Ч. 4 Сначала топил, потом спасал

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/11/22/1279

В течение ночи подводные лодки со спасёнными разошлись по своим секторам. 16 сентября в 11.26 подводную лодку U-156 заметили с американского бомбардировщика B-24D Liberator, базировавшегося на острове Вознесения.

По приказу Хартенштайна на простыне намалевали красный крест и натянули её над носовым орудием. Командир подлодки передал на бомбардировщик азбукой Морзе, что подводная лодка спасает людей с потопленного транспорта.

Он разрешил спасённому британскому офицеру передать по радио открытым текстом, что на борту германской подводной лодки находятся выжившие с «Laconia» военнослужащие, гражданские, женщины и дети.

Пилот бомбардировщика лейтенант Джеймс Харден, не отвечая, повернул к базе и доложил об увиденном и услышанном дежурному по базе капитану Роберту Ричардсону. Капитан рано утром получил сообщение от англичан, что вооружённый транспорт «Laconia» торпедирован.

Затем он получил доклад от пилота следовавшего на базу двухмоторного самолёта Douglas A-20 Havoc о том, что его обстреляли с двух немецких подводных лодок. Посланные Ричардсоном два бомбардировщика B-25 не обнаружили  ни «Laconia», ни подводных лодок и вернулись на базу.

Позже радист доложил ему, что англичане просят оказать помощь воздушным прикрытием двум кораблям, направленным для спасения людей, транспорту «Empire Haven» и вооружённому транспорту «Corinthian».
 
Получив доклад лейтенанта Хардена и его вопрос, какими должны быть его действия,  капитан Ричардсон приказал: «Потопить подводную лодку». После войны, когда его допрашивали следователи, Ричардсон сказал, что он не знал о проведении немцами спасательной операции под флагом Красного Креста.

По словам Хардена приказ звучал так: «Топи их всех». Получив этот приказ, Харден на бреющем полёте сбросил на подводную лодку три бомбы и стал разворачиваться на второй заход.

В это время внутри подводной лодки и на палубе находились около двухсот человек спасённых, набитых, как сельди в бочке, в отсеки. Среди них пять женщин с детьми, и около двухсот человек на четырёх спасательных шлюпках, которые подводная лодка вела на буксире.

По команде Хартенштайна матросы обрубили буксирный трос, освободившись от шлюпок, и подводная лодка стала медленно погружаться, чтобы люди на палубе могли доплыть до шлюпок. Во время второго захода Харден сбросил две глубинные бомбы.

Одна из первых бомб попала между шлюпками, одну из них перевернуло, погибло много людей. Пилот бомбардировщика сделал четыре захода на подводную лодку, но из-за отказа в работе механизма не смог сбросить остальные бомбы.

По возвращении на базу он доложил о потоплении подводной лодки: «Подлодка перевернулась вверх дном. Команда покинула её и перешла на окружающие спасательные шлюпки». Лейтенант и весь экипаж получил награды за храбрость.

Лейтенант не собирался никого обманывать,  был уверен, что потопил подводную лодку, а спасённых людей на палубе принял за экипаж. Это был его первый боевой вылет.

Когда бомбардировщик скрылся, Хартенштайн дал команду на всплытие. Стали осматривать полученные повреждения. Оказалось, что не проворачиваются перископы, сорван фланец магистрали водяного охлаждения дизеля, не работают радиопеленгатор и гидроакустические станции. Из-за повреждения батарей в отсек стали выделяться пары хлора.

Командир подводной лодки приказал вывести из помещений наверх всех посторонних и приступить к ремонту. С подводной лодки, бывших на ней пассажиров «Laconia» передали на шлюпки.

Людям в спасательных шлюпках Хартенштайн посоветовал оставаться на месте, потому что по этим координатам к ним придут французские корабли правительства Виши.

Окончание http://www.proza.ru/2018/11/23/1086