Намедни. Охота на слова

Александр Ерошкин
Наме;дни  - это наречие времени, означающее «на днях; недавно; незадолго; считая не часами, а днями (оными дни); относящееся к тому же дню».

Происхождение слова НАМЕДНИ по Максу Фасмеру:
наме;дни «недавно», наме;днись, наме;сь, ономня;сь, наме;днях — то же. Из др.-русск. местн. п. ед. ч. ономь дьни, стар. ономь дьне (Срезн. II, 674) и се «вот, глядь». Окончание аналогично вчера;сь, сего;дня; -ях — по аналогии близкого по значению: на днях; см. Преобр. I, 591; см. также о;ный, день.

А это из школьного этимологического словаря под редакцией Н.М. Шанского:
Наме;дни. Искон. Из ономьдьни в результате утраты начального о, прояснения ь после м в е перед слабым ь и отражения на письме аканья. Исходное ономьдьни — сращение словосочетания ономь дьни, местн. п. ед. ч. от онъ «тот» и дьнь «день». Намедни буквально — «того дня», ср. и см. сегодня.

А что скажет словарь Владимира Даля?
НАМЕДНИ, намеднись, намесь, намеднича нареч. надысь, ногдысь, анадысь, номнясь, ономня, онамедни; недавно, незадолго, считая не часами, а днями (оными дни); даве относится к тому же дню. Намеднишний, недавний, на днях бывший.

У  российского поэта, композитора, драматурга,  барда, участника диссидентского движения Юлия Кима есть  шуточный стихотворный диалог.

- Гавриил, где вы были намедни ?
- Я к обедне ходил, Даниил.
- Гавриил, что за жалкие бредни ?
- Даниил, но я правда ходил.
- Гавриил, да, но где вы сегодня ?
- Я сегодня у сводни гощу.
    - Как же так Габриэль:
    - То вы в храм, то в бордель.
- Я ищу, Даниэль, я ищу.

На мой взгляд, должна быть рифма: намедни – обедни. Ким срифмовал обедни и бредни. Рифма точная, женская, а не использовалась, видимо, потому, что намедни давно считается словом просторечным, чистой публике вроде бы не к лицу его употреблять.

НАМЕДНИ – это пример того, как наречие превращается в существительное. Иван Тургенев превратил наречие НАКАНУНЕ в существительное, назвав так свой роман. А «Намедни» стало названием авторской программы Леонида Парфёнова,  выходившей в эфир Второй программы ЦТ  с ноября 1990 по 1991 год и канала НТВ с осени 1993 года по 30 мая 2004 года.  Использовать просторечное слово в названии – это вызов обществу, которое нужно было лишить прежних опор и опустить на четвереньки.
Сначала «Намедни» - это неполитические новости за неделю, но стоило в начале 1991 года Парфёнову высказать «неправильное» мнение в связи с отставкой Шеварнадзе, как его самого отставили от эфира.

Что там у Грибоедова Молчалин сказал?
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Но совсем не такую цель ставили организаторы «Намедни». Общество надо не успокоить, а на дыбы поставить. Один из челябинских журналистов, возглавив частную газету с одним процентом американского капитала убеждал, что нет информационного повода, когда собака покусала почтальона. Вот если почтальон покусает… Прямой призыв создавать информационный повод самим.

В октябре 1993 года «Намедни» Парфёнова стала выходить на  только что созданной телекомпании НТВ.

В 1996 году Парфёнов поменял жанр программы «Намедни»:  из «информационной программы неполитических новостей» в «документальный цикл». Критиковать власти стало опасно, критиковать новых хозяев жизни – ещё опаснее, с бандитами никто не хотел связываться. Легче быть на их стороне.   Пресса перестала быть зеркалом общественных отношений, она стала организатором процесса расчеловечивания. И телевидение стало открывать окна Овертона, искать такие события, которые происходят на грани или за гранью  реальности, стали рассказывать о том, что ещё вчера было под запретом. Обществу ярко демонстрировали, каким жестоким, бесчеловечным и аполитичным оно должно стать.

С этого момента я по сути эти передачи на НТВ уже не смотрел.
В Википедии представлена деятельность Леонида Парфёнова и его программ с общим название «Намедни» достаточно широко. Там и об атмосфере в коллективе, и о конкуренции, и о взаимоотношениях с властями.
 
