Михалыч. Глава 3

Юсуф Айбазов
МИХАЛЫЧ Глава 3





-Видно, судьба такая, - говорил Михалыч обреченно. - Видно на роду у меня написано, умереть в нищете и одиночестве..
-Ну-ну.. Не так скорбно, Михалыч. Пока живу надеюсь. Найдешь себе еще хорошего товарища. Авантюриста, но честного человека.
-Да нет уж.. Если за последние  много  лет не нашел.. тут видишь.. время-то уходит.. У меня пока еще перед глазами стоит картина. Река, приток, рукав.. Горы.. Но всё постепенно стирается.. Боюсь ,что пройдет еще год-два, я  уже не смогу найти то место. Это, пожалуй, самый лучший вариант. Золотые россыпи сыплются прямо из скалы.
 Правда, у меня есть еще несколько очень богатых  мест. Но туда добираться тяжелее и дольше. Мне везло на хороших людей. Пожилые старатели почему-то со мной были очень откровенны, у меня и карта есть, где отмечены заветные точки.. Я все приметы подробно записал.

-Хорошо. Я тебе помогу..   поговорю кое с кем, - задумался я. - Есть у меня толковые ребята, друзья-приятели.. А с меня толку не будет. Для меня эта афера не подходит.
-Ну объясни мне, в чем  дело? Почему именно тебе не подходит? - не отставал мой несостоявшийся партнер по золотоискательству. - Сам понимаешь, вопрос деликатный, афишировать не хотелось бы, разговоры лишние ни к чему. Единственный вопрос - надежность,  здесь нужен особый характер.
-Михалыч, тебе не кажется, что у каждой щепки на Земле, у каждого камешка есть хозяин? И брать без спроса, без разрешения хозяина... знаешь, как это называется? Нехорошо брать чужое. Тут свое-то не можешь по добру  использовать.. а с ворованным никогда счастья не будет.  Это одно. Второе - где деньги, там  беда. Где большие деньги, там большая беда. Халявные деньги портят человека. И почему ты на мне остановился, я ведь тот еще прохвост.
-Есть такие люди, что никакие деньги не испортят. Я уверен, тебя ничем не испортишь. Я изучил людей. У тебя характер не тот. Мне подходит такой прохвост.
-Ну хорошо. В разнос мы не пойдем. Будем очень скромно расходовать деньги. А ты не подумал,  что государство за своим барахлишком присматривает? Там тысяча глаз, масса служб, я уверен, что всё просматривается со спутников, как только появляешься в контрольной зоне, каждый шаг твой фиксируется. Быстренько вертолетик-канарейка прилетит, поинтересуется, чего это мы тут делаем?
-Не так уж и фиксируется.. Ладно, хорошо. Давай тогда пойдем законным путем, возьмем лицензию, заключим договор, сдадим государству, получим свои законные проценты..
-Михалыч, давай-ка лучше искать другие, более гарантированные и более законные источники доходов.
-Ну, во-первых, гарантия здесь почти стопроцентная. А насчет законности.. Там десятки килограммов металла. Ну хотя бы десять процентов нам причитается, надеюсь. А с тех девяноста процентов львиная доля осядет в карманах чиновников. Вот интересно получается, кому-то открыто грабить государство не страшно, а кто-то комплексует..
-Так.. Не будем отвлекаться.  Из нас с тобой политических деятелей не получится. Не мы устанавливали в стране существующий порядок, не нам его отменять.  По-моему, у нас никто не собирается спрашивать.
-Так ты всё-таки согласен с существующим порядком? - у него вышло немного лукаво.
-Михалыч, тебя всё в философию тянет, давай все-таки немного конкретнее.
-Тут видишь, Юрок, есть еще один  интересный момент. Дело в том, что тот район, о котором я говорю, плохо разведан, считается неперспективным, и в департаменте по природопользованию, или как его там называют, использованию недр, не представляет интереса. И никто особо не наблюдает за тем медвежьим краем.
-То есть, втихаря и слямзить можно килограммчик-другой  металла?..  Ох, Михалыч, слаб человек..  Мало кому удается сохранять хладнокровие и самообладание при виде презренного металла... При виде большого количества желтого металла, у человека ум за разум заходит, он делается не совсем вменяем.
-А ты на что? Я в тебе уверен, Юрок. Почему за тебя и ухватился... Только у тебя слишком твердые принципы.
