Пророк

Николай Виноградов 3
Копаясь в архивах Библиотеки Конгресса США, случайно натолкнулся на интервью одного известного английского учёного физика, философа и социолога, Смита Блуконера. Этот Блуконер в конце семидесятых годов был известен миру ещё и как предсказатель будущего. Некоторые даже называли его "Нострадамусом двадцатого века". Многие предсказания Смита сбывались и продолжают сбываться до сих пор, хотя самого "пророка" уже давно нет на этом свете. Про себя Смит говорил, что никогда не имел каких-либо особых способностей, и что предсказывать будущее может любой. Для этого, как он уверял, нужно всего лишь постоянно следить за последовательностью временных событий, правильно анализировать полученную информацию и делать верные выводы. "Любой взрослый человек, живущий в северном полушарии, например, может легко и безошибочно предсказать время восхода Солнца и среднюю температуру воздуха в середине лета", - утверждал он прописные истины.

Своё интервью Блуконер давал корреспонденту известной «Middle East Times», но оно почему-то так и не попало на страницы газеты. Может быть, потому, что эта газета хоть и была популярна на весь мир, но основным её направлением было всё-таки освещение политической жизни на Ближнем Востоке. Как ни старался корреспондент повернуть разговор в сторону проблем в этом регионе и выудить у Смита хоть какие-то предсказания по политической или религиозной мозаике от Ирана до Марокко, но Блуконер упорно обходил эту тему, ссылаясь на недостаток информации.
 

Разговор проходил в Афинах, где тогда находилась штаб-квартира «Мидл Ист Таймс». На английском языке эта еженедельная газета выходила под названием «Грик Ньюз». В конце концов, корреспонденту пришлось пустить интервью на самотёк, и редактор, вероятно, просто не рискнул его напечатать.


***


 -  Г-н Смит, говоря о развитии науки и техники, вы постоянно ставите в пример «Страну Восходящего Солнца», а не ваши родные берега «Туманного Альбиона».


 -  Разве кто-нибудь на данном временном этапе будет спорить по этому поводу? Япония, как и Великобритания, являются очень малыми, по площади территорий, островными государствами, в сравнении с двумя такими крупными и противостоящими по политическим взглядам великими державами, как США и СССР. Япония не входит в состав Северо- Атлантического блока. Ей вообще после Второй Мировой войны официально запрещено иметь свою армию. Хотя, все мы прекрасно знаем, что силы самообороны этой страны остаются одними из самых мощных в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония обогнала как США, так и Советы, да и всю Европу, минимум на пять-восемь лет в области радиотехники, микроэлектроники и автомобилестроении. Почему так происходит? Маленькая страна с очень перенаселёнными городами, с огромным недостатком природных ресурсов, и вдруг, обгоняет весь мир. Только ли в исторической культуре и национальной дисциплине дело?
Во всём остальном мире наука и все её институты работают исключительно на войну. Все достижения  науки и техники с самого зарождения на долгие годы изолируются от умов основной людской массы грифами секретности. А ведь эта масса состоит далеко не из сплошных недоумков. Проблемы науки, таким образом, решает небольшая горстка учёных. О каком прогрессе можно говорить в таких условиях? Я, лично, глубоко уважаю японский народ, предвижу у них великие достижения в самое ближайшее время и искренне рад за японцев.


 -  Какие именно достижения вы имеете в виду?


 -  Я уже достаточно зрелый человек, много чего видел и наблюдал в жизни. Можно сказать, стал специалистом-теоретиком по жизни и выживанию. Давно пришёл к выводу, что прогресс, не только в науке и технике, а вообще, в развитии  общества, пропорционален развитию транспорта. А точнее сказать, прямо пропорционален увеличению скорости передвижения людей в пространстве.


 -  Э-э, поясните пожалуйста, г-н Смит. Не совсем понятно, при чём здесь вообще транспорт?


 -  Это не так просто объяснить. Начать, пожалуй, нужно с того, что жизненная цель любого человека, хочет он того или нет - так природа устроена... Так вот, эта цель, в конечном итоге, есть максимальное преобразование энергии! Вообще, это философская тема, где спор всегда уместен, чтобы высечь искру истины. Энергия - мера перехода движения материи из одних форм в другие...


 -  Простите, я хотел бы уточнить по поводу цели жизни человека. Скажите, это ваше личное мнение, или это уже аксиома в науке?


 - Пока это моё, личное, убеждение. Хотя, эта мысль не совсем моя, а точнее, не моя вовсе. Были умные люди ещё и до моего рождения. Прислушался к их мнению и принял за истину.


 - И всё-таки, как же влияет транспорт на прогресс?


