Ожившая строка

Хачхарджи Константин
          
 Всякое имеет место быть. И всё же, если душа на месте, если она не забита сиюминутными страданиями, то будьте уверены, что скоро-скоро жизнь начнёт подбрасывать вам по Интернету свои эсэмэски. Вот пример пуще образцовых. В последнее время, -  октябрь-ноябрь 2018 года, если точнее, - вновь надо мной закрутились вихри сакральные. На полях фейсбука  высветились строчки, - доселе мне незнакомой, - Елены Буренковой.
 
- Отважилась Вам написать, - подчёркивает она, - кое о чём, очень сокровенном. Дело  в том, что я случайно наткнулась на Вашу статью  "Ни фига себе!". И там есть кусочек о моем дедушке Михаиле Яковлевиче  Афонине... Мне очень хотелось бы узнать ещё кое что о нём, если это возможно. А свой отзыв на статью, кстати, я уже прикинула.
 
 О, Mamma mia , - эти откровенные строчки  одномоментно определили тон нашего дальнейшего  общения. В итоге, я раскрылся в такой строке:

- Сегодня, то-бишь, 17.11.2018, когда по Израильским часам было ровно 5-30, Судьба, словно, толкнула меня в бок, - "вставай, старый грек, тебе пишет само Время!". И я, естественно, мигом, потому как, в самом деле, зараз мне ждать – это, по меньшей мере, неуважение к самому себе. Первым делом, я понял, что статья «Ни фига себе», очевидно,  должна иметь своё продолжение, потому и задумался над тем, какую же подобрать рубрику -  "Случайные встречи" - не  то, "Далёкое близкое" - не подходит. И вот, когда открыл Messenger,  прочёл Вашу заметку, то тут же в голову влетела названье предстоящей саги - "Ожившая строка". Поэтому я предлагаю,  вообще, выйти за рамки узкой рецензии, и рассказать, как вышла на меня, насколько это было нежданно лично для тебя (я перешёл на "ты", ибо так ближе), добавить несколько слов, как  жил в последние годы Михаил Яковлевич, когда и где похоронен.  А потом уже несколько строк обо мне, как ты меня видишь со стороны, но это уже иной кондёр будет! Полагаю, дедушка  Афонин одобрил бы такой шаг.  Если не против, - твори, время есть, никто с мечом за спиной не стоит.  )))))

 После чего, как говорится в народе, - «пошла плясать губерния»….

