Становление

Михаил Рыбаков 1
       На комиссии Иван попросился на границу и если можно, на заставу, где служил отец... Третьи сутки пассажилсакий долал просторы Родины, С ним в "купе" томились ещё  семь  призывников, тоже на границу.
-  Послужим вместе, парни! - не пришлось... Зашёл проводник и объявил:
- Собирайте, парни, шмотки, ваша остановка следеющая, а тебя, Иван, ожидают на полустанке, валяй в тамбур, тут остановка только, по требованию...
Машинист резко затормозил, Ивана прижало к стенке, он потянул дверь и выпригнул прямо на гальку, махнул проводнику, а перед ним стял настороже псина...
- Ух ты, какой красавец! Ты чей?
- Наш это, главный сыскарь. Привет, Иван! Сержант Колотов, нам сюда, там летний лагерь. Хижый, смотри - и отстегнул поводок....
- Тебя ожидает капитан, представляйся, я догоню...
- Товарищ капитан, призывник Лопатин явился дл...
- Добро, Иван. Присаживайся. Знать по батькиным стопам? Мой тоже здесь служил и друЖили с твоим... Как он?
- В 37-м...
- Понял, сочувствую, Крепись. Пойдёшь в палатку к снабженцам, сержан проводит, обмундируйся, поешь каши и зайдёшь ко мне. Лады? Давай.
Они вышли из снабженческой палатки, Иван оправлял топыщившуюся форму, притирался, сержант глядя не него, вспоминал себя, такого же зелёного...
- Что это у вас?
тот прислушался...
- Так пытаются командирский козлик завести..
- И как, получается?
- Как видишь...
- Можно я посмотрю?
- Пойдём, ели охота...
Иван подошёл, заглушил мотор, открыл капот, что-то там поворожил...
- Жми, паря! - Солдат в кабине глянул с улыбочкой, нажал на  стартёр и мотор запел однотонную песню...
- Чего ты ему воткнул, а?
- Ты кто? Я шофёр.
- Правда?, что ж ты так мотор не любишь, шофёр? Там же грязи больше, чем деталей, руки надо оторвать и голову...
- Ну-ну, не очень то.
- Сашка, а Иван прав, зря ерепенишься.
 Вышел капитан.
- Заводи, Сашко, в отряд вызывают, срочно! Починили?
Сашко промолчал, нажал на  стартёр и мотор запел, не промолчал сержант.
- Это Иван поколдовал и...
- Можешь?
- Могу, товарищ капитан. Это моё.
 Вернусь, зайдёшь ко мне.
- Есть!

Капитан явился вовремя, зашёл к полковнику.
- Ты гляди - феномен! Капитан Егоров, как штык. Именинник, что ли?
- Шутите, товарищ полковник... Появился в отряде новобранец, говорят свидетели  - за пару минут отладил движок, приду, проверю...
- Э нет, голуба, я сам с усам. Сиди тут, совещайся, а я к тебе...
- Дежурный, новобранца ко мне!.
- Есть, тоарищ, полковник- и через пяток минут Иван влетел в палатку.
- Товарищ, полковник призыв...
- Ладно, потом, присаживайся рядом, Лопатин...Лопатин, а не твой ли батя тут служил и был лучшим другом?
- Да он здесь служил.
- Так, остальное знаю и скорблю... Вот какое дело, сынок, мне доложили, что разбираешься в технике?
- Есть такое, очень люблю копаться, из ничего, казалось бы, и вот тебе завертелось, ожило!
- Ишь...романтик! Давай сматывай вещички и поедем со мной!
- Я думал в дозор...
- Будет тебе дозор и может нарушителя  отыщешь, а сейчас будешь при мне, что-то у меня главпомех загулял... Наделяю правом от моего имени, проверь готовность техники, скажем выборочно.
- Понял вас, только может скандал выйти, люди вспыльчивые...
- Ты боишься?