-Это не принципы. Это желание заглядывать  немного  вперед. Не знаю, не знаю.. Между прочим, государство принимает драгоценные металлы и камни, и старателю перепадает куда больше, около тридцати процентов от рыночной стоимости.
-Да что ты!? - воспрянул он. - Да, а откуда у тебя такие сведения... не старатель ты часом?
-Если уж совсем честно.. был грешок, - признался я честно. Но об этом потом. Не будем отвлекаться.. Ну и как  добираться туда? От ближайшего населенного пункта сколько километров? Сколько от областного центра?
-Буду откровенен, от областного центра далеко. Вернее, это не областной, а краевой центр - Красноярск.. ну большой разницы нет. Километров  семьсот с лишним. До райцентра самолетики летают, местные авиалинии,  рейсовые катера, теплоходы туристические ходят, туристы дикарями  на катамаранах, можно попроситься.. От райцентра до поселка уже совсем рядом, километров сто двадцать. А от поселка уже рукой подать, километров пятьдесят-семьдесят.  Правда, не уверен, что живут там. Тогда уже, когда я был последний раз, уже разбегались, лет пятнадцать назад.
-Михалыч, я всё еще надеюсь, что ты шутишь. Что сейчас рассмеёшься и скажешь, вот как я тебя разыграл, Юрок!... Только сумашедший решится на такую поездку. Это без малого тысяча километров, ни больницы, ни полиции, никакой цивилизации...
-Юра, ты не суетись. Не торопись. Тут ничего такого нет. Люди всю жизнь там живут, и ничего.. Не пропали.  И мы не пропадем.
-Так у тех людей навыки, они родились там. Знают тайгу, горы, как собственный двор. А мы городские хлюпики, нам на рыбалку на ближнюю речку за двенадцать километров на машине съездить - подвиг. Поехать, конечно, я не поеду, но мне интересно стало. Как эта поездка технически будет обставлена? Добрались мы до областного центра на поезде. А дальше? До райцентра на местном теплоходике, или попутном туристском катере.  Дальше? До поселка  скажем, сто  километров на чем?
-На моторке.   Наймем местного.
-Хорошо. Заинтересуем его , заплатим, забросит он нас в этот самый медвежий угол. Кстати о медведях. Ты когда-нибудь сталкивался носом к носу с хозяином тайги? Мне лично приходилось пару раз столкнуться. Ощущения, скажу тебе, не из приятных.
-А когда ты мог сталкиваться, что, в тайге бывал? - изумился он.
-Ну, было дело.. потом расскажу. У местных верные помощники - собаки. Да к тому же они хорошо экипированы,  вооружены..
-Так и мы вооружимся, там на месте можно недорого купить гладкоствольное ружье.
-Ну ладно. Вооружимся и мы, завезут нас на место. Дальше? С места высадки до твоих россыпей какое расстояние? Там же наверное,  не по проспекту прогулка, по звериным тропам, по бурелому, бездорожью, болотам, по каменным осыпям... сколько добираться?
-Ну, там уже рукой подать. Дней десять  пути самое большое. Мы с Васьком добирались неделю, но голодные, оставалось две коробки патронов к нашему ружью...   до смерти уставшие, полуживые, по снегу. Нас подобрали местные оленеводы. У Васи крыша слегка съехала, долго в себя приходил..
-Но и молодые, здоровые, крепкие..  И обо мне не скажешь, что очень здоровый, а ты, Михалыч, когда в последний раз в зеркало смотрелся?
-Тут, видишь ли, Юра.. - задумчиво проговорил он. - я после еще пару раз бывал в тех краях..  Семнадцать и пятнадцать лет назад.. Провел два лета. Поехал третий раз, меня энцефалитный клещ укусил. Не надо было мне одному туда переться..
-Слушай, Михалыч, мужественный ты человек.  Прямо на зависть. Мне бы немного твоей храбрости. И решительности.
-Да дело не в храбрости.. Мне позарез нужны пара миллионов. Иначе жизнь моя не имеет смысла. Тут видишь, какое дело.. Не очень веселая история..
-Ну расскажи, облегчи свою душу. Исповедуйся.
-Хорошо тебе смеяться.. Боже, как летит время.. Неужели тридцать пять лет пролетело, как я в Томске в университет поступил на биофак.. Я обещал своей Любушке показать мир, окружить роскошью, создать красивую,   благополучную жизнь... А когда очнулся, поехал к ним.. Она болеет, требуется лечение. Сын запил, меня на порог не пустил.. Дочь с двумя детьми ютится в каком-то бараке, прислуживает богатеньким, убирается. Живут впроголодь...