 - Людям науки, как основной движущей силе прогресса, живущим в разных странах и частях света, нужно часто общаться, спорить, проводить эксперименты. Без этого, согласитесь, сейчас не обойтись. Одиночкам в науке уже почти нечего делать. Не зря же говорится: «Один ум хорошо, а два лучше!». Нужны синхрофазотроны, полигоны и космодромы, которые должны, в целях безопасности, находиться на огромных расстояниях от населенных пунктов, до которых на трамвае не довезут.


 - Извините, г-н Смит, снова я вас перебиваю. Какие же достижения вы предвидите именно в Японии?


 - Видите ли, достижения в скорости передвижения людей в пространстве потянут за собой и достижения в других сферах жизнедеятельности. Именно в Японии я вижу большие перемены в ближайшее время. Появятся виды транспорта, построенные на совершенно новой основе, с принципиально новыми и экологически чистыми двигателями и движителями. Скорость передвижения людей на наземном транспорте достигнет скоростей в авиации. Вплоть до полутысячи километров в час.


 - Куда же ездить японцам с такой скоростью, когда расстояния от одного острова до другого обычно меньше тысячи километров?


 - Будут построены рекордные по длине мосты, намыты искусственные острова, на которых будут построены новые современные города с развитой инфраструктурой. Японцам просто необходимо это делать, иначе им просто не выжить.


 - А что будет с транспортом, скажем, Европы?


 - Это, как в спринте. Остальным будет нелегко догонять вырвавшегося вперёд на старте. В странах Старого и Нового Света живут тоже неглупые люди. Да и специалисты промышленного шпионажа имеют подготовку не хуже военных. Если соседнее племя научилось добывать огонь, то, рано или поздно, все племена будут есть горячую пищу. Это, к великому сожалению, в полной мере относится и к ядерному оружию.


 - Скажите, г-н Смит, а какие перспективы развития вы видите, например, в автомобильном транспорте?


 - Со времён начала серийного производства автомобилей Генри Форда, например, прошло всего лишь столетие, а посмотрите, каков результат. Сейчас жизнь людей не мыслима без этого вида транспорта. Но, как бы мы ни боролись за экономичность и экологию двигателя внутреннего сгорания, с каждым годом люди убеждаются, что рано или поздно, но наступит то время, когда придётся, всё-таки, отказаться от двигателя такого вида. Иначе мы все просто задохнёмся выхлопными газами. Это первое! Во-вторых, топливо, нефтепродукты... Сколько ещё осталось нефти в недрах Земли? Природные запасы не бесконечны, они уже начинают заканчиваться. Подумать только! Наша планета миллионами лет копила эти углеводороды, а мы умудрились израсходовать эти запасы за один век, ничего не оставив потомкам. Это равносильно проиграть в карты миллионное наследство своих предков за один только час. Разве можно так жить цивилизованным людям? В-третьих, перепроизводство. Автомобилей сейчас уже развелось столько, что порой бывает, особенно в мегаполисах, быстрее добраться до нужного места пешком, чем на авто из-за пробок на дорогах. Но и автозаводы-гиганты так легко со счетов не спишешь. Города наши строились веками. По дорогам Рима, например, ходили люди ещё до Нашей эры. Дороги для нужд автотранспорта переделать уже не представляется возможным. И, наконец, в-четвёртых. Смертность из-за аварий на автотранспорте перешла все возможные пределы. Столько жертв не приносила ни одна из мировых войн. Мы, конечно, рано или поздно, перейдём на другие виды двигателей. Уже ведутся в лабораториях опытные разработки двигателей на водороде. Это, несомненно, экологически чистые двигатели. Но, как и везде, если есть плюс, то рядом, несомненно, должен быть и минус. Как добывать водород? Из воды? Чтобы расщепить молекулу воды, потребуется огромная энергия. Стоит ли овчинка выделки? Работать с водородом небезопасно. Да и самой воды у нас не так много. Что подумают о нас жители пустынь, для которых вода дороже золота? Есть ещё электродвигатели, но здесь проблемы с мощностью. Человек будущего, как я, лично, представляю, совсем откажется и от автомобиля, и от автомобильных дорог. Для нормальной жизни нужны будут совсем другие скорости перемещения. В тысячи, а может быть, и в десятки тысяч километров в час.


 - Просто фантастика! Вы хотите сказать, что в будущем люди будут передвигаться как-то совсем по-другому? По воздуху, может быть?


