Жак Эллюль - Из Википедии

Виктор Постников
draft

Жак Эллюль (Jacques Ellul) (6 января 1912 –  19 мая 1994)  - французский философ, социолог, теолог и известный христианский анархист. Автор 58 книг и более тысячи статей,  во многих из которых обсуждал пропаганду, влияние техники и отношения между религией и политикой.  Главной темой его трудов была угроза человеческой свободе и религии со стороны современной техники.  Среди его самых влиятельных книг “Технологическое общество” и “Пропаганда:  формирование позиций людей”.

Эллюль один из первых подошел в вопросу техники и человеческой реакции на нее с диалектической точки зрения.  Его главное беспокойство - возможность технологической тирании над человечеством. Как философ и теолог, он исследовал религиозность технологического общества. В 2000 г, его учениками  было организовано Международное общество Жака Эллюля.[1]


О ТЕХНИКЕ

Эллюлиевская концепция техники  кратко описана в “Заметке для читателя”  “Технологического общества” (1964).  Она представляет собой "тотальность рационально полученных методов, имеющих абсолютную эффективность (для данного этапа развития)  во всякой области человеческой деятельности."[26]  Здесь же Эллюль говорит, что термин “техника” относится не только к машинам и технологии, но и к любой процедуре, используемой для достижения цели.

Самая важная работа Эллюля, “Технологическое общество” (1964) первоначально была издана на французском языке как  La Technique: L'enjeu du si;cle (буквально, "Столетие, поставленное на кон").[27]  В нем, Эллюль выдвигает семь характеристик современной технологии, для которой обязательна эффективность: рациональность [1],  искусственность, автоматизм технического выбора,  само- усиление, монизм [2], универсализм [3]  и автономия [4].[28]  Рациональность техники  укрепляет логическую и механическую организацию через разделение труда,  установку стандартов производства, и т.д.  И она создает искусственную систему, которая "уничтожает или подчиняет природный мир."

Технология, вместо того, чтобы служить человечеству, заставляет "человеческие существа адаптироваться к ней и принимать тотальное изменение."[29]  В качестве примера Эллюль привел снижение ценности гуманитарных наук  в технологическом обществе.  Когда люди начинают задавать вопросы о ценности изучения древних языков и истории,  они задают вопросы, которые, при поверхностном взгляде,  никак не помогают  продвинуть их финансовое или техническое положение.  Согласно Эллюлю, такой ложный акцент – одна из проблем современного образования, в котором упор делается на информацию в школах. 

Главное внимание в этих школах направляется на то, чтобы подготовить молодых людей к миру информации,  к работе с компьютерами,  к обладанию лишь рациональным знанием, к языку компьютеров, их комбинаторике и связям. Это движение покрывает всю интеллектуальную область, а также мораль.

Свое стремление выявить все моменты технологического развития Эллюль выразил  так:

“ [Главное беспокойство  у меня вызывает оценка опасности, подстерегающая человечество в настоящем столетии, и различение между тем, что  мы хотим сохранить и что мы готовы потерять, между тем, что мы можем приветствовать как законное для развития и что мы должны отвергнуть из последних сил как дегуманизирующее развитие.  Я не могу считать  выбор такого рода неважным.[30]
" Священный объект, как он определяется классически, это объект одновременно надежды и страха,  очарования и ужаса.[31][32]  Однажды, природа пронизывала всю среду и обладала всей властью, от которой зависели  человеческие существа,  и это воспринималось как священное.  Реформация [5] десакрализовала церковь во имя Библии и Библия стала священной книгой.[33]  Но с тех пор, сайентизм (благодаря дарвиноовской теории эволюции) и логика (высший критицизм и либеральная теология) десакрализовали писания и науку, в частности ту прикладную науку, которая подходила под цели коллективного экономического производства (неважно – капиталистического, социалистического или коммунистического),  и поднялись до  уровня священных в западной культуре.[34][35]  Сегодня, доказывал он,  технологическое общество  в целом рассматривается как священное (ср. Святой Стив Джобс[36]).  Поскольку Эллюль определяет технику как "тотальность рационально полученных методов, имеющих абсолютную эффективность (для данного этапа развития)  во всякой области человеческой деятельности",[26]  ясно, что его социологический анализ концентрируется не на сообществе машин как таковых, а на собществе "эффективных техник":

“ Современная технология стала тотальным феноменом цивилизации,  определяющей силой нового социального порядка, а котором эффективность уже более не опция, а необходимость, налагаемая на всю человеческую деятельность.[37]
 " Уже бесполезно думать, что можно отделить технику от ее использования, поскольку у техники  особые социальные и психологические следствия, независимые от человеческих желаний.  Для моральных оценок ее использования нет места:
“ Даже моральная конверсия технарей ничего не изменит.  В лучшем случае, они перестанут быть технарями.  В конце концов, у техники есть только один принцип,  и это эффективный приказ.[28] ”


ОБ АНАРХИИ И НАСИЛИИ

Эллюль определил себя как “христианский анархист” [6].  Эллюль объяснил свои взгляды следующим образом: " Под анархией я прежде всего имею в виду абсолютное отрицание насилия."[38] "...Иисус был не только социалистом, но и анархистом – и я хочу подчеркнуть, что я рассматриваю анархизм как самую полную и самую серьезную форму социализма."[39] Для него это значило, что государства-нации [7],  как первичные источники насилия в современную эпоху,  никогда не следует ни прославлять, не следует их бояться,  но постоянно оспаривать и подвергать критике.[40] 

