Стихи Натальи Ахметовой

Элла Лякишева
                Рецензия на сборник стихов
        белоярской поэтессы Натальи  Ахметовой
                «НЕ НА НЕБЕ – НА ЗЕМЛЕ»
                (Роли, издательство «Lulu», 2017)
                -----------------------------

             «ОТКРЫТАЯ ВСТРЕЧА ОТКРЫТЫХ ДУШ»
 
     Что значит  опубликованная книга для начинающего поэта или писателя, особенно если она первая? Я представляю: вот автор  держит её в руках, прижимает к груди, и радость плещет из глаз. Ведь рождённая книга – это словно долгожданное дитя, в которое родитель вложил свои самые заветные чувства, мечты, надежды.

    «Не на небе – на земле» - так назван сборник стихов Натальи Александровны Ахметовой. Моё любимое стихотворение из этого сборника - «Неужель поэты  бесполезны?» Обращено оно, хоть и нет посвящения, но понимается бесспорно - к Владимиру Высоцкому:

            Неужель поэты - бесполезны?
            Рвутся строки, оголяя суть,
            а что ходят пятками по лезвию -
            ходят там, где им проложен путь...
            Не серчай, что душу обнажённую
            обжигают яростно ветра,
            лицемерит время искажённое,
            обесценив стоимость добра.
          
 Вопрос, который волновал и волнует  не одного творца, находит в интерпретации автора  СВОЁ    решение:

                Слово, побеждающее время,
                СЕМЕНАМИ СВЕТА прорастёт.

    «Семена света» - я специально выделила эту метафору: так выразительно, художественно ярко сказано о самой главной черте истинной  (подчёркиваю: истинной!) поэзии, к которой  я отношу и этот сборник.

   Автор  не просто рассказывает о себе, своих чувствах, событиях окружающего мира, но несёт в мир СВЕТ!
 
   Это высокая и зачастую  трагическая миссия, потому что, увы, не всё вокруг нас  благополучно и благостно.  Недаром в этих строках ясно видна аллюзия  на известные строки В. Высоцкого: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа / И режут в кровь свои босые души».
 
   «Босые души» - «обнажённая душа»…Эта параллель  словно  перекличка родственных по своим духовным связям поэтов, и общее понимание  высоких поэтических задач, и надежда, что
       …насытясь радостями скорыми,
       вдруг нечаянно открыв глаза,
       люди за простыми разговорами
       вспомнят песню, позовут тебя.
       По крупицам собранные истины,
       как песок, развей на семь ветров,
       прорастёт и песнями, и мыслями
       СЛОВО, ЧТО НЕ ВЕДАЕТ ОКОВ.   

   Ещё к одному поэту обращена душа Натальи: вспомнилась знаменитая фраза Анны Ахматовой о поэзии:

          "Когда б вы знали, из какого сора
          Растут стихи, не ведая стыда..."
          А если тема есть для разговора?
          А если под ногой  не лебеда?
          Стихи растут, не ведая препятствий,
          Свободно пробиваясь сквозь асфальт.
          Есть место пониманью и участью -
          Стихи высокой рожью колосят.
          И в каждом скромном колоске - по смыслу,
          И в строчке каждой - обнажённость чувств...   /"Колоски"/
             
      "Обнажённость чувств"  мы видим в неизбывной, искренней любви к родному краю:

     И даже во сне одну –
     мой Север меня не оставит,
     морозным дымком пахнув,
     разбудит о детстве память.
     Наверное, есть края…
     Наверно, они другие…
     Мой Север – судьба моя,
     родной уголок России! 

     Здесь, на Севере, Наталья Александровна родилась.В Берёзово прошло «босоногое» детство, где «лужи морями казались когда-то».
 
     Здесь память деда, Никиты Николаевича Панкратова, который  «осколками войну носил в себе».
 
    Одно из пронзительнейших откровений – в стихотворении «Мой Север». Да, есть на земле много  красивых мест!  Но только   в «родном уголке России» увидишь чудо и воскликнешь:

        Мой север согреет меня
        черемуховым  снегом…

    Только родной край  «одарит соцветиями из снежинок», озёрами из хрусталя, сокровищами из льдинок».

    Только  он «будет обнимать княженично-ромашковым летом,… раскинет брусничное море»,
        а чтобы « не сбежала за ласковым южным ветром,  выставит свой дозор из мудрых, могучих кедров»!

     Взгляд поэта внимателен и зорок.  Наталья Ахметова  видит осеннюю грусть,
 любуется сосной, когда « чуть искрятся капли смолки
                в сите солнечных лучей»,

     погружается в  «сине-розовый февральский вечер»,

    чутко ощущает «запах снежных дней»,
         «капли дождя на ресницах весны»,

            мечтает о беззаботном лете,
                когда «люди станут чаще улыбаться»… 
 
    Палитра человеческих чувств  наполнена красками  жизни, щедро  разбросанными в строках её стихов.   

