Былинные земли. Поворот, часть 5

Василий Азоронок
(Продолжение)

                Мы стали очень сильными. В погоне за
                материальным благополучием можем осушить
                болота, мелиорировать низины и перепахать
                земли, можем понастроить электрических станций
                и повернуть русла рек…
                Мы научились гнуть природу.


УСЛУГА ЛИВОНЦАМ

Время меняло приоритеты. Нормой становились капиталистические отношения, побуждавшие людей к действию на основе распределения денег, прибыли. Те, кто много лет сидел на волоках, выдвигались на руководящие посты и открывали «ворота» капиталистическому навалу. Прагматизм становился основой поведения. Исходя из новой морали, Радзивиллы удачно провели «семейную» комбинацию – сестра «Рудого» стала супругой великого князя литовского и короля польского Сигизмунда II. Это был удар по престижу Боны – матери князя и короля, которая не одобряла супружеский союз сына с представительницей радзивилловского рода. «Рудой» мешал южной экспансии. Может быть, его стойкая позиция воспрепятствовала потоку движения на север.

Когда вхождение во власть состоялось, Николай Радзивилл пошел в гору: выбился в гетманы литовские, а это, считай, министр обороны. Ориентация на восток тоже не устраивала «олигарха», в религиозной сфере он одним из первых принял кальвинизм - одно из модных на то время течений, возникших на волне реформации, упадка католицизма. А затем подтвердил свое реноме в военном искусстве. Именно на своих бывших землях, на Иванских полях при Уле, была одержана громкая победа – повержен многочисленный отряд русского воинства. То было испытание прочностью: удержится ли великокняжеское формирование, сохранится ли государство? Примечательно, что Радзивилл оказал неоценимую услугу ливонцам – удар был нанесен по колонне, которая предотвращала захват речных магистралей немецкими рыцарями. Насколько важной была территория, свидетельствует такой факт. Во время мирных переговоров о дальнейшей судьбе, Иоанн Васильевич Грозный соглашался уступить занятые им междуреченские земли только на Инфлянтию и Ригу. И обустраивал занятый кордон, выстраивая цепь укреплений. Один из оборонных замков строился в Miezewo (Межеве). Не исключено, что это район современной Межицы на Улле.

Радзивилл ударил из засады, выбрав удачное безопасное место: с одной стороны лес – Сосняговская пуща, а с другой – русло реки, в пяти верстах от Поулья. Он хорошо ориентировался на местности, где проживали когда-то предки. Возможно, в ту область специально двигалась колонна московских ратников, чтобы поставить еще одну крепость.

Радзивилл одержал победу, но пришлось расстаться с иллюзией «сам себе хозяин». На королевский трон взошел не он, а выходец из Трансильвании Стефан Баторий, и оформилось новое государственное управление, продлившее жизнь Великого княжества Литовского. Оформился союз Литвы с Польшей, образовалась Речь Посполитая.

Междуречье заполонили паны, в истории Поулья имена Карижных, Садовских, Кияновских...

(Продолжение следует).


На снимке: фрагмент карты Шуберта (1826-1840гг.) с обозначением района Поулья и Иванска.
22.11/18