Для Эллюля, человеческое правительство  в большой степени нерелевантно в том смысле, что Откровение в Писании уже достаточно и эксклюзивно.  Другими словами, быть Христианином, означает быть абсолютно приверженным Христу,  что делает все другие законы лишними в лучшем случае,  или противоречащими откровению Бога, в худшем.  Несмотря на первоначальное притяжение некоторых евангелистов к его мыслям из-за исключительно высокого толкования  им библейских текстов (т.е. без  историко-критического анализа [8]),  такая позиция отвернула от него некоторых консервативных протестантов.  Позже, он привлек  к себе сторонников среди приверженцев более этических традиций, таких как анабаптисты [9]  или движение домашних церквей.  Близкие к Эллюлю политические идеи можно найти в трудах  его друга американца Уильяма Стрингфеллоу, и давнего его любимца Вернарда Эллера,   автора “Христианской анархии”.  Эллюль идентифицировал государство и политическую власть  со Зверем в Откровении  (Апокалипсисе)  Иоанна Богослова [10].[41][42]

Жак Эллюль обсуждает анархию на нескольких страницах в книге “Этика Свободы”[43] и в более подробно в поздней книге “Анархия и Христианство”.[44]  Хотя он признает, что анархия не вытекает прямо из  христианской свободы,  он заключает, что абсолютная власть, которую он видит в текущем (1991)  государстве-нации, может восприниматься только  с абсолютным отрицанием (т.е. с анархистской позиции). Он  утверждает, что в его намерение не входит создание анархического общества или тотальное разрушение государства.  Его первоначальная точка зрения, изложенная в “Анархии и Христианстве”, такова, что он пришел к анархии в результате приверженности к  абсолютному отрицанию насилия. Однако Эллюль не считал, что  все христиане во всех странах во все времена должны  воздерживаться от насилия.  Скорее, он настаивал на том, что насилие не совместимо с Богом Любви и, следовательно,  с истинной свободой. Христианин, выбирающий путь насилия, должен признать, что он или она оставляют путь свободы и переходят на  путь необходимости.[45]

Во время гражданской войны в Испании, испанские анархисты-друзья невесты Эллюля приехали во Францию в поисках оружия.  Он пытался достать для них оружие через старого друга и признавался, что это был единственный случай в его жизни, когда он сознательно пошел на акт насилия.  Он не пошел с анархистами прежде всего потому, что в это время встретил свою будущую жену и не хотел ее оставлять.[46]

 В  “Подрывном Христианстве” [47] Эллюль заявляет, что "библейское учение  предельно ясно. Оно всегда противодействует политической  власти.  Оно подстрекает к 'контр-власти,' к 'позитивной'  критике,  к несводимому диалогу (как,  например, между царями и пророками в Израиле), к антистатизму,  к децентрализации отношений,  к предельному сомнению во всем политическом,  к анти-идеологии,  к оспариванию всего, о чем заявляет власть или сильные мира сего (другими словами, во всему политическому), и наконец,  к "анархизму" (если конечно, не связывать этот термин с анархистским учением девятнадцатого века)."[48]

В “Насилии” Эллюль заявляет, что идеализм служит для оправдания использования насилия, включая:
1. Революционный идеализм (рассматривающий насилие как средство для достижения цели/или насилие под маской легальности)
2. Благодушный идеализм (ведущий к насильственному примирению и/или невидящий насилие со стороны врага)
“ ... благодушный идеализм у многих молодых людей, которые рискуют тюрьмой или смертью, отказываясь от участия в войне, которую они осуждают только потому что идеализируют или отбеливают врага.  Эти молодые люди одновременно герои и дураки.  Они шарахаются от видимого насилия — масштабного, чудовищного насилия, которое вопиет к небесам.  И здесь они правы. Но видя это насилие, они  немедленно из его жертв делают невинных овечек, святых и мученников.  Потому что они закрывают глаза на то,  чем на самом деле является враг,  на его жестокость,  на его насилие, на его ложь.  Они пропускают его истинные намерения;  они пропускают факт, что враг применит ужасное насилие в случае захвата власти. Бедные молодые люди, совершенно незнающие, непонимающие, слепые,  действующие сиюминутно!  Поэтому они блокируются с врагом и противодействуют его насилию.  Во Франции, перед Второй мировой войной,  многие люди блокировались с нацистами.  Разве нацисты, из благородства,  не протестовали против насилия над судетскими немцами, хорватами и немцами Данцига? Разве они не провозглашали, что будут защищать права бедных и безработных, жертв капитализма? Их восхищение нацистами дорого обошлось.  И опять, после войны, многие французы блокировались с коммунистами 'с партией бедных, партией пролетариата.'  Через несколько лет они были поражены заявлениями на Двадцатом конгрессе Коммунистической партии в Москве о подавлении венгерского восстания.  Это именно тот идеализм, с которым нужно бороться и который нужно радикально осуждать." ”
3. пацифистский идеализм (вера и стиль жизни, которые только возможны в достаточно большом, основанном на насилии обществе)
4. Христианский идеализм (который всегда озабочен моральным состоянием человеческого мира).  Он ведет к понятиям прогрессивности и безоглядного участия  в политической или научной акции. "В их идиллическом мире, грубость, пытки и война выступают как ненормальность, или даже идиотизм. Их реакция вызвана очевидным, наглым насилием.  Они отрицают существование замаскированного, тайного, скрытого насилия — пока оно не скрыто..."[49]


О СПРАВЕДЛИВОСТИ

Эллюль полагал, что социальная справедливость и истинная свобода несовместимы. Он отвергал любые попытки их объединить. Он считал, что христианин может решить присоединиться к движению за справедливость, но поступая так, он должен признать, что эта борьба за справедливость, в то же время, борьба против всех форм свободы.[50]  Пока социальная справедливость обеспечивает гарантию против риска  рабства, она одновременно подвергает жизнь необходимости.  Эллюль полагал, что когда христианин решается на действие, оно должно быть существенно христианским. "Христиане никогда не должны идентифицировать себя  с тем или иным политическим или экономическим движением. Напротив, они должны принести в социальные движения то, что только они могут принести. Только так они могут  заявить о царстве.  До тех пор, пока они действуют как другие—даже в борьбе за социальную справедливость, равенство и т.п.— я утверждаю, что в этом нет ничего специфически христианского.  В действительности, христианская  политическая и революционная позиция радикально отличается от позиции других;  это или специфически христианская позиция или никакая.[51]