      Ожидание любимого:
             Но всё чаще мне кажется, милый:
             это выдумка – женская сила…
            А иначе, как так случилось,
            что я сильной быть – разучилась?
                (В стихотворении «Сильной женщине так непросто…»),
 
    боль разлуки («У порога стоим»),
       надежда («И вполне возможно»),
         горечь одиночества («Где ты?»),
           любовь как «жизни огонь», неподвластный разуму   
              («Если откроешь знак бесконечности»),    
                любовь как «горький мёд» («Сорвёшься, прилетишь»):

     Сорвёшься – прилетишь, и я открою дверь…
     Вдохну твоих дорог полынно-горький запах…

     Не нужно – не гляди, чем встретит горизонт…
     Загадывать к чему о том, что будет завтра?
     Попробовать дано нам этот горький мёд,
     и это на сей день единственная правда.
   
         Любовь как победительная и охранительная сила:
               
              Я шепчу тебе… милый, милый…
              У виска глажу жёсткий вихор.
              Сколько спето другим было,
              но с тобою… иной разговор.

              Ты решись, я давно решила,
              только многого я прошу;
              что не спела, не отлюбила –
              я к ногам твоим приношу.
              …
              Это я тебя короновала,
              это я охраняю твой трон…               
              И не знать бы тебе, сколь видала
              под ногами таких корон.

              Коль венчала тебя на царство,
              коль назначила быть главней,
              никуда уж тебе не деться –
              будь сильнейшим из королей…
                («Трудные два шага»)             
 
     Стихи сборника  поражают бесстрашной открытостью чувств, исповедальностью.
  Автор  не боится  сомнений:

       Не загадываю ничуть –
       ни на год, ни на день, ни на час…
       Улыбнусь и продолжу путь,
       посмотрю, что мне день припас…    /»Настежь»/

 Не скрывает  ни  возраста, ни разочарований:

        Мне сорок лет. И белые одежды
        заброшены давно на чердаке,
        а бывшими блестящими надежды
        пропахли нафталином в сундуке.

       Бренчат ненужной мелочью в кармане
       иллюзии, а выбросить всё жаль…
       И чем-то недосказанным так манит
       уже… не завоёванная даль.
       А мудрость, этот заменитель счастья,
       нет-нет, да и заглянет иногда.
       И всё дороже нежность и участье.
       Длиннее ночи, коротки года.    /»Мне сорок лет»/
 
         Вся её жизнь в стихах. Здесь:
 «любви ростки,
      побеги веры,
          надежды стебли.
            А потери – как иглы кактуса…» .

       Это простая жизнь, в которой царствует «любовь и нежность»  - об этом стихотворение «Просто».

   Несмотря не внешнюю хрупкость, Наталья  Ахметова  ни к каким престижным  ныне "ценностям" не хочет и  не будет ни пристраиваться,  ни подстраиваться. Как бы ни было трудно,  она восклицает:

      Оставьте мне – меня. Такую,
      Смешную. Глупую. Глухую
      К расчётам, вычетам и сборам.
      Не уступлю ни сантиметра
      Своих немодных сантиментов.

          И это её жизненное кредо!  Можно только позавидовать   стойкости характера поэта, сказавшего:

    Ангел жизни ведёт меня
    сквозь сожжённых мостов дым.

   Понимая, что всё и  не может быть гладким, она в знаменательно названном стихотворении («Сыр бесплатный – в мышеловке»)  гордо  подтверждает:

             И за крылья за спиной –
             я плачу своей неловкой,
             плохо скроенной судьбой.
             Эти сУды-пересУды,
             верю в вашу правоту,
             но менять на сыр не буду
             я ни крылья, ни мечту. 
 
  Искренние добрые строки посвящены её профессии:

              Дети, какие ж вы – люди!
              Снова бегу к вам, светлея душой.
              К вам – за надеждою,
              К вам я – за чудом…
 
   И далее – вопрос, который как нельзя лучше характеризует поэта  и как личность,  и как учителя:
             «Как дотянуться, до вас дорасти?»

  Невольно вспоминаю великого педагога Януша Корчака.  А Наталья с благодарностью вспоминает свою любимую учительницу - Наталью Геннадьевну Федосеенко:

Мои нелепые тюльпаны
Зажаты в дрогнувшей руке...
Я вам рассказывать не стану,
Как бьётся сердце налегке.

Пути Наташи и Андрея,
Пути Татьяны и мои -
Давно скрестились в эпопею
"и слёз, и жизни, и любви".

