О варварской косьбе травы

Алексей Захаринский
Мне, как фотографу-натуралисту, особенно ценящему красоту каждой травинки, очень близка данная тема. Когда приходится видеть эти пустыни на месте буйного разнотравья, не столько даже за нарушенную экологию переживаешь, а просто сердце сжимается от сознания уничтоженной красоты. Наш мир не совершенен, но любое вмешательство человека в природу, каким бы хорошим оно не выглядело, оборачивается только вредом. Да и мы сами часто провоцируем такие вмешательства. Мы стали бояться ходить в лес, нам нужен непременно благоустроенный парк. А поскольку почти каждый свободный клочок земли уже занят, под такие парки будут отдаваться леса. Для природы это только ущерб. Посмотрите хотя бы некоторые интервью с Б. Л. Самойловым. Видя в лесу завалы, мы говорим «беспорядок», не отдавая себе отчёта, что каждый элемент в лесу для чего-то необходим. И уж совсем негативный смысл, имеет слово «болото», хотя это полноправный биотоп, служащий местообитанием множества видов животных и растений. То же происходит и с травой. Почему-то считается, что трава должна быть непременно скошенной. Может быть, пора взглянуть на природу не с точки зрения потребителя, а с точки зрения мудрого хозяина, которому на попечение передано всё населяющее её многообразие живых существ?

Особенно горько видеть превращаемые в пустыню обочины автомобильных дорог, проходящих через лес. Высокие придорожные травы наряду с кустарником – подлеском первыми принимали на себя всю массу пыли. Сейчас же там траву просто уничтожают – не дают подняться, как и городским газонам. Подлесок  метров на пятьдесят в обе стороны тщательно вырублен, как вырублены и сами деревья. В результате гарь от машин ощущается в лесу даже в паре сотен метров от дороги, чего раньше никогда не было.

С чувством солидарности прочитал статью в «Известиях» «Апологеты американской лысины» http://izvestia.ru/news/570165 . Как там справедливо отмечается, мода на коротко стриженые газоны пришла из Америки. Назову ещё один источник. Это армия. Как человеку служившему, мне доводилось видеть даже покрашенную краской траву. Суровые солдатские будни рождают и сходную с ними эстетику, суть которой служивые острословы великолепно выразили в известном афоризме – «Хоть безобразно, но однообразно». Горько, что этим принципом стали руководствоваться и чиновники, отвечающие за зелёнь в городах.

А ведь ущерб наносится не только травам. Ущерб наносится жителям, и, в первую очередь – детям. Психологи утверждают, что детские впечатления определяют всю последующую жизнь. А В.О.Ключевский отмечал, что русский характер формируется именно благодаря особенностям нашей природы. Песню раньше пели – «С чего начинается Родина… С той самой берёзки, что во поле…» Теперь, чтобы увидеть поля, скоро придётся довольно далеко ехать. Окрестные поля, если не застроены, то уже все проданы под застройку. А в городе не то, что берёзки, ребёнок не видит даже как трава цветёт. И города мира становятся так похожи друг на друга. Национальный колорит старательно изглаживается. Вот и делает вывод молодое поколение, что Родина не там, где «берёзка во поле», а там, где выгоднее жить.

Дописываю под злобное завывание работающей косилки. Кому-то из соседей приспичило на ночь глядя навести так любимый «порядок». Пример заразителен. В последние несколько лет «Лысину», сверкающую голой поверхностью высохшей земли, можно наблюдать не только на улицах городов, но и на многих садовых участках. Следующим шагом будет уже, наверное, асфальт.