда» мог показаться соседу обидным, если он примет сравнение на свой счет.
- Я помню этот рассказ… Пожалуйста, продолжайте: в чем суть заблуждения?
         Николай Петрович немного помолчал, собираясь с мыслями.
- Я не богослов, и хоть много беседовал с нашим батюшкой, но скажу, как сам это понимаю. Тору интегрировали в Библию в виде Ветхого Завета, чтобы подчеркнуть преемственность традиций. Помните? «Не нарушить закон Я пришёл, но исполнить». Но исполнение это видится уже в новом нравственном ключе. Это, в некотором смысле, эволюция! Да, не дарвиновская обезьяна, но эволюционное развитие нравственных основ. Не с одними лишь евреями заключает Бог новый договор, или Завет, но со всеми народами, следующими за Христом! Вот тут Павел в третьей главе послания к Колоссянам призывает совлечь с себя «ветхого» человека и облечься в «нового», который будет ни эллином, ни иудеем, ни варваром, ни скифом, но во всем подобен Христу. Это тот нравственный ориентир, та высота, которую всем нам надо достичь, преодолевая национальный эгоизм и мнимую исключительность. Пусть термин «общечеловеческие ценности» несколько избит и в наше время воспринимается зачастую двусмысленно, но именно в единении и братской любви мы обретаем спасение. И именно к этим нравственным ориентирам ведет нас христианство.
           Сергей улыбнулся.
- Вы,  Николай Петрович, выступаете как отъявленный антисемит. Не знал, что вы такой радикал!
- В каком смысле? Почему антисемит?
- Ну, как же! По моему сугубо оценочному суждению вы тут на 282 статью УК уже кучу всего наговорили. Еврейскую исключительность вы подменяете исключительностью христианской. Получается, что иудеи, руководствующиеся Торой, застопорились в своем нравственном развитии, остались во вчерашнем дне, без «общечеловеческих ценностей». А у нас тут свободная страна и свобода совести. Без сект, конечно, но христианство в форме православия не является у нас единственной общепризнанной религией. В общем, антисемитизм какой-то получается. А он осужден Вторым Ватиканским собором в декларации «NOSTRA AETATE».
- Вот как с Вами после этого можно о чём-то серьёзном говорить?  Вы же всё наизнанку выворачиваете, да еще и католиков сюда приплели!
- Католики, какие ни есть, а всё ваши братья-христиане, что же так пренебрежительно?
- Да какие они братья! Папа - наместник сатаны! Вы, может, и про практикуемый ими культ Девятого круга сатанинских детских жертвоприношений не слыхали? Вы на "Прозу.ру" к Сергею Мальцеву7 зайдите, - многое про них прояснится!
- Да вы, Николай Петрович, просто современный раскольник! С материалами Международного трибунала по преступлениям церкви и государства, пожалуй, только патриарх Кирилл не знаком. Он ведь так радовался укреплению отношений с католической церковью после встречи с папой Франциском на Кубе, что вручил его ближайшим прихвостням ордена преподобного Серафима Саровского, а самому "наместнику сатаны" передал икону святителя Николая Чудотворца.
- Вы политику с религией не путайте! Это дело политическое, интересы государственные! Не языческого ума дело!
- Ну, на вас не угодишь: и католики плохи, и язычники не хороши.
- А что же в вас, язычниках, хорошего? Очевидно, что в историческом плане вы проиграли, оказавшись несостоятельными: из господствующей религии язычество превратилось в наши дни в прибежище считанных тысяч приверженцев.
- Любопытно. Может, и причину этого назовете?
- Так явление Христа и явилось этому причиной! Свет истины рассеял мрак невежества и предрассудков!
- Понятно: материалистическую методологию анализа экономических и социальных предпосылок возникновения какого-либо явления  вы отвергаете на корню. Интересно, как это помогает вам в работе?
- А вы не смешивайте физику и метафизику! Это явления разного порядка и общая методология здесь не применима! Впрочем, готов узнать вашу точку зрения.
- Удобная позиция. Ну, ладно. Если не вдаваться в подробности, то ведическое миросозерцание погубили две причины. Во-первых, это присущая ему толерантность, допускающая существование множества богов, хоть и разного уровня, но вполне достойных почитания и предпочтения жителями разных полисов и народов. Кстати, этого же мнения придерживался святитель Николай Сербский (Велимирович), писавший, что Рим сошел в могилу из-за того, что был толерантен к чужим верам, ибо начало толерантности к другим верам есть начало утраты своей веры. И, во-вторых, потребность элиты в радикализации общества. Если допускается многобожие, трудно подобрать достойную причину для территориальных и ресурсных завоеваний. Когда Бог один и на Него установлена монополия, то легко оправдать нападки на соседей их неправильной верой и мнимыми богами. Вы же помните слова Иисуса: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». Отсюда до крестовых походов рукой подать.
Николай Петрович махнул рукой.
- Ерунду вы говорите… И ещё следует проверить, говорил ли что-то подобное святитель Николай Сербский.
- Да, хорошо, что времена нынче такие травоядные. Иначе наша дискуссия могла бы закончиться для меня печально.
- В смысле?
- Ой, ну это же известный исторический анекдот. Один волхв, решив вести теологический спор с человеколюбивым христианином, начал доказывать, что тоже ведет людей к добру, но опираясь на традиционные ценности и скрепы, не прибегая к чуждым иноземным идеологиям. На все его доводы христианин задал один простой вопрос, знает ли волхв, что он будет делать завтра. Ответ волхва, что и завтра он будет вести людей к добру, был бесцеремонно прерван ударом боевого топора по голове. После столь решительного аргумента христианин констатировал, что человек, неспособный предвидеть собственное самое ближайшее будущее, не может быть проводником для других людей ни к будущему, ни к добру.