В общем, история у него оказалась довольно банальная. Это был по своей натуре непоседа и романтик. Из той породы людей, которые не имеют угомону, до самой старости витают под облаками, всю жизнь в погоне за синей птицей, пытаясь ухватить её за хвост. Летом на каникулах устраивался  то в геологическую партию разнорабочим, то в старательскую артель золотоискателем...
После третьего курса перешел на заочное отделение, возможностей скитаться по миру оказалось чуть больше. Правда не надолго остепенился: встретил свою большую любовь, женился, родилась дочь, потом сын...   Жена работала в детском садике воспитательницей, он то сторожем, то дворником, то тренером дворовой команды при жилищном управлении.. В общем-то особой нужды не испытывали, но его неусидчивый характер бродяги не давал покоя. Он опять за свое - золотоискательство.
 И вот он ввязался в последнюю авантюру - связался с еще большими авантюристами и бродягами, чем сам. У тех уже был приличный опыт в старательском деле, они разведали в округе - Красноярском крае и Якутии все "злачные" места, как-то разузнали о сказочно богатой золотоносной жиле, искали "рабочих лошадок".  И наш Михалыч, подбив за компанию своего дружка Васю  Чижова, оказался в роли той лошадки.

-Не хочу брать греха на душу, - задумчиво говорил Михалыч, - Но мне кажется, когда полностью выжмут из нас силы, то есть - дотащим груз до места, они собирались нас пристрелить.
-Их было трое. Когда уже добрались до места, мы разобрались - это были отпетые уголовники, отморозки. И что интересно, чем больше мы приближались к концу пути, тем сильнее портился их характер. Вначале вроде были нормальные ребята, к концу стали грубыми, если не сказать - злобными, взвинченными.. В общем-то они постоянно молчали,  изредка только рычали друг на друга, и наши с Васьком разговоры быстро пресекали, так что и мы умолкли. Вообще, в нашей компании сложилась  тяжелая, удушливая атмосфера.

-На место прибыли в потемках, сил не было  даже поесть сухой паек, сразу легли спать. Они до этого не пили, но когда пришли, хорошенько "вмазали". Это их и сгубило. В те времена я частенько страдал расстройством желудка. И вот в очередной раз прихватило, я безо внимания тихонечко пошел, как говорится, "до ветру". Когда вернулся, очень тихо, чтобы никого не беспокоить, услышал обрывок разговора ".. куда спешить, кончим завтра.. а то дотащат барахло назад, там на подходе и порешим..". Я не уверен, что речь шла о нас. Но почему-то не захотелось рисковать.
Ночлег мы устроили под козырьком скалы, на выступе, я растолкал Васю, объяснил что к чему, мы решили от греха по-дальше. Хотя весь груз снаряжение, оружие, консервы были у них, но мы решили бежать. Скатали спальные мешки и удалились в ночь. Хорошо, что спичек было вдоволь, хоть и не воспользовались, но душу грели. А еще у нас было два ножа. Какое-никакое, а оружие.
 