В "Насилии" Эллюль утверждает, что только Бог может установить справедливость и он один может институцировать царство в конце времен.  Он признает, что некоторые использовали это положение, чтобы ничего не делать,  но также отмечает, что  некоторые, отстаивающие концепцию “смерти Бога”, заявляли, что это положение говорит о том, что "мы сами должны установить социальную справедливость".[52] 

Эллюль настаивал, что без веры в традиционную иудео-христианскую концепцию Бога, любовь и стремление к справедливости становятся избирательными, т.к. оставляют только горизонтальные отношения.[53] Эллюль спрашивает, как нам определить справедливость и отвечает, что теология и/или философия “смерти Бога” основываясь на библейском тезисе (Матвей: 25),  указывает на то, что справедливость означает накормить бедных. Эллюль говорит, что многие европейские христиане бросились в социалистические круги (и при этом  начали принимать тактику насилия,  пропаганду и т.д.), ошибочно полагая, что социализм обеспечит справедливость, когда, в действительности, он только стремится к справедливости для избранных и/или  тех жертв капитализма и врагов социализма,  которые отвечают социалистической идеологии.[54]:76–77
“ ...Иисус Христос не пришел, чтобы  в первую очередь утвердить социальную справедливость, в отличие, скажем,  от власти государства, или денег, или искусства. Иисус Христос пришел спасать людей,  и все, что [ему] нужно было,  это чтобы люди пришли и узнали его.  Мы изощряемся в поиске  весомых теологических, политических или практических причин, чтобы скрыть этот факт.  Но реальная причина  - наше согласие подчиняться силам мира,  прессе, общественному мнению,  политическим играм,  призывам к справедливости,  свободе, миру, избавлению от бедности в третьем мире, и христианской цивилизации на Западе, - все это играет на наших предпочтениях и слабостях.  Современные протестанты в целом готовы к тому, чтобы быть всем, как Св. Павел,  но, к несчастью, они не столько спасают людей, сколько сами становятся как все.[50]:254–255

В "Подрывном христианстве” Эллюль утверждает, что "провозгласить классовый конфликт  и “классическую” революционную борьбу – значит остановиться в той же точке, как и те, кто защищают свои богатства и организации.  Это может быть полезно с социальной точки зрения, но это совсем не христианство, несмотря  на разнобой в теологиях революции. Откровение требует этого отказа – отказа от иллюзий,  от исторических надежд, от ссылок на наши способности или на наше количество, или на чувство справедливости.  Мы  должны рассказать людям и повысить их сознательность (беда с правящими классами та, что они пытаются затушевать и заглушить сознательность тех, над кем главенствуют).  Откажитесь от всего, чтобы быть всем.  Не доверяйте человеческим способам,  потому что их  предоставит Бог (мы не можем сказать где, когда и как). Доверяйте его Слову, а не рациональной программе.  Вступайте на путь, на котором вы постепенно найдете ответы, но без гарантированной материальной поддержки (substance).  Все это трудно,  гораздо труднее, чем нанять партизан, спровоцировать терроризм,   или возбудить массы.  И это объясняет, почему евангелие такое невыносимое,  невыносимое для меня, когда я говорю  сам с собой и другими, невыносимое  для читателей,  которые могут просто пожать плечами." [47]
 
“ Если бы ученики [Христа] хотели, чтобы их  проповеди были эффективными и привлекли хороших людей, и взволновали бы толпы, и запустили бы движение,  они бы сделали свое послание более материально значимым. Они бы сформулировали материальные цели в экономическом, социальном и политическом отношении. Это бы взволновало людей;  это было бы просто. Заявить, однако, что царство не от сего мира,  что свобода не достигается восстанием,  что мятеж не достигает цели, что нет и не будет рая на земле,  что нет социальной справедливости,  что только  в Боге можно найти справедливость и только от него она придет,  что мы не должны искать  виновных в других, а прежде всего в себе,  -  все это означало бы требовать поражения, т. е невыносимые вещи..[55] ”


О МЕДИА,  ПРОПАГАНДЕ И ИНФОРМАЦИИ

Эллюль детально обсуждает эти темы в своей краеугольной работе  “Пропаганда: формирование позиции людей” [11].   Власть медиа он рассматривал как еще один пример  того, как технология осуществляет контроль над человеческой судьбой.[56]   Будучи механизмом перемен, медиа почти всегда руководствуются особыми интересами [12],  со стороны рынка или государства.[57]

Также в работе “Пропаганда”  Эллюль отмечает, что "факт остается фактом, что избыточные данные не просветляют читателя или слушателя;  они топят его.  Он не может запомнить их все,  или сопоставить, или понять;  если он не хочет сойти с ума, он просто постарается обрисовать общую картину.  И чем больше поступает фактов, тем проще будет картина".[58] Кроме того, люди "попадают в паутину предоставленных им фактов.  Они даже не в состоянии  выбирать  другие области или другие темы.  Поэтому, механизмы современной информации производят своего рода гипноз на индивидуума, который не может выбраться из области, в которую его загнала информация".[58] " Неправда, что он может свободно выбирать то, что ему преподносится.  И поскольку рациональная пропаганда создает таким образом иррациональную ситуацию,  социальная сила  внутренне контролирует индивидуума, а это значит, что она лишает его самого себя".[58]

Эллюль соглашается с Жюлем Моннро, который  заявил: "Страсть индивидуума ведет к подавлению всяких критических суждений в отношении объекта страсти".[59]

