Екклесиаст

Любовь Аверьянова
Читая Екклесеаста в семидесятый раз, а может в сотый раз, я засомневалась, что действительно ли эту Книгу написал Соломон. Нет, он не мог написать о себе "был царём", т.е. в прошедшем времени. Соломон оставался царём до самой смерти. "Сын Давидова", но у Давида было много сыновей. И после, во многих других веках, все, кто был из колена Давидова, считали себя сыновьями Давидовыми. "Был царём в Иерусалиме" - Конечно, Соломон был царём в Иерусалиме, но вторым после Давида и третьим после Саула, и он не мог написать "богаче и мудрее всех над Израилем". А потом, царей было много после Соломона и, может быть, и среди них был богаче и мудрее Соломона, кто бы мог о себе так сказать. Да и мало ли царей за много веков было, которые могли сказать о себе "Я самый богатый и самый мудрый". Но это уж слишком...это совсем не скромно.
 Да, были  цари и другие, которые много пережили,и много книг прочитали, и среди них, конечно, нашлось бы много царей, которые хорошо знали Ветхий завет.  И мог ли быть таким тщеславным, мудрый Соломон? Я думаю, что нет. Мудрые люди - скромные люди.

 "Еклисиаст" или "кохлет" - означает оратор в собрание или учитель народа собравшегося  послушать заветы Бога.
Давид тоже был мудрым царём и "учителем". Он написал много псалмов. Он стал учителем многих людей за много веков, и, конечно стал и моим учителем. Я очень люблю его псалмы и многие из них знаю наизусть.
  Но, не только Соломон был знаменит и богат,  ведь, и про Иова было сказано, что он "знаменитее всех сынов востока".
 Соломон или другой автор написал эту книгу, но факт то, что он пользовался мудрыми псалмами Давида, и может быть и книгой Иова, очень уж книга Екклесиаст перекликается с Книгой Иова. А так же автор пользовался и другими Ветхозаветными книгами, для написания своей книги.
 Если предположить, что эту книгу написал Соломон, то он часто пользовался цитатами из Псалмов. И выходит Давид мудрей его. Если же написал эту Книгу кто-то другой, он был глубоко верующим, и знал хорошо, не только Ветхий завет и друге "мудрые книги", но очень много страдал и хорошо знал жизнь, и, естественно, он был старый и мудрый человек. Вся Книга Екклесиаст пронизана цитатами из Ветхозаветных книг, Псалмов Давида, и из книги Иова, и, случаев из жизни, которых, видимо пережил автор. Соломон в своей жизни не переживал таких лишений и страданий, а из опыта лишения бедных людей не мог это прочувствовать, да и время царствования Соломона была для Израильского народа самым благоприятным и мирным.
 Но, эта книга отличается от Притчей Соломона сжатостью и языком, слогом  и, даже, инкогнито-авторством, т.е. без имени, в то время, как в Притчах сразу ясно написано "Притчи Соломоновы, сына Давидова, царя Израильского(Притч 1:1). 
 Иногда, читая эту Книгу, я ловила на том, что  читаю послание Павла к Римлянам, уж больно она перекликается с посланиями Павла.
 Да, прежде чем взяться за написания этой книги, я много исследовала и читала из соц. сетей, и много раз читала Библейские книги, и я убеждалась всё больше и больше в своём мнение. Оказывается, не только я, но многие исследователи Библейских книг, отрицают причастности Соломона в написания книги Екклесиаст.
 Многие богословы доказывают, что эта книга написана на много позже, наверное, после пленения Вавилоном Израильцев. Потому что, ни в одну эпоху они так не говорили: "Не говори, почему это прежние дни были лучше нынешних"(Еккл. 7:10).
 Сравним эту фразу с Книгой пророка Малахии, где он вопрошал: "Чем мы прогневали Бога? За что мы так страдаем? (Малах. 2:17). Но Малахия писал вовремя плена.
 Или сравним эту книгу с Книгой плача Иеремии, когда в Израиле были слышны отовсюду стенания и жалобы.
