Города Сибири. Ирбит - город музеев и мотоциклов

Александр Соханский
Верхний ряд фотографий:
       Вход в Музей уральского искусства
       Ирбитский государственный музей изобразительных искусств
       Сретенский собор
       Выставка "Ювелирное искусство Урала"
       Жилой купеческий особняк
       Обелиск памяти воинам-автоприцеповцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Нижний ряд фотографий:
       В Центре мотокультуры
       В Государственном ирбитском музее мотоциклов
       На кованом макете чоппера в скверике
       Мотокросс. Старт дан!
       Мотоцикл ... в полёте

       Фото автора

      

БАБИНОВСКАЯ ДОРОГА

       По современному административно-территориальному делению город Ирбит относится к  Свердловской области и тем самым к зоне Урала. Но, если посмотреть на физическую карту, то никакого Урала мы не увидим на полторы сотни вёрст вокруг Ирбита. Заболоченная равнина с привольно петляющими речками Ирбитом и Ницей, впадающей в сибирскую реку Туру. Фактически это типичная западная окраина Западносибирской низменности. Так что возьму на себя смелость по природным условиям отнести Ирбит к категории сибирских городов, как это и обозначено в заголовке статьи.
 
       Путь от Тюмени до Ирбита составляет 185 километров по Ирбитскому тракту.
       Ирбитский тракт своим направлением обязан Бабиновской дороге, названной так в честь крестьянина Соликамского уезда Артемия Бабинова, разведавшего в 1597 году новую кратчайшую дорогу от Соликамска до верховьев Туры. Отсюда шёл путь к сибирским городам Тюмени и Тобольску. Эта дорога в семь раз сократила путь в Сибирь. Участок Ирбитского тракта в пределах Тюменской области достоверно является частью стародавней Бабиновской дороги.

       От Тюмени до границы Свердловской области около 50 километров. Здесь резко обрывается сосновый бор и  дорога идёт по практически лишённому леса правобережью реки Туры, затем Ницы. Вокруг трава-мурава да редкие кустарники и берёзовые колки.  Ещё через пятьдесят километров дорога раздваивается. На север путь идёт в Туринскую Слободу, на юг в село Байкалово. Уже через десять километров по пути в сторону Байкалово вправо идёт ответвление на село Бобровское. По этой дороге можно проехать в Ирбит более коротким северным путём, минуя Байкалово.
       На дорогу нанизаны деревни и сёла, расположенные на северной  окраине Байкаловского района Свердловской области — Бобровское, Ёлкина, Бурмакина, Липчинское, Усть-Ницинское, Калугина, Мельникова, Гуляева, Субботина, Боровинское, Гаева. Примечательно, что названия этих сёл и деревень в моей жизни встречались в фамилиях друзей и знакомых. Есть ли в этом какая-то связь с Бабиновской дорогой?
       Дорога скучная, никаких достопримечательностей, разве что время от времени открываются привольные виды на пойму рек Туры и Ницы.

       После укладки нового асфальта в районе села Бобровское благоустроенный путь до Ирбита стал короче. Правда, местами встречаются новые безупречные участки, а кое-где старый асфальт подразбит. В Интернете путешественники сообщают, что здесь меньше маложелательных шансов встречи с гайцами, но предупреждают, что на идеальных участках с ограничениями по скорости не исключена возможность засад с локатором. На одном из постов за деревней Городище меня тормознули. Хорошо, что скорость не превысил.


       СТАРЫЙ  ИРБИТ
 
       Прямо на въезде Ирбит встречает запрещающими знаками, ограничивающими скорость движения до 40 км/час, раздолбанными железнодорожными переездами и донельзя разбитым, заплатанным асфальтом, по которому двигаться быстрее 30 и так совершенно невозможно. Скорее всего, асфальтовое покрытие здесь не меняли с советских времён. Внимание невольно привлекают мелковатые, по сравнению с тюменскими, размеры уличных светофоров. Движение по городу почти никакое. Глубинка! Представлялось засилье мотоциклов с колясками на улицах производителя «Уралов», но и они до чрезвычайности редки в чахлых транспортных потоках.
       В городе 11 автобусных маршрутов, по которым курсируют изрядно потрёпанные на кочковатых дорогах скромные ПАЗики с проездными билетами по 16 рублей.