“ Индивидуум, который сгорает от желания действовать, но не знает, что делать, представляет собой типичного человека нашего общества.  Он хочет действовать во имя справедливости, мира, прогресса, но не знает "как". Если пропаганда покажет ему 'как', тогда она “на коне”;  за этим последует действие".[60] ”

В ответ на приглашение Протестантских организаций,  Эллюль посетил Германию дважды (в 1934 и 1935).  Во второй раз он присутствовал на собрании нацистов из любопытства, и это впоследствии повлияло на его работу о пропаганде и возможности объединения людей в группу.[61]
Эллюль диалектически противопоставляет эту секулярную веру библейской вере, а также "Технике".[62]


О ГУМАНИЗМЕ

В объяснении значимости свободы и сопротивления порабощению людей через окультуривание (или социологическое рабство), Эллюль отвергает идею о том, что [окультуривание] имеет наибольшую ценность для человечества. Он отмечает, что современное порабощение выражается через авторитеты,  важности и ценности, прикрепленные к человечеству, и через создаваемые им верования и институты.  Это приводит к превознесению нации или государства,  денег, технологии, искусства, морали, партии и т.п.  Работа человечества освещается и обожжествляется,  в то же время порабощая человечество.

“ ...человек превозносится,  и может показаться парадоксальным, что это означает крушение человека.  Порабощение человека обратная сторона его славы, его важности, которые приписываются ему.  Чем больше общество преувеличивает человеческое величие, тем больше в этом  можно увидеть отчуждение, порабощение, изоляцию и страдание.  Гуманизм готовит почву для анти-гуманизма.  И это не  интеллектуальный парадокс.  Достаточно заглянуть в историю.  Люди никогда не были так порабощены, как в обществах, которые поставили человека во главе всех ценностей, провозгласили его величие и назвали мерой всех вещей.  В таких обществах свобода отделена от своей цели, то есть, от величия Бога.[63]

“ Перед Богом, я человеческое существо...  Но я пойман в ситуацию, из которой нет прямого и радикального спасения,  в паутину, которую не могу разорвать. Если я буду продолжать оставаться человеческим существом, кто-то должен придти и освободить меня. Бог не хочет унизить меня. Под угрозой смерти в этой ситуации находится не моя человечность или мое достоинство, а моя гордость,  мое тщеславие, которое от моего имени заявляет, что я могу сделать все сам.  Мы не можем принять этого.  Перед самими собой, мы должны объявить себя праведными и свободными.  Мы не ищем  благоволения Бога.  Фундаментально, мы хотим само-оценки. Именно здесь начинается терпеливая работа по переосмыслению Откровения, чтобы христианство оправдало человечество, а человечество было достойно своей праведности.[64]


Ссылки
[1] https://en.wikipedia.org/wiki/Rationalization_(sociology)
[2] https://en.wikipedia.org/wiki/Monism
[3] https://en.wikipedia.org/wiki/Universalism
[4] https://en.wikipedia.org/wiki/Autonomy
[5] https://en.wikipedia.org/wiki/Magisterial_Reformation
[6] https://en.wikipedia.org/wiki/Christian_anarchism
[7] https://en.wikipedia.org/wiki/Nation_state
[8] https://en.wikipedia.org/wiki/Historical_criticism
[9] https://en.wikipedia.org/wiki/Anabaptism
[10] https://en.wikipedia.org/wiki/The_Beast_(Revelation)
[11] [12] https://en.wikipedia.org/wiki/Advocacy_group

