Брошенные

Владимир Лихунча
 «Мы в ответе за тех,
     кого приручили.»
 Антуана де Сент-Экзюпери

      За пять с небольшим лет жизни на заимке приходилось видеть и – слышать много обычного и необычного, одни события уходят из памяти, другие же остаются в ней навсегда. Вот и эта история, вернее встреча на лесной дороге запала в душу.
    А было это так… Начало ноября, погода замечательная, тепло стоит, как в начале октября. Загостилась осень нынче в наших краях и, кажется, не спешит уходить, благодать, да и только. Едем мы по лесной дороге с заимки в Улёты, вокруг деревья, кусты, валежник, в общем, обыкновенный лесной пейзаж, неотъемлемая часть нашей лесной жизни.
   Едем, беседуем, нас трое, мы с Татьяной и Марина из заброшенной деревни Пушнина, в которой живут две семьи. Она попросилась, что бы мы попутно довезли её до села Черемхово. Выехали с лесной дороги на «бетонку», это военная дорога, и продолжили свой путь в сторону посёлка Горный. Не доезжая бывшей свалки Татьяна над помнила мне : «Мешок с мусором не забудь выбросить». Помню, - ответил я. Мы всегда возим пустые консервные банки и пластмассовые бутылки в мешке на эту свалку, что бы не бросать в поле или лесу.
   Остановившись на обочине дороги, я вытащил из багажника мешок и, отойдя к свалке, стал его опрастывать. Слышу, какой то шум, поднимаю глаза и вижу, бегут ко мне щенята. В один миг обступили меня, и давай тыкаться своими носами в мои ноги, облизывать руки и скулить. Я сначала оторопел, ничего понять не пойму, - потом удивился.
- Да что же это такое, - подумал я, - откуда они появились здесь?
Посчитал – пять, гляжу, ещё один бежит. Шесть щенков, упитанные, но голодные, на вид двухмесячные. А они обступили меня, как родного, скачут, на задние лапки становятся и в глаза мне заглядывают, ждут, когда я их кормить начну. А у меня из съестного ну ничего с собой нет и в машине пусто.
- Вот дела то!?- думаю, - Что делать? Надо на обратном пути еды для них взять. Потрепал, погладил каждого по шёрстке и направился к машине, а они гурьбой за мной. Сел я в машину, за крыл дверцу и потихоньку, чтобы не задавить щенят, тронулся с места. А они, так кучкой и остались седеть на обочине, провожая машину взглядом.
Едем, рассуждаем, каждый высказывает своё мнение по увиденному. Жалко щенят, слов нет! Как же они дальше на этой свалке выживать то будут, что их ждёт в  будущем?
   Прошло три дня, понедельник, сегодня везу на заимку новую смену работников. В утренней суматохе как-то забыл о щенятах и только проезжая посёлок Горный вспомнил о них. «Как они там, а может, их там уже нет? Может быть, нашлась мать и  увела их в другое место?
   Вот и свалка и опят сидят на обочине щенята и ждут когда остановится проходящая машина. Останавливаюсь и я, выхожу, но уже пять щенков встречают меня. Озираюсь по сторонам, кричу, посвистываю, нет, не появляется шестой. Даю хлебушко, каждому по кусочку, они на перебой хватают из рук хлеб и, ворча друг на друга жадно его едят.
   В следующую поездку, под вечер, на обочине сидело уже четыре щенка, заметно похудевшие. Останавливаюсь, беру у попутчика два блина, из положенной ему бабушкой провизии, и направляюсь к щенятам. Они набрасываются на еду и в миг её уничтожают. Покончив с блинами, обступают меня и заискивающе заглядывают в мои глаза, виляя хвостиками. Я развожу руками – Всё, больше у меня ничего нет! Глажу каждого по спинке и уезжаю.
   Через четыре дня меня встречало, только трое щенят, ещё больше похудевшие и по-прежнему голодные. Получив по куску хлеба, они разбежались по разным сторонам и стали его есть. Я не стал ждать, когда они подойдут ко мне, мне стало ясно, долго они не проживут. И только мысль, что тех пропавших щенят приютили проезжающие люди и что этих тоже кто-нибудь подберёт, ещё теплилась в моей душе. С собой на заимку я их тоже взять не мог, там три здоровых пса, нрава крутого, просто-напросто загрызли бы их.
   А вчера меня никто не встретил на обочине дороги у свалке. Я остановился в надежде, что щенки в лесу и на мой зов прибегут, но всё напрасно. Я прошелся вдоль обочины дороги, ища на снегу свежие щенячьи следы, но свежих не было, только старые, двухдневной давности. На душе как-то стало грустно и пусто, я сел в машину и поехал на заимку.
   Ночь за окном, ветер завывает, спать надо, завтра с утра за сеном ехать, а не спится. Всё стоят эти щенята перед глазами, стоят и покоя не дают. Вот жизнь то, кому в радость, а кому в тягость. Лежу и думаю: «Погибла мать щенков, не могла же она их бросить в таком возрасте. Случилась какая-то беда с ней, вот и остался выводок без мамки, а щенята в зиму навряд ли выживут». А если выживут, то проблемы дальнейшей жизни в лесу будут не только у них, ставшими взрослыми собаками, но и у нас, живущих на заимке. Одичавшие собаки, на помойках, свалках, особенно в лесу объединяются в стаи, так легче выживать. Они становятся агрес-сивными, коварными, их повадки непредсказуемы. В борьбе за места под солнцем они уже не рассчитывают на помощь человека, он для них становится врагом. Они нападают на диких и домашних животных, бывает частенько и на самого человека. У нас на заимке уж возникали такие проблемы с нападением на домашних животных, хорошо всё обошлось.
   Но следом приходит другая мысль: «Нет, не мать их бросила, а человек, погрузил в мешок и вывез на свалку, а они, бедолаги, прогрызли мешок и повылезали на свет». Это вероятнее всего, ведь щенята, родившиеся в лесу, навряд ли подойдут к человеку, даже голодные. А эти щенята были упитанными и по поведению своему общались с людьми. Поэтому они бежали к остановившемуся человеку за едой. Эта мысль окончательно укрепилась в моей голове. Не знаю, что стало с этими щенятами, живы или погибли с голоду? В дикой природе отбор выживания жёсткий, без всяких сентиментальностей, может и к лучшему.
   Вот и думайте, от кого все проблемы исходят? От человека, от него родимого! Гробим природу бездумно и варварски, возомнили себя хозяевами земли, а она всё терпит. Надолго ли это?