-Я Васе предложил пока попрятаться, они ведь не вечно будут здесь, наберут золотишка, да пойдут.  А мы следом в отдалении. Они ведь всё зверьё распугают, идя впереди, ну и мы доберемся...  Мы далеко не ушли, еще и медведя  боялись, отошли, наверное, с пол-километра, может, меньше. Мы так рассуждали - у них гладкоствольные ружья, от силы достанут на семьдесят-сто метров, а догнать, конечно, никогда не догонят. Да и зачем это им надо - за нами гоняться?
Мы слышали звуки выстрелов, еще удивились - неужели охоту затеяли, или медведь пожаловал? Но решили подождать, пойти на разведку на следующий день. А оказывается, случилось то, что нам и в голову не приходило.
 Короче, они друг друга перестреляли. Когда мы решили посмотреть, было два трупа, третий был совсем плохой. Этот дурак умудрился еще стрелять в нас. На плече у меня по сей день шрам от картечи.   Приличный кусок мяса оторвал, придурок. Мы предложили помощь, спасти его, а он всё стрелял... Видимо, он и товарищей своих пострелял. Васёк, идиот, думал, что тот образумится,  стал уговаривать..  Жакан угодил, правда, рикошетом, ему в коленку. Всю жизнь хромает. Крови много потерял, мы еле выбрались оттуда, хорошо, что наткнулись на местных оленеводов. Мы  шли больше  недели. Костыль для Васи соорудили, перевязали рану травами, спускаться, правда, с горы было очень тяжело..
Мы там в скалах запрятали два ружья, топор, ледоруб, еще какой-то инструмент.  С  собой забрали ружье, топорик, патроны.. кстати, там остались два ружья шестнадцатого калибра, и нам надо приобрести такое же и побольше патронов.
-А с теми что стало, вашими спутниками?
-Не знаю. Мы страшно боялись в их сторону смотреть. Мы там все как дурные стали, всё как сквозь  сплошной туман.. желтый туман. Нам не до них было. У меня живот скрутило, у Васька нога.. Наспех собрали вещички, и вниз. Подниматься не так тяжело было, сколько спускаться. Набрали немного золотого песка, Вася не мог нести рюкзак, пришлось на себя взвалить весь груз.. а у меня живот.. Удивляюсь, как мы еще до людей добрались..  Мы стали предлагать им нашу добычу - золотой песок, они руками замахали, дескать - бросай! - плохой камень,  однако.. смерть... сразу умираешь.. Правда, потом мы долго болели.. А для наших спасителей куда более драгоценные подарки были ружье и патроны.
-Михалыч, а тебе не кажется, что там радиоактивность высокая, почему местные так боялись золота?  Вот поедем мы. Сами лучевую болезнь схватим, да еще людей облучим, а? Нехорошо получается..
Так сейчас кругом радиация, что ж теперь, не жить, что ли?.. Ну, если окажется сильная радиация, поедем в другие места, я же говорил, у меня есть другие варианты.
-Ну тут видишь, не только радиация.. Масса проблем.  Ну, из медведя, росомахи, рыся не будем делать проблему.. Нужны дозиметры, сыворотка от укусов того же клеща, москитные сетки.. там же гнуса, мошкары тучи..  Так и что? Теперь ты мне предлагаешь повторить эту историю? Там какая-то аномальная зона. Ты слыхал про аномальные зоны? Например - про долину безголовых в Канаде? Или долину смерти в Якутии. Я в эти бредни не очень верю, но однако люди гибнут. Или вовсе пропадают  без  следа. Те, кто возвращаются, долго и тяжело болеют, полное истощение, незаживающие язвы, кожные болезни, выпадение волос... А еще есть охотники за старателями, об этом ты думал?
-Юра, не паникуй. Не так всё страшно. Люди, однако, до глубокой старости  там живут, и ничего. Я сам несколько раз побывал. Определенный риск, конечно, есть.  Вот охотники за старателями - да.. Вопрос серьезный. Надо, конечно, быть предельно осторожными в контактах. Да и вообще, никаких контактов с местным населением, без нужды.

-Ты знаешь, Юра, у меня там еще пара вариантов.. В общем, думаю, с пустыми руками не придется возвращаться..
-Михалыч, чем скорее забудешь эту затею, тем лучше. Никуда мы с тобой не поедем. У меня деньжата завелись, еще в перспективе маячат неплохие суммы. Поедем к твоим, жену подлечим, детей твоих обустроим..
-Юра, ты не спеши. Немного пообвыкнись, тут ничего страшного нет.. Если спокойно, без паники обставить это дело, будем при больших деньгах. А влачить полуголодное существование.. я не могу.. Сто лет в приличном ресторане не сидел, одет как шаромыга, стыдно на люди показаться.. Любушку надо  вылечить,  обещал на круизном лайнере покатать... да так никуда и не повез, жизнь пролетела мимо..  Нет, нет, без денег никак... В общем, назад пути нет. Победа, или смерть..
-Ну, хорошо, - брякнул я, чтобы его успокоить и отделаться от него. Я вообще-то не очень серьезно воспринимал эту историю, думал, что мужичок выболтается и забудет. Оказалось, зря. - Поедем мы за большими деньгами. Только одно условие. Мне большие деньги не нужны. Всё, что привезем, будет твое.
Он уставился на меня, обалделый:
-Как это? Не-е.. так не пойдет. Если едем - всё поровну. А ты хочешь быть случайным попутчиком. Если у тебя нет своего интереса.. заранее дохлое дело.
-Нет, - твердо сказал я. - Только на таких условиях. Всё, что привезем, всё твоё. Тебе ведь позарез деньги нужны. А мне без надобности. Лишняя головная боль.
-Нет, ну ты.. вообще чудак. Такого не бывает.. - он был немного растерян. - Ты просто не веришь в успех. Кто же от денег отказывается?
-Я отказываюсь. Отказываюсь от своей доли. Если хочешь на таких условиях, поговорим. Нет.. никто никого не неволит. Может еще я поеду исключительно с целью      отдохнуть,  посмотреть тайгу, попутешествовать...