Books
• ;tude sur l';volution et la nature juridique du Mancipium. Bordeaux: Delmas, 1936.
• Le fondement th;ologique du droit. Neuch;tel: Delachaux & Niestl;, 1946.
o The Theological Foundation of Law. Trans. Marguerite Wieser. Garden City NY: Doubleday, 1960. London: SCM, 1961. New York: Seabury, 1969.
• Pr;sence au monde moderne: Probl;mes de la civilisation post-chr;tienne. Geneva: Roulet, 1948. Lausanne: Presses Bibliques Universitaires, 1988.
o The Presence of the Kingdom. Trans. Olive Wyon. Philadelphia: Westminster, 1951. London: SCM, 1951. New York: Seabury, 1967. Colorado Springs: Helmers and Howard, 1989.
o Presence in the Modern World: A New Translation. Trans. Lisa Richmond. Eugene, OR: Cascade, 2016.
• Le livre de Jonas. Paris: Cahiers Bibliques de Foi et Vie, 1952.
o The Judgment of Jonah. Trans. Geoffrey W. Bromiley. Grand Rapids: Eerdmans, 1971. Wipf & Stock, 2011
• L'homme et l'argent (Nova et vetera). Neuch;tel: Delachaux & Niestl;, 1954. Lausanne: Presses Bibliques Universitaires, 1979.
o Money and Power. Trans. LaVonne Neff. Downers Grove IL: InterVarsity Press, 1984. Basingstoke, England: Marshall Pickering, 1986. Wipf & Stock, 2009
• La technique ou l'enjeu du si;cle. Paris: Armand Colin, 1954. Paris: ;conomica, 1990 & 2008
o The Technological Society. Trans. John Wilkinson. New York: Knopf, 1964. London: Jonathan Cape, 1965. Rev. ed.: New York: Knopf/Vintage, 1967. with introduction by Robert K. Merton (professor of sociology, Columbia University). This may be his best-known work; Aldous Huxley brought the French edition to the attention of an English publisher, and thus brought it to English readers. Theodore Kaczynski had a copy in his cabin and said he read it several times—his "manifesto" addresses similar themes. See Alston Chase. 2003. "Harvard and the Unabomber: The Education of an American Terrorist," W.W. Norton & Co., p. 111, 331.
• Histoire des institutions. Paris: Presses Universitaires de France; volumes 1 & 2,
• L'Antiquit; (1955); vol. 3, Le Moyen Age (1956); vol. 4, Les XVIe–XVIIIe si;cle (1956); vol. 5, Le XIXe si;cle (1789–1914) (1956).
• Propagandes. Paris: A. Colin, 1962. Paris: ;conomica, 1990 & 2008
o Propaganda: The Formation of Men's Attitudes. Trans. Konrad Kellen & Jean Lerner. New York: Knopf, 1965. New York: Random House/ Vintage 1973
• Fausse pr;sence au monde moderne. Paris: Les Bergers et Les Mages, 1963.
o False Presence of the Kingdom. Trans. C. Edward Hopkin. New York: Seabury, 1972.
• Le vouloir et le faire: Recherches ;thiques pour les chr;tiens: Introduction (premi;re partie). Geneva: Labor et Fides, 1964.
o To Will and to Do: An Ethical Research for Christians. Trans. C. Edward Hopkin. Philadelphia: Pilgrim, 1969.
• L'illusion politique. Paris: Robert Laffont, 1965. Rev. ed.: Paris: Librairie G;n;rale Fran;aise, 1977. La Table-ronde, 2004 & 2012.
o The Political Illusion. Trans. Konrad Kellen. New York: Knopf, 1967. New York: Random House/Vintage, 1972.
• Ex;g;se des nouveaux lieux communs. Paris: Calmann-L;vy, 1966. Paris: La Table Ronde, 1994 & 2004
o A Critique of the New Commonplaces. Trans. Helen Weaver. New York: Knopf, 1968. Wipf & Stock, 2012
• Politique de Dieu, politiques de l'homme. Paris: ;ditions Universitaires, 1966.
o The Politics of God and the Politics of Man. Trans./ed. Geoffrey W. Bromiley. Grand Rapids: Eerdmans, 1972. Wipf & Stock, 2012.
• Histoire de la propagande. Paris: Presses Universitaires de France, 1967, 1976.
• M;tamorphose du bourgeois. Paris: Calmann-L;vy, 1967. Paris: La Table Ronde, 1998 & 2012.
• Autopsie de la r;volution. Paris: Calmann-L;vy, 1969. Paris: La Table Ronde, 2008
o Autopsy of Revolution. Trans. Patricia Wolf. New York: Knopf, 1971. Wipf & Stock, 2012.
• Contre les violents. Paris: Centurion, 1972.
o Violence: Reflections from a Christian Perspective. Trans. Cecelia Gaul Kings. New York: Seabury, 1969. London: SCM Press, 1970. London: Mowbrays, 1978. Wipf & Stock, 2012.
• Sans feu ni lieu: Signification biblique de la Grande Ville. Paris: Gallimard, 1975.
o The Meaning of the City. Trans. Dennis Pardee. Grand Rapids: Eerdmans, 1970. Carlisle, Cumbria, England: Paternoster, 1997.
• L'impossible pri;re. Paris: Centurion, 1971, 1977.
o Prayer and Modern Man. Trans. C. Edward Hopkin. New York: Seabury, 1970, 1973. Wipf & Stock, 2012.
• Jeunesse d;linquante: Une exp;rience en province. Avec Yves Charrier. Paris: Mercure de France, 1971. 2nd ed.: Jeunesse d;linquante: Des blousons noirs aux hippies. Nantes: ;ditions de l'AREFPPI, 1985.
• De la r;volution aux r;voltes. Paris: Calmann-L;vy, 1972.