 А может быть, эта Книга написана во время персидской власти, которая длилась 200 лет(538-322 год до Р.Х.)?
Во время пленения Вавилонского, или Персидского пленения, везде были шпионы и сыщики, которые могли донести своему царю на автора. Может быть поэтому автор не назвал своего имени, а назвал эту книгу Екклесиаст т. е. кохлет - оратор в собрании. Автор, видимо, боялся доноса. И может быть поэтому, некоторые учёные и богословы авторство приписывают другим, более поздним мудрецам, в частности Деметрию Фалерскому, старцу, который был в изгнании 20 лет. Демитрий учился у последователей Аристотеля, его учителем был Феофраст.
 В книге Екклесиаст пролеживается греческая школа мудрости. А Демитрий и был из греков. Но, может быть, Демитрий только обработал Книгу и добавил от себя в Неё, так сказать из своего жизненного опыта? Да, Демитрий Фалерский много страдал и у него большой опыт в жизни. Он был наимудрейшим старцем. Он был переводчиком Ветхого Завета на греческий язык, одним из основателей Александрийской библиотеки и её библиотекарем, позже в изгнании был советником царя Птоломея первого, и воспитателем его сына.
 "Скорей всего, он и написал Книгу Екклисиаст" - думала я, но простите ради Бога мою  вольность, здесь я никому не навязываю своё мнение, ибо я знаю, что вся Библия богодухновенна, и я никого не хочу вводить в заблуждение.  Если же правда Книгу Екклесиаст написал Соломон, тогда, да простит меня Бог и за это моё сомнение.
 Но, когда в очередной раз читаю эту Книгу и снова убеждаюсь, что мои сомнения не напрасны, и я снова придерживаюсь мнения, что книга написана позднейшим мудрецом.
Да, многие учённые богословы, исследовавшие эту Книгу, утверждают, что она написана 380-330 годах до рождества Христа, а Демитрий родился в Фивах, недалеко от Афин именно 350 году до н.э.
  "Нет, - думала я, - всё таки, Соломон не мог написать эту Книгу, потому что во время царствования Соломона в Израиле был наивысший рассвет, а эта книга вся полна пессимизма, почти безбожная - еретическая".
"Суета сует -всё суета под солнцем" - вся жизнь человеческая повторяется и вся природа находится в круговороте.
 Многие исследователи говорят, что книга изобилует арамейскими и греческими словами. Нет чистоты еврейского языка, и то, что эту книгу иудейские богословы поставили рядом с книгами написанными после плена, такими как; Есфирь и Ездра, может быть правильно. Может ошибались русские богословы, поставив между книгами Притчей и Песни песней Соломона.
Так или иначе, но во всяком случае, эта книга полна мудрых изречений.
 И, конечно, правильно Её поместили в Ветхий завет, потому что Она учит многому из жизни. И Она так же богодухновенна, как и вся Библия.
 Но многие сторонники, за написания этой Книги Соломоном, утверждают, что, якобы, потому язык и образ мыслей книги Екклесиаст так отличается от остальных книг мудрого Соломона, он любил многих чужестранных жён, и от них, якобы, набрался этих слов.  Да, Соломон в старости отвратился было, от Единственного Истинного Бога и "поклонялся Астарту - божеству Сидонскому и  Мелхому - мерзости Аммонитской" (3Царств 11:5), и многим другим чужестранным богам.
 В Книге Третий Царств,  мы читаем "И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как его отец Давид. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху - мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жён..." (3 Царств 11:5-8).
 Да, у Соломона было 700 жён и 300 наложниц, с разных государств, ведь он "ни в чём" себе не отказывал, и ,якобы, как гласит легенда,что Господь изгнал его в странствование, за то что он забыл Его, и поклонялся чужим богам. Он, якобы, скитался 20 лет и каялся, видел многое в жизни, и затем написал эту книгу. Но эта лишь легенда. Это не соответствует Ветхому завету. А на самом деле, Соломон царствовал в Израиле до конца своей жизни (40 лет), и был похоронен рядом с отцом Давидом. Да, и из Книги 3 Царств, мы видим, что Бог не изгнал его, а сказал: "за то, что ... ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам рабу твоему. Но во дни твои Я не сделаю этого ради Давида, отца твоего, из руки сына твоего исторгну его"(3 Царств 11:11-12).