 - Мы уже сейчас во всю перемещаемся по воздуху. Примерно, одновременно с выпуском серийных автомобилей, тоже в Америке, братья Райт показали свой первый управляемый самолёт. Прошло столетие. С одной стороны - это очень много. Это время жизни больше, чем одного поколения людей. Но в рамках истории человечества, это всего лишь небольшой промежуток времени. Минута, или, может быть, час. Да, работа авиатранспорта отлажена. Летать на самолётах стало не более опасно, чем ездить в автобусах. За несколько часов можно переместиться из Англии в США. Раньше для этого нужно было переходить Атлантику на теплоходе, а это - минимум неделя. Но, к сожалению, ни самолеты, ни даже ракеты сегодня уже не способны удовлетворять потребности людей. Причина одна - все эти аппараты могут перемещаться в пространстве только по принципу отталкивания от воздуха.


 -  А что, наука уже нашла какие-то другие принципы передвижения по воздуху?


 -  К сожалению, пока не нашла. Но, как всем известно, кто ищет, тот всегда найдёт! Имеется ещё ряд негативных причин. Нужно строить громоздкие аэродромы со взлётными полосами подальше от жилищ людей. Шумы-то запредельные. Опять же, дефицит топлива и загрязнение атмосферы. А главное - затраты энергии несоизмеримо велики, в сравнении с достигнутыми скоростями перемещения.


 -  Вы предсказываете перемещение людей будущего со скоростями в десятки тысяч километров в час. Как такое может быть возможно? Это же запредельные ускорения и перегрузки.


 -  Про вторую производную скорости - ускорение, я не говорил. На сегодняшний день максимальная скорость зафиксирована космическим аппаратом «Пионер-10» - 51682 километров в час. Это третья космическая скорость, необходимая телу, чтобы выйти за пределы Солнечной системы. Человеку, собирающемуся оставаться жить на Земле, такая скорость, конечно, не нужна.

Самая высокая скорость, с которой когда-либо передвигался человек  - 39897 километров в час, была развита основным модулем «Аполлона-10» на высоте 121,9 километров от поверхности Земли, при возвращении экспедиции 26 мая 1969 года.

Скорость, как известно, не оказывает на организм непосредственного влияния. Примером может служить отсутствие каких-либо ощущений при движении с постоянной скоростью в наземных транспортных средствах, самолётах и космических кораблях, а также от вращения земли со скоростью девятьсот сорок километров в час и её движения по орбите, примерно, со скоростью тридцать километров в секунду.

 Я всё же предвижу, что в совсем недалёком будущем люди найдут способ перемещаться со скоростями в тысячи километров в час. Выберут в этих пределах какую-то постоянную скорость, и именно на ней все и будут перемещаться в пространстве.


 - Но, если не отталкиваться от воздуха, то нужно как-то преодолевать гравитацию. А это ведь невозможно.


 - Человек способен на многое, но никто не знает, на что он способен! Это, конечно, не мои слова. Над антигравитацией давно и всерьёз уже работают мировые учёные.  Правительства многих стран выделяют на это дело огромные средства. Прогресс остановить нельзя! Но почему вы настаиваете перемещаться именно по воздуху? Колебание воздуха, то есть звук, является раздражителем человеческих чувств. Это же не классическая музыка. Да и она не всегда и не всех удовлетворяет.

 
 - Что вы хотите этим сказать?


 - Простите, вы любите фантазировать, мечтать? Давайте сейчас помечтаем вместе. Сначала я попробую очень примитивно представить сам принцип достижения больших скоростей с минимально допустимой перегрузкой, как по величине, так и по продолжительности. Представьте себе огромной ширины дорогу. На всей этой ширине параллельно в одном направлении движутся на расстоянии пяти сантиметров друг от друга узкие, скажем в метр, транспортёрные ленты. Встанем лицом по направлению движения этих лент. Представим себе, что первая, крайняя справа, лента движется со скоростью пять километров в час. Это, примерно, средняя скорость пешехода. Рядом с ней, вторая по счёту лента, слева от первой, движется уже со скоростью десять километров в час. Третья - пятнадцать, четвертая - двадцать, и  так до последней, крайней слева, движущейся со скоростью в тысячу километров в час. Приглашаю вас прокатиться на этом конвейере. Давайте встанем на первую ленту. Мы начали перемещаться относительно поверхности Земли со скоростью пешехода. Теперь мы с вами начнём перешагивать с ленты на ленту. Перешагнув на девятнадцатую по счёту ленту, мы будем перемещаться уже со скоростью в сто километров в час. Сделав двести шагов в сторону, мы окажемся на последней ленте и будем двигаться на ней с постоянной скоростью в одну тысячу километров в час. Для вас не трудно было перешагивать? Согласитесь, двести шагов в сторону - и уже довольно приличная скорость! А как вам перегрузочка? Сколько g? Не будем утруждаться подсчетами. Перегрузка почти незаметна.