- Нет, просто напоминаю.
- Делай дело. А скандалы оставь мне. Мне правда нужна, Иван. Иди, устраивайся, койку тебе выделили.
Но до казармы Иван не добрался... Проходя мимо танковых гаражей он услышал, как "троит" танковый дизель, зашёл, представился.
- Хлопцы, что собираетесь делать с дизелем?
- А прочихается поди, прибавь, Женя оборотов!
- Ни в коем разе; Ему нужно в ремонт.
- Ну ты ещё будешь мне указывать... Давай?
Дизель взревел и тут же заглох, попытались жать на стартёр - полетела с искрами шестерёнка.
- Хлопцы, так нельзя относиться к технике. Это варварство! Так можно пустить в хлам боевые машины, чем врага бить собираетесь. У вас курсы по подготовке специалистов есть?
- Конечно
- Ходите?
- А как же, наряд внеочередной, кому светит...
- М-да...тогда понятно почемиу сейчас угробили дизель. Он отнёс, расположил обмундирование, и вернулся в гараж. Те, нашкодившие сидели, как потерянные.
- Чего сидим, народ? Сломать смогли, давайте смогём и починить. Командир танка!
- Я комндир, сержант Костин.
- Так командуй, командир.
Вызвали кран, распределились по своим обязанностям, Быстро сняли оборудование, приборы, системы, подвесили на стропах дизель, отдали крепления и выгрузили из танка..
Всю ночь трудились, разобрали до винтика. Выписали на складе  новый коленчатый вал и подшипники. Тут уже командовал Иван, прошабрили подшипники соблюдая зазоры, вставили поршня, собрали  обе головки цилиндров и поставили на сухую обкатку, к обеду установили, а вечером сделала первый запуск. Всё у них получилось! Сонный, как мухи осенью, эеипаж, казалось, упадут и не поднимутся - услышали ровный рокот своего танка - ожили, заулыбались, пошли шуточки-прибауточки... А командир танкистов и не подумал зайти, посмотреть, чем занимаются люди... Когда, поздно вечером, командир экипажа, зашёл к майору, подписать документы о получении запчастей, тот послал его на три буквы, примерно тоже сталось утром у помпомеха. Тогда Иван повёл сержанта Костина к самому полковнику. Тот разобрался в ситуации, подписал накладные, отпустил сержанта.
- Ну рассказывай, только, до самых мелочей и только правду. Последовали приказы, о снятии с руководящих должностей, о понижении в звания, и похвальная  Грамота экипажу танка. Ивану, до принятия присяги! Присвоено звание сержанта. Во как...
 Потом командир объявил учебную тревогу, приближённую, к настоящей.
По разбору полётов, результаты были плачевными и снова перестановки, понижнния, повышения
Вызвал Ивана.
- Прости, сынку, не думал, что так всё дыряво, винюсь, что немного сомневался. Своей властью, вот тебе погоны младшего лейтенанта с большими полномочиями. Организуй, найди энтузиастов, но чтоб вся техника работала, в любую минуту. Помню, Ваня, твоё желание, оно сбудется, только помогти мне.
- Добро, могли бы и не напоминать. Раз начали - сделаем.
 И точно, сделали! На очередном смотре, часть заняла первое место, по всем показаниям, но Ивана  на смотре не было, он нёс дежурство,на заставе отца.

       Они целый день ворошили сено, день стоял солнечный ветренный и оно сохло прямо на глазах. Потом конными граблями сгребали его в валки. Вера подвозила валок к самому высокому месту, а Сергей зачинал основание стожка. Сено было такое хмельное, Вера такая ласковая... Она запрягала, то Ласку, то Краса - работали весело и споро, к вечеру стожок завершили и Сергей отослал Веру с лошадьми домой.
- Езжай, а я погляжу, чего там бобры натворили в низовьях ручья и ушёл.