       Все улицы застроены стародавними, в основном одноэтажными кирпичными зданиями — свидетелями былого купеческого достатка. Здания выше четырёх этажей здесь большая редкость, не говоря уже о многоэтажках в пять этажей. Судя по всему, новое строительство жилых домов здесь прекратилось со времён распада Советского Союза и упадка местной промышленности.
       Магазины расположены в бывших купеческих лавках и лабазах, обветшавшие стены которых сплошь задрапированы красочными яркими полотнищами рекламы и броскими названиями. Кое-где всё же смонтированы современные торговые центры из металла, стекла и пластика в два этажа, которые смотрятся чужеродными вкраплениями на фоне кирпичных развалюх. На прилавках привычный набор товаров и продуктов нашего времени.
       Нет-нет, да попадаются давным-давно сгоревшие или  рухнувшие дома, которые никто не собирается разбирать и вывозить на свалку. В неторопливом течении тутошней жизни внутри провалов и гарей успели вымахать рослые сеянцы деревьев, не говоря уже о чертополохе.
       Созерцание старых растрескивающихся домов, особенно с выразительной архитектурой, вызывает глубокое почтение. Каменные строения, возведённые в «кирпичном стиле», поражают разнообразием кирпичных узоров. Когда-то их построили почтеннейшие граждане города, жили в них дружными семьями. По вечерам выходили на балконы на людей посмотреть, себя показать, отхлёбывая чай из блюдечек.
       Сегодня в большинстве купеческих особняков магазины и магазинчики, либо жилищный фонд города.

       СРЕТЕНСКИЙ СОБОР начинает свою историю с 1723 года. Церковь Сретения Господня — пятипрестольная. Главный храм и престол в честь Николая Чудотворца были освящены в 1848 году. Храм действовал до 1932 года, когда и был закрыт. За два года до закрытия ему был присвоен статус кафедрального собора.
       После закрытия церковь была использована в качестве котельной. Может быть, поэтому и достояла до наших дней, ибо многие храмы исчезли с  плана города.
       В 1986 году Сретенский храм был признан памятником архитектуры XIX века регионального значения. Восстановление храма началось в конце 2006 года по инициативе директора завода автоприцепов, на территории которого находился храм.  На восстановление была потрачена немалая сумма. И поныне во дворе стоят купола, сияющие «позолотой» из нитрида титана. Нитрид титана дозволяет сымитировать несколько нюансов золота. Это достаточно стойкий материал к воздействию сложных погодных условий с отличными антикоррозионными свойствами. Гарантия на это покрытие достигает полувека.
       Почему-то купола сделали раньше, чем восстановили главный свод храма и барабаны для них. Но оказалось, что они размером больше, чем требуется, и на крыше храма могут попросту не уместиться. И тогда всё остановилось. Так и стоит храм без свода, без барабанов и с «золотыми» куполами на земле.

       План города сохранил первоначальную структуру радиальных улиц, расходящихся веером с северо-запада на юго-восток от главного центра старого города — Сретенского собора.
       От старинных названий этих улиц ничего не осталось, теперь это Октябрьская, Пролетарская, Первомайская и Советская, а также Карла Маркса, Урицкого и Кирова.  Под прямым углом их пересекают  улицы Ленина, Орджоникидзе, Революции, Свободы, Калинина, Фрунзе и другой советско-социалистической направленности. Очень революциизированный городок.

       А вот монументов знаменитым людям получилось увидеть только три.
       В сквере на бульваре Победы величественная ростовая скульптура маршала Георгия Константиновича Жукова, в своё время выдвинутого депутатом Верховного Совета СССР от города Ирбита и Ирбитского района. В память об этом событии в 1994 году и был установлен  памятник гениальному полководцу.
       Два других памятника привлекают острое внимание туристов своим противоестественным сочетанием. На площади имени Ленина в ста метрах друг от друга установлены памятники  российской императрице Екатерине II и вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину. Мало кто располагает информацией, что за этим внешне миролюбивым соседством сокрыты революционные потрясения в стране, острая борьба идеологических конъюнктур и местных нравов. История этих памятников настолько богата событиями как государственного, так и городского масштаба, что её пришлось опубликовать на Проза.ру отдельной главой  «Екатерина II и Ленин» (http://www.proza.ru/2018/01/22/763 ).

       Вскоре после основания в 1631 году Ирбит прославился на всю Российскую империю своей ярмаркой (крупнейшей после Нижегородской). Ярмарка в Ирбите проводилась ежегодно с 1641 по 1929 годы. Она длилась один месяц с 1 февраля по 1 марта. В это время сюда съезжались тысячи купцов и коммерсантов со всей страны и других государств. Население Ирбита на этот период увеличивалось в 10-15 раз! Торговцы обменивались товарами из Европы и Азии. Все дома и огромные кирпичные склады в это время были заняты приезжими квартирантами и грузами. На рынке вращались громадные суммы. Оборот ярмарки достигал 60 миллионов рублей. В тех ценах это колоссальные деньги. В период между ярмарками город сохранял тихий провинциальный образ жизни.