  Да, Соломон на некоторое время отвратился от Бога, но, потом покаялся.
 Да, конечно,  эта книга "Книга Покаяния", но и полна надежды на Бога, но мог ли Её написать Соломон, вот вопрос...
 Смысл Книги в том, что здесь, на земле всё без Бога бессмысленно, суетно, всё повторяется, и всё уже было, и всё пройдёт. В этой книге автор не рассуждает о жизни в Боге после смерти, но мы видим в Ней впереди свет именно в Боге.   "Мне-то какая разница, кто написал Её" - думала я - ну и пусть автор скрыл своего имени".
 "Кохлет", или Екклесиаст означает - проповедник в собрании, или греческий Экклизиаст - это тоже означает оратор в собрании. Книга эта полна мудрых изречений, поучающих людей всех времён.
 Да, и особенно не верующие и сомневающиеся люди, с радостью цитируют некоторые изречения из этой мудрой Книги, правда, только те, которые выгодно им. Они ссылаются на то, что Екклесиаст сказал, надо наслаждаться тем, что есть в жизни, а потом, якобы, ничего не будет. Только они забывает то, что это "всё" есть дар Божий, и Бог приведёт всех людей на Высший Суд. Да, Книга полна всяких таких изречений, что всё под солнцем суета и томление духа, но ведь всё это исходит от Господа и надо смиренно принимать это, так как Бог это дал, чтобы мы упражнялись в жизни. Да, всё суета и даже дети не могут принести долговечное счастье. Они вырастают и улетают из родного гнезда. Иногда они забывают родителей, которые им дали жизнь. Всё, всё, что делается под солнцем не зависит от человека, но, всё зависит от Бога.
 Да Книга Екклесиаст полна пессимизма, но есть надежда впереди, это - Свет, который в Боге.
"Всему своё время и и время всякой вещи под небом" написано в Книге.
 Да, и правда то, что нет пользы человеку ни в чём, что он делает на земле, потому что, всё обратится в прах. Всё из праха сотворено и всё уйдёт в прах,  и это правда жизни!
  Первого человека Адама, Бог сотворил из праха земного, и человек - Адам был, как неживая скульптура, но вот Бог вдунул в лице его Своё дыхание и стал человек живым. Это должно быть каждому понятно. Но есть "неразумные люди", которые отрицают всё Божественное, и они считают то, что происходит в мире всё случайно, но случайного ничего не может произойти, всё происходит по воле Бога. Каждый человек получает то, что заслуживает. Эта жизнь скоротечна и, надо согласиться, что все мы будем в Боге, и наш вечный дом в Раю или в аду.
  Бог - Судья справедливый, и пошлёт всех на место, которую люди заслужили, живя здесь, на земле.
  Соломон ли написал Книгу Екклесиаст, или другой какой мудрец, но это был наимудрейший старец. Ибо только старый, умудрённый опытом человек мог написать эту Книгу. Человек, написавший эту Книгу всё испытал, всё пробовал и ни в чём не нашёл настоящее счастье в этой жизни. Да, ничто в мире и в жизни человека не может дать полного счастья. Отсюда, все суетно, все ничтожно и бесполезность всего, что делается в этом мире.