-Вы, как будто прочитали мои мысли, - отметила Елена )))) Именно так и был построен мой отзыв, который я сегодня пыталась Вам отослать. Но если честно, то я не очень много знаю про дядю Мишу, - мы, внуки, его так называли, наверное, потому, что так обращалось к нему предыдущее поколение, хотя он для нас был двоюродным дедушкой. Вот таким, примерно, был мой отзыв на статью. Впрочем, коль есть желание, начнём вот с чего. Вероятно, в жизни многих из нас наступает такой период, когда начинаешь задумываться над тем, кто ты, чем бы хотел заниматься, кто твои предки... Наверное, в этот период и начинается поиск. Неважно с чего, - со смысла жизни, с себя, с друзей, с новой работы и т.д. Вот и у меня настал такой период. И я стала искать....
Искала много чего, но в этих поисках решила найти, хоть что-нибудь о родовом древе. Много раз в детстве слышала, что по маминой линии были "непростые" люди, но насколько непростые даже не предполагала: как-то не принято было об этом говорить в семье. И вот, в этих поисках по интернету, я наткнулась на Вашу статью, Константин Антонович, "Ни фига себе!", где Вы пишите о моем двоюродном дедушке Михаиле Яковлевиче Афонине. Будучи уже взрослой, я узнала, кем он был на самом деле. А первый вопрос возник тогда, когда были его похороны. Удивило то, что хоронили дедушку Мишу с почестями, много было народу, несли награды, хотя жил он с женой в двухкомнатной квартирке, и очень скромно. Как сейчас помню, - шкаф, сделанный его руками, с нарисованными на нём птицами, которые я рассматривала и, почему-то,  все время ковыряла краску )))))   В гости мы ездили не часто, но когда приезжали, он очень радовался. На заре своей жизни, будучи тяжело больным и передвигаясь на инвалидной коляске, дедушка Миша не потерял то чувства юмора, о котором Вы пишите. Всегда смеялся, шутил, да ещё и нас веселил. Я никогда не слышала от него даже намёка на то, что ему тяжело, или больно. Мы (внуки) этого не понимали, и могли запросто сесть к нему на колени, а он ничего не говорил, а только улыбался. То, что Михаил Яковлевич был "злющим" на трудовом посту, могу предположить, учитывая его специфику работы и ответственность, которую он нёс. Мама говорила, что дедушка Миша был очень строгий. Только сейчас понимаю, как  эти качества могут уживаться в одном человеке? Последние годы жил и похоронен в городе Красный Луч, Луганской области, в 1981 году, если не ошибаюсь. Слышала, что в его честь была названа улица, но я нигде этого не нашла.  А теперь перейду к отзыву о Вашей статье. Во-первых, хочу искренне поблагодарить Вас от всей души, Константин Антонович, за воспоминания о моем дедушке,  и о тёплых словах в его адрес. Во-вторых, не могу не затронуть тему об использовании в статье ненормативной лексики ))))
 Вашу статью перечитывала много раз. Прочитав в первый раз, скажу честно, отнеслась скептически к этим выражениям. Но не потому что осудила, а просто интересовало другое. Обращаясь к статье в последующие разы, отметила то, насколько кратко, честно Вы описали шахтерскую жизнь. Трудно представить работу в шахте без юмора и мата. В детстве я часто наблюдала, как едут шахтеры после смены на автобусах черные, как уголь. Глаза будто крашеные черным карандашом и не отмывались по нескольку часов: между прочим,  мой  дядя был шахтёр. Если случался взрыв на шахте, то горе было всеобщее. И это пришлось мне тоже видеть.....
 Очевидно, употребление этой лексики в статье о шахтерском труде передаёт Ваше отношение и понимание всего происходящего там, под землей. Поняв суть статьи, заинтересовали и другие Ваши произведения. Не могу сказать, что все понимаю, но как личность вы меня удивили. Почему удивили? Ваши познания в литературе, истории, музыке, религии..., говорят о Вас как о разностороннем человеке. Меня это всегда восхищает, потому что не представляю, как можно столько запомнить, и разбираться в этом. Очень понравились сравнения с музыкой, описания в некоторых произведениях. Я сама музыкант и мне это близко. Много писать не стану, да и особо-то не умею )))))) В завершение хочется ещё раз сказать Вам спасибо, и пожелать здоровья, долгих лет жизни и продолжать радовать своих читателей своими творениями! С Уважением Елена!
 
-Вот, бывают же люди, а говорят…… Строчки Елены Буренковой, да ещё и внучки уважаемого мною Михаила Яковлевича Афонина  - да святится имя его! - лично для меня, как бальзам на душу. За что – спасибо ей огромное!
  Попутно Елена просила меня вспомнить отдельные моменты из жизни и деятельности её, - как она пишет, - «дедушки Миши».  Охотно выполняю её просьбу.

            Итак, Вашему вниманию несколько характерных фрагментов.

 В 1954 году, то-бишь, 64 года тому назад, - ах, Господи, снова эти окаянные цифры, - после окончания Донецкого Индустриального Института, я был  направлен на работу по специальности (горный инженер) в трест «Шахтёрсантрацит», где на то время правил бал блистательный Михаил Яковлевич Афонин, с которым, кстати, впоследствии, я имел честь сдружиться. Со мной ещё на очереди стояли трое, таких же новоиспеченных, как я. Нам сказали – «ждите, через два-три часа вас примет управляющий трестом товарищ Афонин!».

 Помню, разговор был коротким, но впечатляющим.

-Ребята, позвольте мне так к вам обратиться, - сказал Афонин – в институте вас учили мыслить, теперь вам надо научиться зарабатывать себе на жизнь пенёнзы. Шахта – это, конечно, не Аутодафе, но и далеко не Эдем. Однако, если с умом, то  где угодно можно преумножиться и жить. Со своей стороны – это вам я твёрдо обещаю – будет поддержка на всех флангах. На первых порах, от вас требуется одно – усердие и добропорядочность во всём: и в делах, и в заботах, и в мыслях. Успехов!!!

  А дальше, как по Н. А. Некрасову, - «и пошли они солнцем палимы» …..

 И ещё парочку эпизодов, как было обещано внучке Елене Буренковой.