Несколько примеров.

16 ноября 2003 года генеральный директор канала  Николай Сенкевич ввёл строгий запрет на упоминание в очередном выпуске программы книги журналистки Елены Трегубовой «Байки кремлёвского диггера».

Для справки. Диггерство (от англ. digger — копатель) — исследование подземных коммуникаций. Это не изучение ситуации в коридорах власти. Это копание в отходах, вытаскивание грязи. Называть книгу нельзя, а грязь выкапывать можно.

14 марта 2004 года в самом конце программы «Намедни» «на сладкое» хотели показать мультипликационный видеоклип на песню ВИА «Путiна» с лейтмотивом «Отмечаем, зажигаем!». Но во время выпуска программы примерно в 21:30 появились первые видеокадры горящего Манежа и прямые включения от корреспондента Сергея Гапонова с места произошедшего,   вследствие чего Леонид Парфёнов даже вынужден был оговориться: «…в свете сегодняшнего пожара название песенки выглядит несколько двусмысленно». По причине двусмысленности или же из-за перебора эфирного времени (вслед за «Намедни» из соседней студии должна была выходить программа «Свобода слова» с Савиком Шустером, в которой должны были обсуждать подводящиеся итоги выборов президента России), клип показали в урезанном виде, а в утреннем повторе этот клип с компьютерным Путиным и вовсе был опущен.

От себя добавлю. В тот момент  я не сомневался, что это поджог. Красивая картинка в нужный момент. Я наблюдал из Челябинска. У меня не было и нет доказательств, но было удивление, что журналисты НТВ с телекамерами и микрофонами всегда раньше других оказывались там, где что-то происходило.

23 мая 2004 года в эфир вышла программа, охарактеризованная критиками как «выпуск не для слабонервных». Критику вызвали показанные в выпуске сюжет о шведской порнографии с демонстрацией полового акта, где все органы были прикрыты чёрными квадратами, а также репортаж о каннибалах  и людоедстве, прошедшие без купюр и в утреннем повторе в понедельник в 10:25. В программу, помимо прочего, вошёл сюжет из рубрики «Журналист не меняет профессию» с участием спортсменки и телеведущей Иоланды Чен, которая решила сделать себе липосакцию. Весь процесс процедуры снимался на камеру,  включал в себя закадровые комментарии Чен со стороны и был показан в эфире.

В общем, «Намедни» было в числе первых, кто формировал нынешнее телевидение разврата,  запредела, расчеловечивания в погоне за деньгами и успехом,  и так далее.

30 мая 2004 года Герасимов ввёл запрет на показ на европейскую часть России сюжета авторства журналистки Елены Самойловой «Выйти замуж за Зелимхана»[88], содержащего интервью со вдовой Зелимхана Яндарбиева (ранее сюжет вышел в эфир на азиатскую часть страны). Чтобы снять с себя всякую ответственность за попытку цензуры, Парфёнов потребовал издать письменное распоряжение о снятии интервью с эфира, которое, в свою очередь, Парфёнов опубликовал в газете «Коммерсантъ». В результате этого генеральный директор канала Николай Сенкевич закрыл программу «Намедни», а Парфёнова уволил с НТВ. Согласно официальному приказу — по сокращению штата, согласно разъяснениям официальных лиц телекомпании — за нарушение корпоративной этики. Сайт программы был также закрыт, из «общих» же форумов методически удалялись все сообщения, посвящённые данной проблеме. На момент закрытия «Намедни» были одним из самых дорогостоящих и рейтинговых проектов телеканала.

Википедия приводит мнение Владимира Познера: «Снятие с эфира таких программ, как «Красная стрела», «Свобода слова», «Намедни», — это безобразие. Они имели прекрасный рейтинг и были сделаны отличным образом на хорошем, а иногда блистательном профессиональном уровне». Но Владимир Владимирович как  профессиональный русофоб не указал, в чьих интересах выпускалась сверхдорогая программа «Намедни»,  какие идеи она проталкивала, какое общество  она формирует и кто имеет с этого самые высокие дивиденты?

Впрочем, нынешние программы телевидения в России уже умело, на профессиональном уровне создают конкурентную среду, где человек человеку волк, где нормой – агрессия, разврат и насилие.