Зло

Станислав Радкевич
Зло – всё плохое. Антитеза добра, или всего хорошего.

Наряду с религиями, динамитом и презервативами понятия «добро» и «зло» являются чисто человеческими изобретениями. А вот полезное («хорошее») и опасное («плохое») рефлекторно различают абсолютно все живые существа.

С какого момента понадобилось закрепить рефлекс в виде нормы, обязательной для исполнения всеми членами охотничье-собирательской группы? Наверное, когда она разрослась и вожак потерял визуальный контроль над родственничками… Впоследствии была придумана этика, переросшая где-то в назойливый этикет, а где-то и в умопомрачительный церемониал. 

Беда в том, что любая норма, или ценность, по определению, неизменна, а общество постоянно меняется. Так, курение, принятое авторами великих географических открытий за величайшее благо, сегодня считается кошмарным злом. А гомосексуализм, который в Советском Союзе расценивался как уголовное преступление, в современной России вполне себе норма, хотя, прямо скажем, и не совсем общепринятая.

Еще более странные парадоксы возникают, если понятие зла, сформированное в одном обществе, произвольно приложить к другому. Так, убийство человека, оцениваемое большинством цивилизаций (христианской, мусульманской, буддистской) как величайшее из зол, еще недавно вовсе не считалось таковым у некоторых племен Центральной Африки или у папуасов Новой Гвинеи. Там за благо почиталось не только убить врага, но и съесть.

И что же, отведаем человеченки? Надеюсь, нет. Из того, что зло и добро совершенно относительны, конечно, совершенно не следует, что они не распознаваемы.  Зло запускается там, уловил поэт Иосиф Бродский, где (внимание!) один человек начинает считать себя лучше другого. Стоит допустить лишь полмысли о том, что ты лучше, потому что у тебя белая (вариант: черная) кожа, ты мужчина (вариант: женщина), тебя крестили (вариант: обрезали), дальше – вопрос времени. Рано или поздно ты решишь, что по отношению к другому – который хуже – возможно всё, включая убийство… 

Зло – испытание, а добро – дар. Зло внутри нас, а добро снаружи. Добро ассоциируется с «win–win», зло – с «win–loose». Добро – с будущим, зло – с прошлым… 

«А вот насчет будущего – не так!» – возможно, возразит читатель, задетый нравоучительным тоном автора.

Ладно, может, и не совсем так. «Где ищущие знамений? – вопрошал Св. Иоанн Златоуст. – Пусть услышат они, что более всего нужно сердце, чувствительное к добру. А ежели его не будет, то и от знамений нет никакой пользы».

Вот так: не бла-бла о беспросветности жизни, а умение точно, сердцем распознать зло. И встать на сторону добра. Иначе не будет вам никакого будущего. Не выживете, то есть. А если и выживете, то такой ценой, о какой даже говорить страшно.

Продолжение, однако, следует…