       Сегодня наплыв гостей существенно иссяк и в городе работают две гостиницы — «Ница» и «Поворот». В четырёхэтажной «Нице» действующим остался лишь третий этаж на 29 номеров. На первом расположились магазины и ресторан, второй этаж занимают различные офисы, четвёртый этаж практически заброшен. На третьем этаже образцово отремонтирован коридор, но за новенькими полированными дверями скрывается покрашенный половой краской вздыбленный бывший паркет, небрежно прикрученные ручки и задвижки на двери ванной, ржавчина и чёрный грибок на отливах ванны, абы как замазанные синей краской плиточные швы.

       Достопримечательностью «Ницы» является «ASSORTI restaurant & club». И об этом нельзя не упомянуть особо. Он открыт «every day» с 9 утра до 6 следующего утра. Но местная публика начинает собираться только после 10 вечера. Врубается мощная музыкальная установка, которая без перерыва играет до закрытия, то есть до 6 утра. Здание гостиницы имеет оригинальную акустику. Низкочастотная составляющая «бум-бум-бум» беспрепятственно проходит через два перекрытия и в номере мудрено заснуть даже с устатку. Более того, в ресторане запрещено курить, поэтому посетители выходят каждые двадцать минут на широкую панель перед гостиницей и минут десять базарят громкими голосами, по-видимому, оглохнув от громоподобной музыки в зале ресторана. Даже наглухо закрытые окна номера не выручают от возбуждённых воплей, ора и хохота. В шесть утра гости сваливают из ресторана, выражая свои впечатления громким криком и отборным матом: «Лёнька! Валим на х.. отсюда, подальше от этих е..нутых!!!». Вроде бы теперь можно спокойно поспать, но уже поздно — впереди постояльца гостиницы ждут познавательные путешествия по местным достопримечательностям.
       Как в книге отзывов гостиницы, так и в интернете, отклики гостей полны жалоб на ночную какофонию музыки и криков, но ресторан непобедим…
   

       СОВРЕМЕННЫЙ  ИРБИТ

       Ныне город пришёл в явный упадок. Начиная с 1976 года, численность населения к 2015 году убавилась с 52 000 до 37 700 человек. Прикрылись практически все промышленные предприятия: заводы химико-фармацевтический, мотоциклов, автоприцепов, стекольный (банкрот с 2007 г.), кирпичный, швейная фабрика и другие. Не совсем понятно, чем сейчас промышляют эти 37 тысяч человек, проживающих в древнем обнищавшем городе.
 
       Один из градообразующих ИРБИТСКИЙ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ЗАВОД был создан на основе Московского мотоциклетного завода, перевезенного на Урал вскоре после начала Великой Отечественной войны. К этому моменту уже все было готово для производства копии немецкого мотоцикла BMW R71 и в феврале 1942 первые М-72 были собраны на новом месте. Этот мотоцикл, пережив множество модернизаций, выпускается и по сей день. И львиная доля нынешней продукции завода идет на экспорт, в основном в США.
 
       Если начать с фасада, то опознать в маловыразительном здании завод-гигант сложно. Стела с легендарным мотоциклом напротив проходной плохо видна с дороги из-за заброшенного разросшегося сквера. Вывесок нет. Значительная часть здания, в котором некогда размещалось заводоуправление, сдана в аренду под магазины, лавки, кафе. Розовые двери на заднем плане и есть проходная завода, через которую почти никто не проходит. На огромном предприятии по производству мотоциклов «Урал» работает чуть больше ста человек. Для сравнения в советские годы рабочих было 10 000. 
       Работой на заводе дорожат. 25 000 рублей в Ирбите на дороге не валяются.
       В цехе окраски работают в основном женщины. Мужчины трудятся на сварке, резке и сборке. Один работник может обслуживать до 10 станков. Работа неспешная, потому что норма – 5 мотоциклов в день. В советское время за каждым станком было закреплено по два рабочих, трудились в две смены. В год предприятие производило по 10000 оппозитов «Урал» с коляской.