Ехать было одно удовольсвие.. Она сидела приводльно на крупе Ласки. Крас носился вокруг, то ткнётся горячими губами в холку подруги, то попытается гризануть за ухо. Та взбрыкивала, ржала временами. Вера любовалась их игрой, вдруг подняла голову... Боже... Волки!
А те, ещё далеко, под кустами ручья, куда убежал Серёжка... Их было пять, приотставший старый вожак и четверо молодых зубастых морд, каждая из которых жаждала крови... Они догоняли медленно, охватывая лужок, у поворота, который им предстояло минуть... Захрапел Крас, учуя нутром волчью стаю, Поворот минули, до дома оставалось минут семь - восемь. "Ах, чёрт, забыли дома берданку...хоть одного бы уцелила!", прижавшись к гриве Ласки, подумала девушка. Вдруг Крас взвился на дыбки, издал какой-то крик, развернулся и полетел на стаю! Он проскочил её сходу, давил и бил копытами всё, что попадало, зазвернулся и стал битьь зверей задними ногами, но самая настырная пара залетела с боку и ухватилась за холку жеребца, они рвали тело, а он топтал и топтал остальных, пока хватило сил... Догнал вожак, с вывалившимся языком, Крас лежал в луже крови, вожак посидел... Вот она добыча, ешь, наслаждайся! Нет он встал, обошёл место побоища, завыл тоскливо и ушёл в строну ручья и тут вылетела к этому месту Верка на Ласке, с берданкой в руке. Она не целясь стрельнула по уходящему вожаку  и бросилась к жеребцу:
- Крас, миленький, поднимайся. Фыркая, приползла Ласка, положила голову на круп Краса и так глубоко взоднула, что Вера расплакалась. Скоро, нв выстрел, прибежал Сергей, увидел побоище и начал шевелить Краса. Как ни страно, но ему помгала, как могла, Ласка. Она освоилась с трупами волков, щипала друга за уши, за губы, не давала уснуть, уходить в никуда...
Всё же ихние усилия увенчались успехом, он приподнялся и стоял на трясущихся ногах, Ласка поспешила притереться с боку, Сергей нырнул под пузо и упёрся спиной, двинулся вперёд, Крас переступил... Вера поглаживала гриву и этот эскорт двинулся домой... В стойле, Сергей подвязал шлею к скобам в стене, чтоб, не свалился Крас на пол.
- Вера смой кровь с крупа, только раны, не трогай, я - звонить ветеринару.
Не повезло ему, тот был на вызове.... Тогда он позвонил на конезавод
- Дежуороный слушает, .
- Дима, ты? Мне срочно Роман Ильич нужен. Вольчья стая поранила Краса....
- Счас... Сергей, что сталось_ - выслушав ответ, сказал - жди.
И точно вскорости забубнил Хорлей, вот он резко затормозил, с заднего сиденья слетел тощий мужик с сумкой, Вера утащила его в стойло.
- Теперь подробно.. Откуда стая?- - Наша немощная, у них вожак старый волчина, а так, на людей никогда не набрасывались, а тут лошади, классная закуска голодному волку......
- И что?
- Старый остался один, был рядом, но не тронул жеребца. Край ему пришёл.
- Похоже.
- Но вы видели бы, как он нас с Лаской защищал! Вот вам и лошадь... Он творил чудеса, один против пяти волков голодных и победил! Вы посмотрите благодарность подруги...гляньте!
Крас уже не висел, а твъёрдо стоял на ногах, шлея висела свободно, рядом стояла Ласка, вылизывала поуродованную шкуру друга, её хвалил ветеринар:
- Так, Ласка, так, умница! Ничего мы Краса поднимем...
Роман Ильич, у которого лошадиная жизнь перепуталась со своей, только головой крутнул.
- Вот вам и: Лошади - голова большая - ум короткий. А? Так бы и я выстоял, кто бы полизал - с горечью выдавил он и завел свой трофейный.
                23.11.18