Ах, Каберне - Каберне!

Виталий Алексеев
            Ах, Каберне-Каберне…

…Тёплым сентябрьским вечером мы с Владимиром - моим другом и бывшим  сослуживцем- сидели  у мангала на его винограднике в ожидании когда прогорят дрова и можно будет готовить шашлыки. Мангал у друга устроен  капитальным образом: сложен из красного кирпича, с замысловатой конфигурации «хайлом», с печуркой для дров в нижней части, и высокой кирпичной трубой. Вся эта конструкция органично вписана в беседку, перекрытую металлочерепицей, и стены-перголы которой сплошь увиты виноградом. На столике, стоящем в беседке –фрукты,  половинка внушительных размеров арбуза,  салат из помидоров и прочие закуски. В центре стола -  пятилитровая бутыль в пластиковой оплётке из-под болгарского вина «Гымза», мой коньяк и несколько банок пива «Балтика» №7. Володя пригласил меня  погостить у него с ночёвкой: днём ещё жарко, а сумерки наступают уже довольно рано, и в темноте домой добраться мне будет сложно.

Мы давненько не виделись, и теперь обменивались новостями о детях и внуках, о здоровье своём и близких,  вспоминали сослуживцев. Только о политике мы договорились не говорить, так как оба знали, что наши мнения кардинально отличаются.

Наконец-то Володя уложил шампуры в мангал, и  беседка, вместе с окружающим её пространством, почти сразу же наполнились таким запахом, что я невольно сглотнул слюну.
- А давай-ка по пять грамм, «для разминки»! –предложил Володя. Я потянулся к коньяку, но друг остановил меня:
- До коньяка ещё доберёмся… Наливай моего.- Он указал глазами на бутыль. – Каберне… Три года… Считай, марочное…

Вынув пробку из бутыли, я плеснул в бокалы понемногу довольно густого тёмно-красного цвета вина. Взяв свой наполненный  бокал, я посмотрел сквозь него в сторону солнца : вино   заиграло своим рубиновым цветом. Поднеся к носу, ощутил  «букет», который превосходил «букеты» всех красных сухих вин, которые я пил в последние годы. В том числе и мою Изабеллу.

Ну, давай «за встречу»! – Володя протянул  бокал в мою сторону,  мы чокнулись и сделали по  небольшому глотку.
Вино мне понравилось: чуть-чуть  терпковатое, совсем не кислое, в меру охлаждённое. Просто смакуешь каждый глоток. А аромат! Такого Каберне я не пил никогда.

        Оставив Володю колдовать над шашлыками, я решил (с его разрешения) осмотреть участок. Порядок на винограднике идеальный, хотя виноградником его можно было назвать только условно: на шести сотках присутствовали и небольшая теплица под стеклом, и грядки с клубникой, и смородина, и малина, а вдоль забора, прилегающего к улице, сплошные заросли ежевики: попробуй проникнуть на участок! С десяток уже взрослых плодовых деревьев, на некоторых ещё висел урожай яблок и груш поздних сортов.   Столько же кустов винограда различных сортов на шпалере. Небольшой кирпичный домик с открытой террасой и мансардой, под примыкающим к домику навесом -  старенькие «Жигули» - четвёрка. Вокруг домика цветники: и в грунте, и в кашпо - на террасе. Прикрытая навесом скважина, рядом  бочка из-под кваса – для воды. По всему участку уложены бетонные дорожки. Словом, порядок был везде, и всё  сделано было с умом и любовью,  даже с какой-то долей фантазии.

- Ну, что, нравится моё хозяйство? – легонько толкнул меня в бок подошедший Володя.
- Нравится…Молодец… И как тебя не обворовали?
-Эх, было всякое. Провода со столбов срезали…металл уносили… Доходило до того, что в домиках  проводку выдирали. Сейчас наладилось: наняли хороших сторожей, платим нормально…Да и я здесь торчу с ранней весны до морозов…
- Что, печку топишь?
- Конечно. Вон, посмотри, дровами запасся, - он указал рукой в сторону домика: за ним виднелась приличная поленница дров, лежали пара нераспиленных  стволов деревьев. – Ладно, пойдём к столу, иначе шашлыки остынут…

Шашлыки не успели остыть, были сочными и невероятно вкусными. Мы вплотную занялись их поглощением, запивая  каждый глоток порцией холодного Каберне.