 «Суета сует, все суета» - да, всё суета на земле, или, как автор выразился "под солнцем". Вот вывод, к которому пришел Екклесиаст путем долгих и тяжелых исканий, и который он одинаково решительно высказывает как в начале, так и в конце Книги. Но почему недостижимо полное счастье, почему все оказывается, в этом смысле, бесполезным и суетным?  Потому что, всё находится в постоянном круговращении, не дающем ничего нового, ничего такого, что могло бы хотя в будущем обеспечить достижение полного счастья. Круговращение наблюдается не только в природе, но и в жизни человеческой, где психические явления чередуются с той же последовательностью, как и явления природы. И они так же не зависят от воли человека. Исследуя частные случаи из собственной жизни и жизни людей, Екклесиаст еще более убеждается в том, что ничто не может дать человеку истинного счастья.
 Может быть в мудрости можно найти истинное счастье?
 Нет, и мудрость, тоже временна. Уйдёт человек в Бога, а с ним уйдёт и его мудрость. Она приносит людям только мучение, Потому что она открывает всё истинное в человеке, который прикрывает внешней красотой свой внутренний духовный мир.
 А может счастье можно найти в веселье, и пользование удовольствиями и развлечениями?
 Но и это временно. Веселье на короткое время, а потом - пустота души.
 Да, веселье временно и оставляет в душе человека мучительное ощущение пустоты.
 Может счастье можно найти в радости труда и другой деятельности человека?
 Но и это временно, и это уйдёт с человеком в мир иной. И это зависит не от самого человека, его талантов и энергии, но от времени и случая. Не зависит от человека и то благо, чтобы есть и пить и наслаждаться. Всё временно. Всё это исчезнет после смерти человека.
 Богатство? – Но оно принадлежит не человеку, а жизни. При смерти обладателя оно переходит к наследнику, который может оказаться глупым и злоупотребить наследством. Богатые могут потерять своё богатство внезапно. Да, да, богатые часто теряют своё богатство от пожаров, или от наводнений, или от ураганов, или каких-либо других стихий. Да и всякие мошенники и воры любят обогатиться за чужой счёт. Даже и родные убивают за богатство человека, или ждут, когда богатый умрёт и они овладеют наследством. Многие хотят обогатиться сразу, в момент, ничего не делая для этого.
 И над всеми этими человеческими скорбями и превратностями жизни на земле, царит величайшее зло – смерть, которая одинаково поражает и мудрых, и глупых, и праведных, и нечестивых, уничтожая, таким образом, всякое различие между людьми и делая счастье их призрачным. И человек не лучше скота, потому что "как те умирают, так и эти", и нет преимущество человека над скотом. А то, что следует за смертью, есть жизнь без знания, размышления, без любви, надежды и ненависти. Жизнь, по-сравнению с которой, даже печальное земное существование есть благо, так как и "псу живому лучше, чем мертвому льву". Так рассуждает Екклесиаст. Но к счастью, на земле есть верующие. Они знают и верят в вечную Жизнь и прославляют Бога в этой жизни. Они полностью отдают себя в Его святые руки. Они уповают на Него и он не обманет их никогда! Только Бог не предаст, не продаст и не изменит! Верующие знают и верят, что Жизнь в Боге вечна, и миллион раз лучше, чем здесь на земле. Там, в Царстве Бога, не надо суетиться и хлопотать, заботиться ни о чём, ТАМ не надо бегать в магазин за продуктами, не надо бегать по всяким магазинам за одеждой и обувью, потому что ТАМ в Царстве небесном все проблемы верующих решает Господь. Да ТАМ не надо думать о том, чем накормить детей и мужа. ТАМ никто не мотает тебе нервы и не повышает на тебя голос. Там нет печали и слёз. Вот там, в Боге и есть настоящее счастье!!! ТАМ твоя Любовь всегда с тобой, и ты знаешь, Бог решит все твои проблемы. ТАМ все прозрачны, ТАМ никто не врёт и не обворует. ТАМ не надо думать ни о чём, ТАМ - вечное блаженство. ТАМ не бывает грустно или скучно, нет страданий и никаких бед. ТАМ без греховность и вечное счастье, вечная любовь.
 Но а здесь, на земле, где царствует смерть, не может быть счастья, потому что человек знает, что умрёт и ничего с собой не возьмёт, всё останется здесь и всё только "суета и томление духа".