• L'esp;rance oubli;e. Paris: Gallimard, 1972.
o Hope in Time of Abandonment. Trans. C. Edward Hopkin. New York: Seabury, 1973. Wipf & Stock, 2012.
• ;thique de la libert;, 2 vols. Geneva: Labor et Fides, I:1973, II:1974.
o The Ethics of Freedom. Trans. and ed. Geoffrey W. Bromiley. Grand Rapids: Eerdmans, 1976. London: Mowbrays, 1976.
• Les nouveaux poss;d;s. Paris: Arth;me Fayard, 1973.
o The New Demons. Trans. C. Edward Hopkin. New York: Seabury, 1975. London: Mowbrays, 1975.
• L'Apocalypse: Architecture en mouvement. Paris: Descl;e, 1975.
o Apocalypse: The Book of Revelation. Trans. George W. Schreiner. New York: Seabury, 1977.
• Trahison de l'Occident. Paris: Calmann-L;vy, 1975.
o The Betrayal of the West. Trans. Matthew J. O'Connell. New York: Seabury,1978.
• Le syst;me technicien. Paris: Calmann-L;vy, 1977. Paris : Le cherche-midi 2004 & 2012.
o The Technological System. Trans. Joachim Neugroschel. New York: Continuum, 1980.
• L'id;ologie marxiste chr;tienne. Paris: Centurion, 1979.
o Jesus and Marx: From Gospel to Ideology. Trans. Joyce Main Hanks. Grand Rapids: Eerdmans, 1988. Wipf & Stock, 2012.
• L'empire du non-sens: L'art et la soci;t; technicienne. Paris: Press Universitaires de France, 1980.
• La foi au prix du doute: "Encore quarante jours . . ." Paris: Hachette, 1980.
o Living Faith: Belief and Doubt in a Perilous World. Trans. Peter Heinegg. San Francisco: Harper and Row, 1983. Wipf & Stock, 2012.
• La Parole humili;e. Paris: Seuil, 1981.
o The Humiliation of the Word. Trans. Joyce Main Hanks. Grand Rapids: Eerdmans, 1985.
• Changer de r;volution: L'in;luctable prol;tariat. Paris: Seuil, 1982.
• Les combats de la libert;. (Tome 3, L'Ethique de la Libert;) Geneva: Labor et Fides, 1984. Paris: Centurion, 1984.
• La subversion du Christianisme. Paris: Seuil, 1984, 1994. Paris: La Table Ronde, 2001 & 2012
o The Subversion of Christianity. Trans. Geoffrey W. Bromiley. Grand Rapids: Eerdmans, 1986. Wipf & Stock, 2011.
• Conf;rence sur l'Apocalypse de Jean. Nantes: AREFPPI, 1985.
• Un chr;tien pour Isra;l. Monaco: ;ditions du Rocher, 1986.
• La Gen;se aujourd'hui. Avec Fran;ois Tosquelles. Lign;: AREFPPI, 1987.
• La raison d';tre: M;ditation sur l'Eccl;siaste. Paris: Seuil, 1987
o Reason for Being: A Meditation on Ecclesiastes. Trans. Joyce Main Hanks. Grand Rapids: Eerdmans, 1990.
• Anarchie et Christianisme. Lyon: Atelier de Cr;ation Libertaire, 1988. Paris: La Table Ronde, 1998.
o Anarchy and Christianity. Trans. Geoffrey W. Bromiley. Grand Rapids: Eerdmans, 1991. Wipf & Stock, 2011.
• Le bluff technologique. Paris: Hachette, 1988, 2004 & 2012.
o The Technological Bluff. Trans. Geoffrey W. Bromiley. Grand Rapids: Eerdmans, 1990.
• Ce que je crois. Paris: Grasset and Fasquelle, 1989.
o What I Believe. Trans. Geoffrey W. Bromiley. Grand Rapids: Eerdmans, 1989.
• Ce Dieu injuste . . .?: Th;ologie chr;tienne pour le peuple d'Isra;l. Paris: Arl;a, 1991, 1999.
o An Unjust God ? A Christian Theology of Israel in light of Romans 9–11. Trans. Anne-Marie Andreasson-Hogg. Wipf & Stock, 2012.
• Si tu es le Fils de Dieu: Souffrances et tentations de J;sus. Paris: Centurion, 1991.
o If You are the Son of God: The Suffering and Temptations of Jesus. Trans. Anne-Marie Andreasson-Hogg. Wipf & Stock, 2014.
• D;viances et d;viants dans notre soci;t; intol;rante. Toulouse: ;r;s, 1992.
• Silences: Po;mes. Bordeaux: Opales, 1995.
• Oratorio: Les quatre cavaliers de l'Apocalypse. Bordeaux: Opales, 1997.
• Sources and Trajectories: Eight Early Articles by Jacques Ellul that Set the Stage. Trans./ed. Marva J. Dawn. Grand Rapids: Eerdmans, 1997.
Interviews
• "A temps et ; contretemps: Entretiens avec Madeleine Garrigou-Lagrange". Paris: Centurion, 1981.
• "In Season, Out of Season: An Introduction to the Thought of Jacques Ellul: Interviews by Madeleine Garrigou-Lagrange." Trans. Lani K. Niles. San Francisco: Harper and Row, 1982.
• "Perspectives on Our Age: Jacques Ellul Speaks on His Life and Work". Ed. Willem H. Vanderburg. Trans. Joachim Neugroschel. Toronto: CBC, 1981. New York: Seabury, 1981. Concord, Ontario: House of Anansi, 1997.
• "L'homme ; lui-m;me: Correspondance". Avec Didier Nordon. Paris: F;lin, 1992.
• "Entretiens avec Jacques Ellul". Patrick Chastenet. Paris: Table Ronde, 1994.
• "Jacques Ellul on Religion, Technology, and Politics: Conversations with Patrick Troude-Chastenet". Trans. Joan Mend;s France. Atlanta: Scholars Press, 1998.
• "Jacques Ellul on Politics, Technology, and Christianity: Conversations with Patrick Troude-Chastenet". Eugene, Oregon: Wipf and Stock, 2005.

