Немцы варенье съели

Елена Ахмедова
     Этот рассказ я решила записать, как воспоминание моей, тогда 5-летней  мамы, по просьбе моей канадской племянницы, миссис М.

    Казалось бы, что может остаться в памяти пятилетнего ребенка? Надо учитывать, что времена были крайне тяжелыми, и каждое событие по своей значимости было таким, что его невольно удержала цепкая детская память.

   Моя мама родилась в 1909 году в небольшом городке Сморгонь, Виленской губернии, Ошмянского уезда. Об этом свидетельствует единственный сохранившийся ее документ, который был выдан ей позднее и выписан со слов ее старшей сестры.   Территория эта  входила  в состав тогдашней Российской империи, население по преимуществу было еврейским.  Сегодня Сморгонь является административным центром Белоруссии. Город недавно отпраздновал свое 500-летие, трудно представить себе, что в 1914 году он лежал в руинах.

  Прадед мой, отец 8-х детей и множества внуков, человеком был предусмотрительным и, когда в начале ХХ века,  южную Россию охватила волна жестоких еврейских погромов, он решил эмигрировать в Канаду.  Русское слово «погром» и сегодня существует в большинстве европейских языков без перевода, так что можно себе представить масштабы погромов. 1908 год. Трудно сказать, почему моя бабушка Геля, бывшая уже замужем и имевшая 3-х детей, как и одна из ее сестер, решили остаться. Прадед уговорил мою бабушку отпустить с ним и его семьей старшего  ее сына, которому в тот момент исполнилось 13 лет ( возраст совершеннолетия для еврейских мальчиков) .Видимо, бабушка все-таки надеялась позднее присоединиться к семье. Но история рассудила иначе, ни она, ни другие оставшиеся родственники его больше не увидели.

   С одной из  дочерей старшего дяди, Ритой, я познакомилась уже в 1996 году в Оттаве. Позднее я узнала,что обе  дочери дяди, Рита и Глэдис умерли бездетными.

   Когда моей маме исполнилось 2 года, погиб ее отец. Погиб, как настоящий мужчина, защищая в тамбуре поезда  девушку от нескольких насильников. Получил удар бутылкой по голове и скончался через пару дней.

 Но об этом я уже писала:
http://www.proza.ru/2015/02/02/2236

    В 1914 году началась первая мировая война, немцы вступили в городок и первым делом сожгли синагогу, ЗАГСов тогда не было.

   Какое-то время  моя бабушка с другими женщинами и детьми прятались в подвалах.
Но все хотели есть и бабушка послала моего  дядю Бориса, которому в то время быо 13 лет, в брошенную квартиру, принести оставленное там варенье.
  Когда прошло несколько часов и сын не вернулся, бабушка моя стала плакать и рваться из подвала, чтобы найти и спасти ребенка. Женщины ее не пускали:

-   И сына не найдешь, и нас выдашь.

   И тут сынок вернулся.  Он шатался, руки его были перемазаны вареньем, ресницы слиплись.

  - Сынок, где же ты был так долго?!
  - Мама, немцы все варенье съели!

   Но очень скоро ему пришлось повзрослеть, когда после смерти матери в 48 лет, ему и сестре, лишь несколькими годами старше его, пришлось с  пятилетним ребенком добираться военными дорогами к тетке на Украину.