Прощание с прошлым

Владимир Лобарев
– О чём так странно? – Так случилось, что я стал соучастником утилизации старых книг. Классики. У меня рука не налегла их сжечь, я перенёс их «под крышу дома своего». При переносе ощущал прощание с прошлым. Такие мысли меня настигли: в эпоху царствования  книг Библии над душами людей, люди были ею очарованы, скажем так; потом была эпоха художественной литературы, люди были очарованы другими книгами, о советских людях говорили, что общество их  «литературоцентричное». Так оно и было. Не могут люди жить без «не сего мира».  Теперь пришли другие «времена» и с этим делом картина изменилась. «Иной мир» людям стал не нужным. Я не осуждаю этой концепции, я её не понимаю. Это мои проблемы, - это я понимаю. Так вот, любители читать книги, точнее, умеющие их читать, ибо если человек научился читать книги, то он не может не любить их читать, если «новые» люди с рыночными лицами начали  вас перевоспитывать на свой лад, то прочитайте мой текст, и вам станет теплее на душе. Так думаю. Итак, читаем предисловие к книге «Фауст» Гёте» одного литературного критика. Книга издана в 1979 году. Тираж 100000 экз. Автор А. А. Аникст. «Такие произведения превосходят по своему значению книги, которые читают из любопытства, для отдыха и развлечения. Иногда хочется не отвлечься от забот, а, наоборот, поразмыслить о коренных вопросах бытия, найти смысл,  в сложном клубке противоречий, подняться на такую высоту, с которой и собственная жизнь и всё окружающее, не только настоящее, но также и прошлое осветятся с необыкновенной ясностью; тогда человек видит себя частью огромного мира и жизнь открывается в самом своём главном  или в том, что кажется главным.  Эти произведения помогают лучше понять себя и окружающее, потому, что в них концентрируется духовный опыт человечества. Такие книги – общечеловеческая ценность». Понятие «Общечеловеческие ценности» ошибочно, оно вводилось в обиход для ломки социализма. Общих «человеческих ценностей» пока нет. И вряд ли они когда – ни – будь,  будут. Далее: «Перед нами великое художественное произведение. Подлинное понимание  «Фауста» едва ли доступно человеку, далёкому от культуры или находящемуся на её первых ступенях. Одного умения читать недостаточно для постижения такого глубокого творения». – Завёл ты меня! Обязательно прочитаю этого «Фауста»! – Правильно сделаешь! Поймёшь, кто ты? – А ты понимаешь? – Ответить на твой вопрос не могу по причине склонности к толерантности. В. Лоб.