 Да, вся эта Книга пронизана пессимизмом, но есть надежда впереди - она в Боге. Должен ли человек прийти к мрачному унынию, и к сознательному отвращению к жизни, столь безжалостно разбивающей все мечты о счастье?
 Нет! Конечно нет! Здесь, на земле наша жизнь одна, и надо всё брать от жизни, и благодарить Бога за этот дар! И не бояться смерти, и Страшного суда! Не надо бояться, а постараться не делать грехи. Потому что грех есть страдание, болезни и даже смерть. Всякий грех есть отдаление от Бога, а значит духовная смерть.
 А на земле смерти боятся только те люди, которые  верят не в Бога, а во всякие земные случайности и в разных людей, которые имеют власть. которые объявляют себя экстассенсами, колдунами, хиромантами, чревовещателями, гадалками и всякими другими ворожеями. Те люди, которые не уповают на Бога, умирают в агонии, мучительно страдая. Подсознательно они знают, что сделали много грехов и придут на страшный суд.
 Но вернёмся к Книге Екклесиаст; весьма вероятно, что эта Книга была написана в после - пленную эпоху, с целью поддержать народ, утешить, показать всю суетность и бренность бытия. И в этой Книге люди в уныние, печали, и нет ничего хорошего, никакой надежды в будущем.
 Труд суетен, так как, результаты любого труда не вечны. Богатство суетно, так как оно приходит и уходит, его не заберешь в иной мир. В связи с этим я вспомнила один анекдот, как богатый человек просил у Господа взять в мир иной, хотя бы, кусочек золота. И так просил и умолял он Его, что Бог разрешил ему. Тот богач взял в чемодан слиток золота. Но вот пришёл он к дверям Рая, а Апостол Пётр, который держал ключи от Рая, говорит ему: сюда нельзя вносить ничего земного, а он говорит Петру:
- Мне Бог разрешил!
- Ну, хотя бы, покажи что в чемодане, - просил Пётр.
 Богатый открыл чемодан, с видимом наслаждением, улыбаясь с превосходством. Но Пётр говорит:
- Не понимаю только, зачем в Рай вносить кусок тротуара?
  Вот так-то! И выходит, что в Раю и тротуары из чистого золота.
 Но а здесь, на земле и мудрость суетна, так как она не может гарантировать человеку успех и процветание.
 Я думаю, Соломон не мог написать это, ведь сам он был мудрый и много читал, и не мог сказать "во многом мудрости, много печали" или "умножается мудрость, умножается и скорбь". А здесь, автор все же убежден, что мудрость лучше глупости, а также предпочтительней физической силы и богатства. Но и мудрый, глупый, и богатый умрут и будут забыты. Кого мы помним через, хотя бы 300 лет?
 Мы уйдём из жизни и нас не будут помнить. Да в этой Книге без-просветный пессимизм.
 Да, да, и правильно, в жизни и даже праведность суетна. И автор Книги не верит в долгую праведность. И правда, особенно теперь, в мире всё, и даже, казалось самый справедливый суд можно купить. И некоторые, да большинство судей подкупны, правда не все. Но мы, верующие, оставляем всё на суд Божий, и мы знаем, что он совершается в своё время!
 Автор этой Книги объясняет свою точку зрения тем, что он стал свидетелем большого количества несправедливости. Автор не отрицает идеи того, что все происходит по воле Бога. Однако он говорит, что смертным невозможно понять силы Провидения, а потому не стоит и пытаться.
 В этой книге автор не желает рассуждать о жизни после смерти, после суда Божьего. При этом он не отрицает того, что Бог приведет каждого на суд в конце дней его. Екклесиаст не желает задумываться о жизни после смерти. Автор этой Книги говорит о том, что он прочувствовал и познал на личном опыте. А опыт его убеждал в тщетности усилий человека в этой суетной жизни. Но в конце Книги автор говорит "всё в Боге". Книга кончается словами: "Бойся Бога и заповеди Его соблюдай".