См также
• Calvinism portal
• Anarchism portal
• Philosophy of technology
• Christian anarchism
• Christian libertarianism
• Universal reconciliation
• Non-conformists of the 1930s
• Propaganda
• Indoctrination
• Randal Marlin
• Langdon Winner
• Koyaanisqatsi

Ссылки
1. "About". International Jacques Ellul Society. Archived from the original on 2013-12-03. Retrieved 2013-11-30.
2. Ellul & Troude-Chastenet 1998, pp. 2, 11.
3. Ellul 1964, p. ix, transl. introd.
4. "Righteous Among the Nations Recognized by Yad Vashem as of 1 January 2011 – France" (PDF). Jerusalem, IL: Yad Vashem. 2011-01-01. Retrieved 2011-08-15.
5. Ellul 1981, p. 24.
6. Goddard 2002, p. 16.
7. Gorringe, Timothy (1999), Karl Barth: Against Hegemony, Oxford University Press, p. 158.
8. Ellul & Troude-Chastenet 1998, p. 4.
9. Ellul & Troude-Chastenet 1998, p. 92.
10. Bromiley, Geoffrey W (1981), "Barth's Influence on Jacques Ellul", in Christians, Clifford G; Van Hook, Jay M, Jacques Ellul: Interpretive Essays, University of Illinois Press, pp. 32–51.
11. Fasching, Darrell J (1981), Jacques Ellul: A Systematic Exposition, E. Mellen Press, p. 35.
12. Ellul, Jacques (1981), Vanderburg, William H, ed., Perspectives on Our Age: Jacques Ellul Speaks on His Life and Work, Canadian Broadcasting Corporation, p. 14.
13. Ellul & Troude-Chastenet 1998, p. 5.
14. Goddard 2002, p. 41.
15. Marlin, Randal (2002), Propaganda and the Ethics of Persuasion, Broadview Press, p. 34.
16. Goddard 2002, p. 37.
17. Van Vleet, Jacob (2014), Dialectical Theology and Jacques Ellul: An Introductory Exposition, Fortress Press, p. 45.
18. Goddard 2002, pp. 203–4.
19. Ellul 1989, pp. 167–87.
20. Gill, David W (1982), "Jacques Ellul's View of Scripture", The Journal of the Evangelical Theological Society, 25 (4).
21. Ellul, Jacques (1970), Prayer and Modern Man, Seabury Press, pp. 118–19.
22. Ellul 1969, pp. 78–79.
23. Ellul 1989, p. 188.
24. Ellul 1981, p. 95.
25. Ellul 1981, p. 107.
26. Ellul 1964, p. xxv.
27. Taylor, Paul A; Harris, Jan (2005), Digital Matters: The Theory and Culture of the Matrix, Routledge, p. 23.
28. Ellul 1964, p. 79.
29. Ellul 1989, p. 136.
30. Ellul 1989, p. 140.
31. Ellul 1964b, pp. 143–45.
32. Ellul 1975, p. 48–87.
33. Ellul 1975, p. 59.
34. Ellul 1964b, p. 142.
35. Ellul 1975, pp. 58–78.
36. Brooks, Michael E (Sep 2, 2012), "Death of Secular Saint Steve Jobs in a Theologically Devoid of Culture", The Christian Post.
37. Fasching, Darrell (1981), The Thought of Jacques Ellul: A Systematic Exposition Edwin Mellen Press, p. 17.
38. Ellul 1991, p. 11.
39. Ellul 1991, p. 3.
40. Ellul 1991, p. 71: ‘In... Jesus' face-to-face encounters with the political and religious authorities, we find irony, scorn, noncooperation, indifference, and sometimes accusation. Jesus was the "essential" disputer.’
41. Ellul 1988, pp. 72–74: “The first beast comes up from the sea... It is given 'all authority and power over every tribe, every people, every tongue, and every nation' (13:7). All who dwell on earth worship it. Political power could hardly, I think, be more expressly described, for it is this power which has authority, which controls military force, and which compels adoration (i.e., absolute obedience).”
42. Christoyannopoulos, Alexandre (2010). "Revelation". Christian Anarchism: A Political Commentary on the Gospel. Exeter: Imprint Academic. pp. 123–26.
43. Ellul 1976, p. 396-398.
44. Ellul 1988.
45. Ellul 1969, p. 137.
46. Ellul & Troude-Chastenet 1998, pp. 67–68.
47. Ellul 1986.
48. Ellul 1986, p. 116.
49. Ellul 1969, pp. 115—25.
50. Ellul 1976, p. 404.
51. Ellul 1969, p. 45–46.
52. Ellul 1969, p. 76.
53. Ellul 1969, p. 6.
54. Ellul 1969, p. 137.
55. Ellul 1986, pp. 170-71.
56. Ellul 1965, pp. 102–3.
57. Ellul 1965, pp. 102–5, 162–66.
58. Ellul 1965, p. 87.
59. Ellul 1965, p. 170.
60. Ellul 1965, p. 209.
61. Ellul & Troude-Chastenet 1998, p. 63.
62. Mitcham, pp. 60-61.
63. Ellul 1976, p. 251.
64. Ellul 1986, p. 161.
Bibliography
• Ellul, Jacques (1964), "translator's introduction", The Technological Society, Vintage Books, John Wilkinson transl., Random House.
• ——— (1964b), The Technological Society, Knopf.
• ——— (1965), Propaganda: The Formation of Men's Attitudes, Knopf.
• ——— (1969), Violence: Reflections from a Christian Perspective, Seabury.
• ——— (1975), The New Demons, Seabury Press.
• ——— (1976) [1973/74, Labor & fides], ;thique de la libert; [The Ethics of Freedom] (in French), transl. Geoffrey W. Bromiley, Michigan: William B Eerdmans.
• ——— (1981), Perspectives on Our Age, Seabury Press.
• ——— (1986) [1984, ;ditions du Seuil], La Subversion de Christianisme [The Subversion of Christianity] (in French), translated by Geoffrey W. Bromiley, Michigan: William B Eerdmans.
• ——— (1988) [Atelier de Cr;ation Libertaire], Anarchie et Christianisme [Anarchy and Christianity], translated by Geoffrey W. Bromiley, Michigan: William B Eerdmans, pp. 71–74, ISBN 9780802804952
• ——— (1989), What I Believe, transl. Geoffrey W. Bromiley, Michigan: William B Eerdmans.
• ——— (1991), Anarchy and Christianity, Michigan: William B Eerdmans.
• ———; Troude-Chastenet, Patrick (1998), On Religion, Technology, Politics: Conversations, France, Joan Mendes transl., Scholars Press.
Works about Ellul
• Boli-Bennett, John. "The absolute dialectics of Jacques Ellul." Research in Philosophy and Technology 3 (1980): 171-201.
• Bromiley, Geoffrey W. "Barth’s influence on Jacques Ellul." Jacques Ellul: Interpretive Essays (1981): 32-51.
• Christians, Clifford G., & Van Hook, Jay M., eds. Jacques Ellul: Interpretive Essays. Illinois: University of Illinois Press, 1981.