       Нынче предприятие собирает в год около 1000 мотоциклов. 99 процентов из них идёт на экспорт.
       Работают по предоплате. Дилеры собирают заказы – через несколько недель, покупатель получает свой "Урал". В России их покупают состоятельные люди, которых достала ностальгия, на Западе – фанаты сурового милитари и любители забраться в дебри. Модель Ural-CT сегодня стоит 740000 рублей, модель Ural-Up - 820 000 рублей. По проходимости "Урал" вне соперничества. Эндуро, мотоциклетные кроссоверы и тому подобная техника противопоставить ничего не могут. Бой дать сможет разве что квадроцикл или багги.

       Ирбитские мотоциклы сейчас правильнее называть «Ural», чем «Урал». Потому что большинство комплектующих в них импортные. Спецы мототехники наверняка со значением покачают головой, если увидят список фирм, которые поставляют компоненты в Ирбит. Телескопические вилки Marzocchi, амортизаторы Sachs, генератор Denso, аккумулятор Yuasa, зажигание Ducati, подшипники SKF, шестерни Herzog, манжеты NAK, дисковые тормоза Brembo, электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi. В общем, полный винегрет по фирменным мотоциклетным меркам.

      
       ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ЗАВОД вроде бы возрождается благодаря бурному развитию российской аптечной сети и неудержному росту цен на медикаменты.
       В настоящее время предприятием выпускается 50 наименований лекарственных препаратов, а также осуществляет синтез 20 фармацевтических субстанций. Более 30 % производимой номенклатуры входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждённый Правительством Российской Федерации.
       Предприятие специализируется на производстве твердых лекарственных форм (таблетки, таблетки, покрытые оболочкой, капсулы).
       Наличие собственного химического синтеза фармацевтических субстанций, таких как дротаверина гидрохлорид, папаверина гидрохлорид, бромкамфора, сульфокамфорная кислота, валидол, стрептоцид, эуфиллин, нитроксолин, панкреатин, фурацилин, ацетилсалициловая кислота, парацетамол относятся к существенным особенностям и важным конкурентным преимуществам завода.

       В худшем положении находится остальная промышленность старинного города.


       ИРБИТСКИЕ  ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

       Однако перейдём к ирбитским достопримечательностям. Ради них стоит съездить в старинный город, по праву являющийся городом музеев и мотоциклов. В путеводителях перечислены исключительно такие крупные музеи, как ирбитский государственный музей изобразительных искусств, историко-этнографический музей, музей уральского искусства, музей народного быта, музей китайского быта, музей гравюры и рисунка, мотодом и, конечно же,  ирбитский государственный музей мотоциклов. Но как поведал один из экскурсоводов, всего в городе насчитывается 37 музеев. Кроме того имеется несколько частных и школьных музеев, экспозиции которых оформлены достаточно профессионально.

       ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ основан в 1883 году и является одним из старейших в Свердловской области. В его экспозиции товары с Ирбитской ярмарки, обстановка из домов зажиточных граждан и крестьян, одежда, оружие и музыкальные инструменты манси, обширная палеонтологическая коллекция, зал природы. Представлена также история следственного изолятора с 1853 года.

       МУЗЕЙ УРАЛЬСКОГО ИСКУССТВА в "Доме купцов Казанцевых" — памятник архитектуры конца XIX века. Построен в 1875-80 годах. Двухэтажная постройка в «кирпичном стиле» наиболее характерна для работ ирбитского мастера-подрядчика И. Торопова. До 1918 — жилой дом купцов Казанцевых.
       В советское время отсюда вышел практически весь современный Ирбит — в 1918-2001 г.г. здесь размещался ирбитский родильный дом горздравотдела.
       Сегодня здесь располагается экспозиция произведений искусств уральских мастеров XX в. Среди экспонатов можно увидеть: живопись, графику, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства.
       После осмотра музейной экспозиции хорошо присесть на лавочку напротив здания, чтобы вплотную полюбоваться замысловатыми кирпичными кружевами на его стенах. Причудливое сочетание лекального и фигурного кирпича в кладке, обрамления оконных проёмов, поребрик подоконных пространств из диагонально поставленного кирпича, узорочье карнизов, горизонтальный фасонный пояс между этажами, портал с кованой решёткой балкона над входом. Трудно оторвать взгляд от этой сказочной фактуры, сложенной необычным способом из обыкновенного кирпича.

       ИРБИТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ сделал бы честь любой столице, хотя его история насчитывает чуть более тридцати лет. В бесконечной веренице залов выставлены сотни бесценных шедевров европейских мастеров гравюры XV-XX веков Рембрандта, Ван Дейка, Тьеполо, Гойи и других. Здесь показаны все главные школы и техники гравюры, работы гениев и их последователей, представляющие эволюцию этого вида графики на протяжении пяти веков. Тщательно отремонтированные залы, показательное оформление экспонатов, качественная подсветка. Очень серьёзная экспозиция.

       ИРБИТСКИЙ МУЗЕЙ НАРОДНОГО БЫТА представлен частной коллекцией М.И.Смердова. Стремление сберечь знакомые предметы старинного народного быта, которым пользовались земляки в XIX-XX веках, автору экспозиции блестяще удалось. В музее множество предметов быта таких родных и знакомых русскому человеку: вдоль стен на полках самоварная коллекция, прямо на полу старинные утюги, ступки с пестиками. Здесь и домашняя утварь, и иконы, и музыкальные инструменты, и множество других предметов старины.
       Огромный рыжий котяра чувствует себя вальяжным хозяином этого шика.
       В одном из помещений русская печь с горячими блинами на сковородах, чугунком с наваристой кашей. На втором этаже коллекция природы. А во дворе можно увидеть мотоцикл-самовар, на коляске которого смонтирован действующий 415-литровый самовар, используемый на праздниках и народных гуляниях горожан.

       И, конечно же, главное, ради чего стоит съездить в Ирбит — сногсшибательные выставки мотоциклов, а если повезёт — захватывающий мотокросс на мотоциклах с колясками. Мне не повезло. Кросс должен был состояться неделей позже окончания моей поездки. Но, тем не менее, знатоки и поклонники мотоциклов получат здесь небывалое восхищение от величайшего собрания мототехники. 

       МОТОДОМ или ЦЕНТР МОТОКУЛЬТУРЫ разместился в старом складском помещении. Уже сами кирпичные перекрытия этих огромных ангаров вызывают изумление. Если обратиться к справке, можно узнать, что кирпичные своды были наиболее распространенным типом перекрытия с древних времен. Вплоть до широкого применения в строительстве стального проката и железобетона перекрытия над подвалами и помещениями в первых этажах жилых домов выполняли в виде кирпичных сводов различных типов, преимущественно цилиндрическими (прямыми, косыми, ползучими). И, глядя на такое перекрытие, непостижимо, как эти кирпичи удерживаются без опор над пролётами 6-7 метров.
       Всего за 50 рублей можно осмотреть, потрогать, сфотографировать уникальную ретроколлекцию советских мотоциклов, полюбоваться редкостными мотоциклами, которые ездят по земле и снегу, плавают по воде и летают по воздуху,  увидеть историю Ирбитского мотоциклетного завода.

       ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИРБИТСКИЙ МУЗЕЙ МОТОЦИКЛОВ был открыт в 2004 году в одном из помещений завода. В его основу легла коллекция мотоциклов, собранная в отделе главного конструктора в течение 60 лет существования предприятия. Администрация города выкупила у владельцев завода коллекцию и содействовала организации муниципального музея.
       Экспозицию открывает в фойе выставка дизайн-проекта будущего ирбитского музея мотоциклов. На площади 2000 кв.м предусматривается создание трёхуровневой экспозиции, где развернётся показ истории ирбитского мотозавода, его серийной и экспериментальной продукции, а также мотоспорт и байкерская жизнь в Ирбите. Но это в неопределённом будущем.
       А пока, судя по вывескам на входе в музей, на его предполагаемых к реконструкции этажах вольготно расположились конторы Российской государственной страховой компании ОСАГО, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловской области, автоклуба Auto, филиала УрФУ, некоего общества СКИТ… И где-то сбоку затерялась вывеска – ГБУК СО Ирбитский государственный музей мотоциклов. 
       С 1 января 2006 года Ирбитский музей мотоциклов получил статус государственного, а его коллекция мотоциклов является достоянием Российской Федерации.
       Здесь можно увидеть не только отечественную тяжёлую мототехнику, начиная с 40-х годов ХХ века, но и зарубежные образцы ведущих мотоциклетных фирм Англии, Германии, Италии, США, Японии, выпущенные в период 1935-1985 г.г.


       Легенды и тайны этого небольшого уральского городка, поведанные квалифицированными гидами, откровенно удивляют. А сколько ещё музеев и достопримечательностей остались неведомыми.
       И, положа руку на сердце, как же не хочется расставаться с этим именитым городом. Но пора.


       Александр Соханский,
      Тюмень-Ирбит-Тюмень