Рассказано, конечно, очень примитивно, но смысл идеи понятен, я надеюсь. Получается, что не человек перемещается по дороге, а дорога перемещает человека в пространстве. Замените транспортерные ленты, например, на электромагнитную подушку. И вперёд! Вы садитесь в удобное кресло своей кабинки и набираете адрес места назначения в память компьютера. Остальное -  дело техники.


 -  Спасибо вам, г-н Смит! Мне так понравилось на вашем эскалаторе, что я теперь перед сном всегда буду мысленно на нём кататься. А может быть, вы всё-таки подарите людям свои предсказания по Палестинскому вопросу? Хотя бы пару слов.


 -  Поймите меня правильно, я  физик. Политика — это очень грязное дело! И мне как-то совсем не хочется ковыряться в этой грязи. Хотя, в наше напряженное время, наверное, никому нельзя уйти от политики очень уж далеко. Я, видите ли, живу в Лондоне. Ирано-Иракские конфликты, Палестино-Израильские, шиитские террористы организации «Амаль» или палестинские из организации «Чёрный сентябрь» - всё это достаточно далеко от моего дома. Как простой обыватель, конечно, осуждаю насилие и несправедливость. Но честно скажу, я совершенно не знаком с Шимоном Пересом, и просто запутался, кто там прав, а кто виноват. Чтобы судить, нужно знать историю. С какого момента всё началось.

Вспомните закон действительности и познания человеческим мышлением единства и борьбы противоположносей, без которого не может быть движения. Конкуренция, борьба за лидерство во всех сферах жизнедеятельности человека.
Знаете, а давайте опять мысленно представим себе  кое-что. Только не сочтите меня сторонником коммунизма после этого. Я просто хочу порассуждать вслух. Представим, что мы с вами два старшеклассника, серьёзно повздоривших за лидерство. Настолько серьёзно, что готовы вот-вот начать драться. Но нас с вами сдерживает одно обстоятельство - мы не знаем возможностей друг друга. Я рассуждаю так :  «Что, если я сейчас вас ударю кулаком в лицо. А вдруг у вас есть палка, и вы в ответ начнете меня ею дубасить? Мне тогда вас не победить». Примерно тоже самое думаете обо мне и вы. Поэтому мы находим для себя по одному первокласснику и стравливаем их. Я, например, говорю своему:  «Он обозвал тебя дураком. На тебе палку и стукни его за это по голове». Мой стукнул вашего. «Ага, - думаете вы про меня, - значит у Смита есть палка». И говорите своему первоклашке: « Он стукнул тебя палкой. И ты терпишь? На тебе бейсбольную биту и ответь ему». И ваш бьёт битой моего. «Ага, - думаю я про вас, - значит у вас есть бейсбольная бита, и я правильно сделал, что первым не ударил вас палкой. А то получил бы в ответ удар битой!». А теперь я хочу выяснить, нет ли у вас что-нибудь посерьезнее камня, и даю своему первоклашке булыжник. Он им бьёт вашего, а в ответ получает удар металлическим ломом. Я и вы - это США и Советский Союз, а наши первоклашки - это страны третьего мира.

Я могу предсказать только одно. До тех пор, пока двум противоположным лагерям, капитализму и коммунизму, Вашингтону и Москве, нужно будет где-то и на ком-то испытывать своё новое оружие, в странах «третьего мира» мира не будет. Предугадать, кого из первоклашек мы с вами выберем в следующий раз, не так сложно, но я этого делать не стану. 

У каждой цивилизации, а наша тоже не является исключением, обязательно имеется момент зарождения, время развития, расцвета, угасания и, наконец, момент гибели...


На этом месте интервью оборвалось. В 2002 году в Англии, на восемьдесят втором году жизни, скончался известный учёный физик, г-н Смит Блукорнер, известный в конце семидесятых годов, как предсказатель - "пророк" Смит - «Синий Угол» (перевод фамилии). В 1985 году он давал своё последнее в жизни интервью для  «Middle East Times», которое так и не попало на страницы этой еженедельной печатной и электронной газеты, освещающей текущие события в странах Ближнего Востока, обычно недоступные для не арабоязычных читателей. Газета принадлежала News World Communications, архивы которой имеются в Библиотеке Конгресса США (используется правительствами стран по изучению вопросов, связанных с Ближним Востоком).

***

 Да, зря корреспондент вынудил "пророка" - «Синий Угол» высказаться по политическим темам. За такие высказывания его «задвинули» до конца жизни так далеко, что больше о нём никто ничего не слышал. Наивный ангел! Разве можно говорить правду в политике? А научные предсказания, надо отдать должное, довольно интересны. Может быть, вырезать его политические высказывания, а остальное пустить в прессу? Столько лет прошло, а тема не стала менее актуальной.