Трест при Афонине, надо сказать, по всем статьям работал слаженно, так что денежки на счету были. Вот и задумалось ему за эти деньги выстроить в городе, вглубь перекрёстка, но неподалеку от себя, кинотеатр. Построили. Но, как-то рано утром, выйдя из дома, Михаил Яковлевич заметил, что кинотеатр-то виден ему лишь наполовину из-за дорожного бугра. Конечно, это его возмутило, и он  дал соответствующую  команду своим  подопечным. И, буквально, недельки  через две Афонин, наконец-то, узрел своё детище в полной красе.

 Обычно Михаил Яковлевич объезжал шахты ночью с той целью, чтобы точно знать, кто и как управляет делами в ночную смену: так что на следующее утро нагоняй начальникам шахт давал предметно, уверенно зная промахи каждого из них. Короче говоря, не давал спуску ни себе, ни сатрапам своим.

  И ещё одна, как бы финальная, «сердешная картинка».

 Моя последняя встреча с ним была, когда он уже был в Красном луче. Однажды, - жалко, когда точно сказать не могу, - Михаил Яковлевич заехал ко мне с моим другом по институтской скамье, - Василием Михалёвым (его тоже, к сожалению, уже нет в живых), который в то время был директором шахты, в том же Красном Луче. В домашней обстановке, за дружеским столом, вспоминали свои былые сражения за «большой уголь», выпили по оной, с тем разошлись, и как оказалось – навсегда!
 
 Ясное дело, таких ответственных  людей, каковым был Михаил Яковлевич Афонин, сегодня днём с огнём не сыщешь, словом, - последний из Могикан!

И – к ассоциациям.

 В тот памятный, как бы «день крещенский», у меня был ещё один своеобразный увещатель, но с другого конца. Если не забыли, у нас в резерве были три часа до аудиенции в апартаментах управляющего трестом «Шахтёрскантрацит». И вот, прохаживаясь по двору, на доске Почёта, - тогда это было модно, - я заприметил фотографию одного «звёздного» начальника добычного участка – Папунайшвили. Мне подумалось, - «вот бы с кем мне поговорить с чего свой путь начать», - и с этой задумкой -  бегом в отдел кадров:

-Скажите, где можно увидеть Папунайшвили, поговорить бы с ним, он же у вас в передовиках ходит?

-Это не проблема. Папунайшвили у нас, действительно, поработал, наверно, лет 10, не меньше, но жена к нему переезжать из Грузии не желает, и он решил податься к ней, в Грузию. Вам повезло, вы можете запросто поговорить с ним, мы только что видели его,  он тут бегает с обходным листом. Да он зараз, наверно, в расчётном отделе!

 Я бегом туда. О, вейзмир, - застал! Представившись, сходу откровенно признался ему, что я вчерашний студент, что ни дня не работал в шахте, и потому, понятное дело,  мне очень хотелось бы испросить совета у такого опытного горняка, как он. Папунайшвили, как-то по-свойски, посмотрел на меня, и тут же посоветовал беседу продолжить на улице. Вышли, сели на скамеечку, вблизи той же  доски Почёта. Он, ещё разок, зыркнув на меня, открыл свой «талмуд». 
-Ну, что тэбэ советоват, когда ты ничего в нашэм дэле нэ кумэкаэш? Ты вот что, ты вначале дэлай всо, что тибэ скажут, откуда ты знаэш правильно говорят, или нэт? Дэлай и – всО! Пока наберёшса опыта, а как набрался опыта, - пасылай всэх (!) кибэнимат!
 
-Запомню! – с улыбкой пообещал я.

-Падажды – махнул он рукой – ещо нэ всо сказал. Если в дэтствэ приходилось тибэ бегать по полю босиком ……….. (я кивнул головой) ……. вот-вот! Тогда ты, наверно, нэ забыл, как осторожно смотриш себе под ноги, чтобы не наступит на колючки. Вот и по жизни надо идти всО время вперёд, но с оглядкой. Как толко начнут хвалить, почёт, деньги и прочие знаки отличия, так сразу появятся завистныки. Зависть, канешно, оружие слабых, но оно может стрелять на поражение, если уши развесыл.  Тепер всО!!! Желаю удачи, кацо, – Папунайшвили встал – дальшэ, как говорит наша братва, - «крути пэдали, пока «пи*ды» не дали».

 Я так и пошёл по жизни, хранимый всего лишь  двумя наставниками: Михаил Афонин – слева, и Анзор Папунайшвили - справа.
 
 И для заключительного аккорда, - мой экспромт в честь добытчика «чёрного золота».
 
Шахтёр без меры норовист,
По морде может дать порой,
Зато душой кристально чист,
И твёрд, как никто другой!