-А ты давно приобрёл этот виноградник?- спросил я друга.
- В 198… году, -ответил Володя. – И не виноградник, а просто участок земли: прежний хозяин, старенький дедуля, выращивал здесь только картошку и морковь… А винограда у него было всего два куста… И оба  Каберне-Совиньон. Мы с ним обмывали сделку здесь, и он выставил трёхлитровую банку вина… Попробовав, я был просто в восторге от него. До этого я пил Каберне только в Молдавии, а болгарские «чернила», с осадком в полстакана, и в рот не брал… Хочешь, расскажу о том, как я «запал» на Каберне?
-Давай, рассказывай. –согласился я, поудобнее устраиваясь в шезлонге и подливая вина в бокалы.
-Так вот, - было это в конце 70-х. Ты ещё здесь не служил. В августе мы с женой и пятилетней дочерью поехали в Кишинёв на юбилей  сестры жены –тридцать лет исполнилось. Она с мужем предлагали и весь отпуск провести у них. Ну, приехали, отпраздновали… Неделю пробыли… Чувствуем, что стали надоедать хозяевам. Тут зятёк и преподнёс нам сюрприз: где-то достал путёвку на турбазу, на Днестре.  И мы поехали: соблазнились возможностью и Молдавию посмотреть, и Днестр, и покупаться-поваляться на  песочке… Ты когда-нибудь слышал о таком месте: Вадул-Луй Водэ? –обратился ко мне Володя.
- Никогда…
- Мы тоже не слышали. Оказалось, это село на берегу Днестра, а название переводится буквально «Вода-кругом вода». Километрах в шестидесяти от Кишинёва. Вот мы и прибыли туда, но не одни, а с «прицепом»: с нами поехала сестра с двумя пацанами, примерно одного возраста с нашей дочерью. Может быть, это и правильно: ведь мы с женой не знаем молдавского…

Поселились на турбазе в небольшом домике. Правда, пришлось заплатить ещё за две кровати и постельное. В соседнем пансионате, кажется Кишинёвского аэропорта, купили «курсовки» на питание. Короче, устроились, переночевали. На другой день нарисовалась проблема: где купить молока детворе, чтобы утром накормить их кашей?

Спасибо, подсказал пожилой дяденька из соседнего домика, инвалид войны, без  одной ноги, на протезе… Отдыхал здесь с женой и двумя внуками. Рассказал, что из села приходит молочница, но нужно её перехватить: многие покупают у неё молоко. Да и приходит она с пяти до половины шестого утра… - Володя сделал глоток Каберне  и продолжил:

-Ну, ясное дело, что я в ту ночь почти не спал: боялся проспать. И всё-таки проспал! Проснулся  только в начале седьмого, схватил трёхлитровую банку и – бегом на берег реки, куда обычно она приходит. Вижу: сидит под деревом наш сосед, с расстроенным видом. Сказал, что молочницы сегодня не было. Посидели мы ещё немного, покурили. И я предложил сходить в село и там спросить молока.

         И мы пошли. Вдруг на нашем пути  довольно широкий ручей. Мостика нет,  переброшено бревно и натянут трос между берегами, чтобы придерживаться рукой. Дяденька, расстроенный, сел возле тропинки, а я пошёл в село.

Молоко  нашёл довольно быстро. Возвращаюсь, и вижу, что дяденька как сидел, так и сидит на прежнем месте…А потом говорит мне: «Володя, прошу тебя: отдай мне молоко, и сходи ещё раз в село… Мне просто не дойти туда, ты же знаешь!»

Я так и сделал. Но в том дворе, где  покупал, мне не открыли. И вообще улица  пустая-  спросить нет  у кого…Я, конечно же, расстроился. Потом стал по коровьим лепёшкам определять у кого есть корова…Ткнулся в пару дворов – никого! Посмотрел на часы: ого! уже начало девятого, откуда люди в селе днём? Конечно же, на работе.

         Вдруг вижу картину: из какого-то двора вышел дедок и идёт ко мне, что-то напевает и ногами кренделя выписывает…Ясно, что он уже того…-Володя многозначительно пощёлкал пальцем по горлу. - Я подошёл и спрашиваю:

- Скажите, где можно молока купить?
А он в ответ: - Не понимаю!
Я снова: -Молока купить где?- И показываю банку. Вдруг я вспомнил как молоко по-молдавски: -Лапте где купить?

Дед заулыбался и говорит:- А! Лапте! Пойдём, я тебя со своей девочкой познакомлю…Будешь у неё молоко покупать…

Знал же, гад русский язык! Ну, я мысленно перекрестился: слава Богу, детвора без каши не останется. Вошли мы с дедом в его двор, прошли через его усадьбу и - через калитку в изгороди- на смежную. Подошли к дому. Он стал кого-то звать, видимо,  «свою девочку»:
- Дора! Дора!
 
Дверь в доме открылась, и вышла…Дора: женщина лет сорока, простоволосая, заспанная, в ночной сорочке. Поговорила с дедом, я услышал только слово «лапте», а потом меня спрашивает:
- Сколько?
Говорю ей: -Три литра!
Дора полезла в погреб, а дед меня спрашивает:
- Вино пить будешь ?