О, как бы рассказать сумела
О том, что чувствуют они,
Когда они со мною смело
Сквозь вьюги шли все эти дни.

В каких болотах и пустынях
Мне снились строчки и слова...
РУКОЙ СПАСЕНЬЯ В ДНЯХ УНЫЛЫХ
МЕНЯ ПОЭЗИЯ ВЕЛА.

В бреду, "во мраке заточенья",
В потерях, счастье и в беде -
Со мной была Литература -
И всё в ней было обо мне.

    Поэт обращается к детям – это потрясающие строки стихотворения «Белым по чёрному».  Я включила бы его во все хрестоматии по литературе – в них высокий гуманистический накал, нравственные заветы, написанные просто, доступно, понятно и очень актуально:

             Я завтра...зайду к детям...
             и вместо урока нудного,
             скажу им:"А вы - верьте,
             хоть будет, конечно, трудно вам".
             Скажу им:"А вы - любите,   
             хоть будет казаться... напрасно".
             Скажу им:"Благодарите,
             хоть будет совсем не сказка.
             И, несмотря на подножки,
             идите - к своим вершинам,
             хоть - битвы... не понарошку,
             и даже... когда нет силы.
             И даже когда полмира
             вам будет в лицо смеяться –
             собой оставайтесь, милые.
             Учитесь - сквозь боль улыбаться.
             А вы - на себя опирайтесь,
             когда не дождётесь подмоги.
             А вы - держитесь за правду,
             тогда не собьётесь с дороги".
    
    Ко всем поэтам обращает  Наталья Ахметова  строки стихотворения «Контакт». Нет, это не встреча с инопланетными существами – это встреча поэта с читателями:

     Иди без страховки…Пан или пропал.
     Хоть раз, хоть на миг…И без всяких забрал. 

  Философски насыщены «Простые вещи», которые только кажутся простыми:

     Летят мгновенья -  множатся года,
     И миг дороже, чем десятилетья…
     Дождь за окном и в чайнике вода
     Хранят в себе историю столетья.

       "БЛАГОДАРЮ!" - обращается поэт к миру:

     Благодарю за каждое мгновенье -
     пред  миром в изумлении стою...
     Мне шёпот догорающих поленьев
     звучит как откровение в раю.

     Искрит зола. В печурку дров подброшу.
     Споёт огонь о сущности вещей.
     Накрою стол. И даже в хлебной крошке
     хранится запах скошенных полей.

     Чай пахнет лесом, ветром и кострами,
     как будто в детстве... Тишина звенит.
     Всё в нас, всё в сердце, в памяти. Всё с нами
     произойдёт. Всё - как судьба велит.
   
       И повторяю:
        ВСЁ В НАС, ВСЁ В СЕРДЦЕ, В ПАМЯТИ...   
       
   Сложный рисунок мысли  стихотворения «А в котомке только вера» ведёт от восприятия («тело – душа») к пониманию: нерв, связующее звено  - это наша совесть, ведущая к корням, подсказывающая  «точный путь к теплу и свету»:

        Наши души в клочьях кожи –
        неужель ошибки Божьи?
        Отчего же так…  безбожно
        рвутся ввысь, да бьются оземь?
 
  Признательная дочерняя любовь живёт в её сердце к родному городу, и «сердце поёт от нежности»:

       Звон колоколов. Воскресение.
      Город спит, снегами укутанный.
      Я иду родными аллеями,
      полной грудью пью воздух утренний.
      
    Задушевная мечта  Натальи Ахметовой  в словах:
                «Пусть случится эра милосердия»,

      ирония и мудрость в  строчках миниатюр «Рецептик» и «Планки», и мы соглашаемся: «высота – не в уровне голов», вовсе нет!   

    Искрящийся юмор в стихотворении «Светский разговор», а разговор – с  кошкой Басей:
         Я знаю: ты тайком жалеешь нас,
         не опушённых мехом и бесхвостых,
         и потому в свой благодушный час
        ты делишься теплом легко и просто…
 
      Ещё и ещё раз перечитываю стихи Натальи Ахметовой,  и каждый раз вижу, как созвучны мне строки:

            Выбирай – и за выбор свой
            Будь в ответе, покуда  сущ!

      И понимаю, насколько автор  права: её книга  – это «открытая встреча открытых душ»!
  Открытых  добру, сопереживанию,  тому ясному свету, что несёт в мир истинная чистота Поэзии.

    Заключаю любимыми строками:

             Я так люблю тишину...
             Выпей со мной до дна.
             И в тишины бокал
             нужно чуть-чуть вина,
             нужно чуть-чуть вины -
             счастье - оно горчит...
             В тёплой твоей тишине
             мне так уютно жить.