• Clendenin, Daniel B. "THEOLOGICAL METHOD IN JACQUES ELLUL." (1986): 3756-3756.
• Connell, Brian Lindsay (1999). "Interpretation of the law & the laws of interpretation in the work of Jacques Ellul". Global Journal of Classical Theology. 1 (3). ISSN 1521-6055. Retrieved 29 July 2017.
• Dawn, Marva Jenine. "The concept of 'the principalities and powers' in the works of Jacques Ellul." (1993): 0533-0533.
• Dawn, Marva Jenine "The Biblical Concept of ‘the Principalities and Powers’: John Yoder Points to Jacques Ellul." The Wisdom of the Cross: Essays in Honor of John Howard Yoder: 168-86.
• Driscoll, Cathy, and Elden Wiebe. "Technical spirituality at work: Jacques Ellul on workplace spirituality." Journal of Management Inquiry 16.4 (2007): 333-348.
• Eller, Vernard, “How Jacques Ellul Reads the Bible,” Christian Century 89 (1972): 1212-1215.
• Ellul, Jacques, and Madeleine Garrigou-Lagrange. In season, out of season: an introduction to the thought of Jacques Ellul. Harper San Francisco, 1982.
• Fasching, Darrell J. The thought of Jacques Ellul: A systematic exposition. Vol. 7. New York; Toronto: E. Mellen Press, 1981.
• Fasching, Darrell J. "The Dialectic of Apocalypse and Utopia in the Theological Ethics of Jacques Ellul." Research in Philosophy and Technology 10 (1990): 149-165.
• Fowler, James. "A synopsis and analysis of the thought and writings of Jacques Ellul." (2012).
• Gill, David W., "Jacques Ellul’s View of Scripture." Journal of the Evangelical Theological Society 25 (1982).
• Gill, David W. "The word of God in the ethics of Jacques Ellul." (1984).
• Goddard, Andrew (2002), Living the Word, Resisting the World: The Life and Thought of Jacques Ellul, Paternoster Press.
• Gozzi Jr, Raymond. "Jacques Ellul on technique, media, and the spirit." Atlantic Journal of Communication 8.1 (2000): 79-90.
• Graham, George J. "Jacques Ellul-Prophetic or Apocalyptic Theologian of Technology?." The Political Science Reviewer 13 (1983): 213.
• Greenman, Jeffrey P., Read Mercer Schuchardt, and Noah J. Toly. Understanding Jacques Ellul. Wipf and Stock Publishers, 2012.
• Holloway, James Y., ed. Introducing Jacques Ellul. Eerdmans, 1970.
• Hope, Samuel. "Homage to Jacques Ellul." Arts Education Policy Review 97.5 (1996): 38-39.
• Jer;nimo, Helena M., and Carl Mitcham. Jacques Ellul and the technological society in the 21st century. Ed. Jos; Lu;s Garcia. Springer, 2013.
• Lasch, Christopher (1973). "The Social Thought of Jacques Ellul". The World of Nations: Reflections on American History, Politics, and Culture. New York, NY: Knopf. ISBN 978-0-394-48394-8. Retrieved 29 July 2017.
• Lovekin, David. "Jacques Ellul and the logic of technology." Man and World 10.3 (1977): 251-272.
• Lovekin, David. Technique, discourse, and consciousness: An introduction to the philosophy of Jacques Ellul. Lehigh University Press, 1991.
• Menninger, David C. "Jacques Ellul: A tempered profile." The Review of Politics 37.2 (1975): 235-246.
• Menninger, David C. "Marx in the Social Thought of Jacques Ellul.”." Jacques Ellul: Interpretive Essays (1981): 17-32.
• Menninger, David. "Politics or technique? A defense of Jacques Ellul." Polity 14.1 (1981): 110-127.
• Mitcham, Carl. "Thinking Through Technology." The University of Chicago Press, 1994.
• Pattillo, Matthew. "Violence, Anarchy, and Scripture: Jacques Ellul and Ren; Girard." Contagion: Journal of Violence, Mimesis, and Culture 11.1 (2004): 25-54.
• Pizza, Cesare (2017), Jacques Ellul: un profeta di sventure, Roma, ISBN 9788892321663
• Punzo, Vincent. "Jacques Ellul on the technical system and the challenge of Christian hope." Proceedings of the American Catholic Philosophical Association. Vol. 70. 1996.
• Ray, Ronald R., “Jacques Ellul’s Innocent Notes on Hermeneutics,” Interpretation 33 (1979): 268-282.
• Roy, Christian. "Ecological Personalism: The Bordeaux School of Bernard Charbonneau and Jacques Ellul»." Ethical perspectives 6.1 (1999): 33-45.2014 -
• Shaw, Jeffrey M. Illusions of Freedom: Thomas Merton and Jacques Ellul on Technology and the Human Condition. Eugene, OR: Wipf and Stock. ISBN 978-1625640581.
• Sklair, Leslie. "The Sociology of the Opposition to Science and Technology: With Special Reference to the Work of Jacques Ellul." Comparative Studies in Society and History 13.2 (1971): 217-235.
• Terlizzese, Lawrence J. Hope in the thought of Jacques Ellul. Wipf and Stock Publishers, 2005.
• Troup, Calvin L. "Include the Iconoclast: The Voice of Jacques Ellul in Contemporary Theory and Criticism." Journal of Communication & Religion 21.1 (1998).
• Vanderburg, Willem H. "Technique and Responsibility: Think Globally, Act Locally, According to Jacques Ellul." Technology and Responsibility. Springer Netherlands, 1987. 115-132.
• Vanderburg, Willem H. "The Essential Connection Between the Two Parts of the Work of Jacques Ellul." Bulletin of Science, Technology & Society 24.6 (2004): 534-547.
• Van Vleet, Jacob E. Dialectical Theology and Jacques Ellul: An Introductory Exposition. Augsburg Fortress Publishers, 2014.

Родственные проекты Википедии
• Transcript of Ellul's Politics of God and Politics of Man
• The film The Betrayal by Technology, a 1992 portrait by ReRun Productions, on Jacques Ellul (broadcast twice in the Netherlands on national TV)
• Full transcript of the film "The Betrayal by Technology" by ReRun Productions. Interviewers: Karin van der Molen and Jan van Boeckel
• Jacques Ellul – his activity to save Jews' lives during the Holocaust, at Yad Vashem website