Николай Петрович возмутился.
- И это сторонник жертвоприношений упрекает христиан в жестокости!
- Бог ваш, Иегова, тоже жертвы весьма любил. Так что у нас много общего. Только мы, пожалуй, более последовательны.
- В том, что Иегова через Христа от человеческих жертв отказался, а вы – нет?
- Мы, главным образом, за самопожертвование за други своя. Вот, представьте, что началась война и государство проводит мобилизацию. Это же, в сущности, жертвоприношение во имя жизни и благополучия страны. Просто более масштабное, чем принесение в жертву пары человек для преодоления засухи.
- Ну, опять же ерунда! Какая может быть война со страной, владеющей ядерным оружием! Скажите ещё, что с Украиной будем воевать…
- Украина – это ресурс, который не жалко, и который обязательно будет использован коллективным западом против России в попытке её уничтожения или хотя бы ослабления. Да и нам надо как-то решать проблему Донбасса и Приднестровья.
- Похоже, вы Глеба Боброва с его «Эпохой мертворожденных» перечитали в своё время.
- Может, и так, хотелось бы, чтобы мы с ним ошибались и всё обошлось… А говоря о последовательности, я имел в виду вот что. Взять хотя бы Послание Павла к Ефесянам: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». Мы богов наших за предков почитаем, себя их внуками считаем, вот и обращаемся к своим, подчеркиваю, своим предкам, с молитвами да просьбами. Согласитесь, не очень разумно просить чужих родителей оплатить поступление на платное отделение университета. Тем не менее, христиане обращаются со своими нуждами к предкам иудеев.
- Вы, батенька, никакой не язычник, а грубый материалист, а Христос не имеет национальности – это явление общечеловеческого порядка.
- А апостол Павел в послании к римлянам утверждает, что Христос, хоть и Бог, но от израильской плоти. Вот и получается, что христиане наивно просят чужих родителей о благах, принадлежащих другим. В общем, и почитать надо своих, и просить у своих.
- А это в вас уже националист заговорил! Всех по своим квартирам-государствам разобрать хотите. Где же тут единение, - одна вражда. А для Христа все едины, вспомните: «ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа».
- Николай Петрович, вы меня удивляете своей непоследовательностью! Давеча вы соседу выговаривали за то, что он таджиков нанял для работы на участке. Мол, приваживает черномазых. Где же тут интернационализм и братство народов?
- Я не говорил «черномазых»!
- Ну, да, прямо не говорили, но контекстно подразумевали! Когда он белорусов нанял на строительство дома, вы же ничего против не имели!
- Так они же теперь реально стаями тут бродят, якобы работу ищут, а сами высматривают, что плохо лежит: у Якова Моисеевича газонокосилка пропала, у соседа – топор и сковородка. А белорусы – наши братья и по крови, и по вере!
- А, так вы таджиков не по национальности, а по религиозным воззрениям третируете?
- Слушайте, прекратите делать из меня монстра и маргинала! Я простой обыватель и если что-то меня раздражает, то почему бы мне не высказаться по этому поводу! У нас свободная страна и, слава Богу, никто не заставит нас молчать!
      Сергей видел, что сосед начинает закипать, но не смог удержаться от дальнейшего троллинга.
- При чём тут обывательские взгляды? Вы же христианин! «Подставь щёку», «ни эллина, ни иудея», Библию читаете, с батюшкой душеспасительные беседы ведёте, - а смирения всё нет! Может, всё потому, что противоречат природе человеческой постулаты-то?
      Вместо того, чтобы рассердиться, Николай Петрович рассмеялся.
- Слушайте, ну интересный вы человек! Сначала выведете старика из себя, а потом горячностью и попрекаете. Я, может, и не крепок ещё в христианских добродетелях, так я же стараюсь: и читаю, и с батюшкой вот… Мы, знаете ли, в атеистическое время росли, там для Бога места не было. Ну, то есть, некоторые, конечно, и тогда, может быть… А вот сейчас и президент, и премьер на служения ходят, духовников имеют! Что же, тоже, как я, по-вашему, ошибаются?
- Почему же ошибаются? Они как раз всё правильно делают. В классовом обществе не так уж много искомых всеми «скреп». Тут и традиционная вера на эту роль подойдёт. Да и от идеи перехода к монархии, думаю, до конца не отказались. Помните, как на какой-то церемонии Хазанов пытался на Путина имитацию «шапки Мономаха» надеть? Это же всё отголоски некоей скрытой от нас подковёрной борьбы. А кто может обеспечить сакральность обряда коронования, как не церковь. Вот и надувают её авторитет, мол, она так крута, что и томоса ей не надо!
- Вы, батенька мой, экстремист, посягающий на православие.
- Но вы же никому об этом не расскажете?
       Николай Петрович вздохнул, взял из корзиночки сушку и разломил её в кулаке.
- Не беседовать же мне тут, на даче, с самим собой… Да и жаль вас по-христиански: передачи в тюрьму носить придётся, посылки слать в Сибирь и всё такое… Берите-ка вот сушечку к чаю!
- Нам с вами, Николай Петрович, как заядлым экстремистам, не к сушечкам, а к сухарикам привыкать надо…
     Соседи переглянулись и рассмеялись. Они никогда и ни в чём не могли переубедить друг друга, но поболтать на разные темы любили. А что еще делать на даче, и для чего ещё нужны соседи?