        Я потряс карманом, что-то там зазвенело. Должен тебе сказать, что в те времена литр домашнего вина в Молдавии стоил один рубль!   «А что, -думаю,- пропущу стаканчик!!» Отвечаю деду:
  - Наливай!

Дед полез в другой погреб, а Дора налила мне молока в банку, и я рассчитался с ней. Потом она вынесла из дома огромную краюху свежайшего, ещё тёплого, белого хлеба. А дед выставил на стол глиняный кувшинчик литра на два, и… одну глиняную чашку. Сижу за столиком и думаю: «Во, дед даёт! Предложил выпить, а чашку только одну принёс!»

        А дед  налил  красного вина,  немного не допил и остаток выплеснул в сторону. Потом налил снова и предложил мне, мол, пей. Так мы и опорожнили кувшинчик, а закусывали этим хлебом.

        Володя наполнил бокалы и мы снова за что-то выпили.  Затем он продолжил:

      - Оказалось, что Дора, его дочь,  работает в пекарне, и недавно пришла с ночной смены. Вот почему мы чуть не остались без молока. А вино было просто прелесть, ни в какое сравнение с магазинным, хоть и молдавским. Оказалось, что вино трёхлетней выдержки. Я полез в карман за деньгами, чтоб рассчитаться, а  дед мне говорит: «Понравилось? Приходи покупать и лапте, и вино…» Денег не взял –вроде как угостил.
       Я спросил, как называется. Дед ответил, что Каберне.Ну, я поблагодарил его и ушёл на турбазу.  Конечно же, женщины сразу унюхали, что я выпил. Не стал я рассказывать, где и с кем выпивал,  лёг спать: ведь ночь почти не спал. А  ближе к вечеру сходил к нему и купил трёхлитровую банку.  Женщинам вино очень понравилось. Даже сестра, прожившая в Молдавии около десяти лет, удивилась: как я раскопал такую вкуснятину?  Было у деда Малая (видишь, я даже фамилию его помню!) и белое, и розовое. Но ни то, ни другое невозможно было сравнить с Каберне…

       Теперь меня не нужно было  заставлять идти за молоком: шёл добровольно! – смеялся Володя.- Посидим с дедом, по стаканчику-другому ( на халяву, естественно) выпьем, поговорим о том- о сём чуть ли не на пальцах, и я двигаю домой. Покупал у него вино несколько раз, и даже домой к сестре привезли литров пять.  Её родня по мужу - с молдавскими корнями, люди знающие, но и они удивились тому, какое обалденное вино у деда в Ваду-Луй- Водэ…

       И у бывшего хозяина этого участка Каберне было примерно такого же качества. Только у меня не  Каберне Совиньон, а Каберне Кортис. Созревает на месяц раньше, сахаристость немного выше. И сок из него более вкусный.

      - А у меня хорошее ? –вдруг спросил Володя, протягивая свой наполненный бокал в мою сторону, чтобы чокнуться.
      -Обалденное! –откровенно и честно признался я. –Никогда такого не пил…У меня Изабелла. Сухую Изабеллу я не люблю, а сладкую… Пью её только дома: вещь коварная. Пока сидишь за столом –всё нормально, а через полчаса –голова соображает, а ноги… От Каберне такого не бывает…
      - Ты не прав: Всё, как говорится, зависит от полноты налитого стакана! Меру нужно знать. Хотя…Кстати, я водку не пью уже лет пятнадцать: прочитал у Гиляровского в его воспоминаниях о Чехове, как Антон Павлович, незадолго до своей смерти, советовал дяде Гиляю: «Водку пей до пятидесяти, а после пятидесяти - вино»… Вот и я так делаю… Могу немного коньчку выпить… если хороший. А вообще- только  Каберне, и только своё!

        И Володя пошёл к почти угасшему мангалу колдовать над второй партией шашлыков. Я же, смакуя вино, думал о том, что обязательно выпрошу у него пару-тройку саженцев или чубуков Каберне Кортис, и заменю свою Изабеллу, которая мне не по вкусу.

        За разговорами и воспоминаниями мы засиделись далеко за полночь. Меру мы, конечно же, знали. Не тронутый коньяк, пиво и кое-что из закуски занесли в домик и поставили в холодильник, а посуду друг накрыл  огромным алюминиевым тазом: утром уберём. Пустую бутыль Володя тоже занёс в дом – дефицит, где такую теперь найдёшь, если разобьётся?

       …Так получилось, что я посадил чубуки Каберне Кортис  только три года назад. В этом году  на каждом из двух кустов было только по две небольшие гроздочки. Скорее всего только через пару лет можно будет попробовать своё Каберне. Надеюсь, что моё Каберне будет не хуже Володиного…


        Ах, Каберне –Каберне! Не зря тебя любят и ценят во всём мире!



                Виталий  АЛЕКСЕЕВ, ноябрь,  2018г