5. Второе письмо о нравственности. Часть 4

Сергей Михальчук 8
Размышления о государстве, власти и нравственности
(Открытое письмо Владимиру Путину)

5. Второе письмо о нравственности. Часть 4.
    (Нравственность и государство)

Система личных желаний может формироваться только в общении личностей! Только личность может влиять на личность!! И этот акт личностного влияния, как раз и происходит в момент нравственного насилия или принуждения, когда одна личность - как представитель государства или религии, ставит перед другой личностью вопрос о её отношении к добру и злу, в форме частного суда: внешнего - общественного или внутреннего - религиозного.
Но этот частный суд - всегда «надличное» или «внеличное» насилие и принуждение! В этой нравственной активности его ценность. Здесь нравственность реально насаждается. В этом феномене социум сталкивается с тем, что «надсоциально» и «внесоциально», ибо индивидуум встречается в этот момент не с этикой и моралью, которые есть то, что произведено самим индивидуумом и социумом из всего объёма своих собственных состояний. Он встречается с религиозным откровением, так как религия не только сама привносит откровенную нравственность в своё общение с личностью, но вооружает государство этим же нравственным оружием, в его действиях по принуждению к нравственности своих граждан.
Представитель государственной власти - чиновник, становится, в этот миг, не только инструментом общества, но, чем-то большим, могущим побудить и заставить индивидуума или социальную группу, услышать тот нравственный голос совести, который они не желают слышать, находясь в своём обычном и привычном для себя социальном статусе!..
В этот и только в этот момент может быть разрушена предыдущая система желаний личности или группы! И на этих обломках переоценки старой системы ценностей может быть построена новая система предпочтений и желаний! И только здесь, в этот момент насилие и утеснение может сыграть свою благую роль, ибо будет иметь исключительно только нравственные, а не какие-то скрытые корыстные цели. Не будет даже социальной выгоды - выгоды для закона и общества, а будет иметь попечение только о выгоде той личности, которая будет проходить этот «частный суд», пусть и вопреки своей воле! И это будет открыто и обнажено чувствоваться самой личностью, к которой будет применяться это нравственное насилие и принуждение. И, если, эта личность не захочет принять это насилие - это будет только её выбор и только её вина и ответственность…
Но здесь не будет вины и корысти государства и социума, как это происходит, большей частью, здесь и сейчас!