Асфальтовый котел

Галина Кисель
                АСФАЛЬТОВЫЙ  КОТЕЛ.
 Галина  Кисель.
               
     Мы сидели на лавочке  под окном  нашей квартиры и  примеряли  куклам  нарисованные  и раскрашенные бумажные  платья. Нам было лет  по пять, и   было  это в начале прошлого столетия.     Куклы  нам вырезали наши мамы   из  картона, и они жили   со всем  своим  бумажным гардеробом в  коробках из-под конфет –
 - Смотри, - похвасталась   Оля -  Это мне Ленка  принесла! – она  показала    мне   новое  платье  нашей  принцессы. Оно  было  серебряное, блестело и вкусно  пахло.
    Я чуть не задохнулась от восторга. Настоящая  фольга нам очень редко  попадалась.  А разноцветная бумага еще реже.
- Ленка  в торгсине  работает. Так там одна  тетка целую шоколадину  слопала, а обертку  бросила! Представляешь? Целую плитку!
 Я не представляла.  Две дольки шоколада, которые    достались  мне на именинах нэпманского  сынка Сережки,  мгновенно растаяли во рту. Я даже вкуса не почувствовала. То ли дело мармелад! 
      - Аля!- позвала меня мама, выглянув  из окна. –   Иди сюда, да побыстрей, дело есть!
   - Счас.. – пробормотала я,  не в силах оторвать  взгляд  от  восхитительного  платья.
- Мама опять появилась в окне. – Ну, долго еще я буду   ждать?
 - Иду, иду!  - Я вздохнула.
 – Уж эти мне  взрослые!  Когда они  тебя зовут,  нужно  бежать  со всех ног.  А вот  если  мне  срочно нужно что-то от мамы, а она, скажем,  болтает с соседкой, так прерывать нельзя – это не вежливо!   А меня от дела отрывать, это можно!
 Мама  сунула мне в карман пакетик : - Вот, отнесешь  тете Симе, я ей должна. Тут иголки для  примуса. И  смотри не разворачивай, а то уколешься!
Я охотно хожу с поручениями  к тете Симе.
  Она  никогда не отпускает  меня без гостинца, и не  расспрашивает, как другие. « А что  делает  мама? А    ваш  Сеня еще не объявился?»  Ну, какое  им до этого дело?               

-   Котлы  обходи по стеночке. – напутствует  меня  мама.- а то запачкаешься.  И беспризорники …
- Да знаю я!   А  беспризорников днем не  бывает, сама знаешь.
 
   Котлы появились  здесь недавно, в них   варили  асфальт, и заливали  им улицу.  Асфальт – трудное слово.   Мы называли   его смолой.  Когда они появились, мы целыми днями стояли в сторонке, интересовались. Наблюдали  за работой чумазых  мужиков. Они подкладывали под котлы длинные поленья, носили тяжеленные ведра с этим варевом.  Потом мы  привыкли.  Перестали  торчать под стенкой  большого дома,  у которого  окна  на улицу.  И  даже  полюбили теплый запах  горячей  смолы.
    Вот только  беспризорники, которые  ночевали в котлах.  Грелись.  Грязные до невозможности, горластые,  нахальные. Днем их не  было. Шлялись по базарам , по улицам целыми  ватагами, норовили толкнуть, вырвать покупку  из рук. Даже взрослых не  боялись.
 Вечером  и взрослые, и дети  старались   ходить  через дворы или по  параллельной  улице. Так  было  дальше, зато  надежней.
  А    сейчас  утро,  беспризорники давно  разбежались. Можно спокойно пройти по улице, тем более, что  у котлов уже  пару дней нет  никого из рабочих.
 Но я на  всякий случай  обошла  их  сторонкой.

   На сей раз тетя  Сима  угостила меня  куском белой булки с повидлом. Булка была  пухлая, с хрустящей корочкой.  Французская! Такая  у нас бывает редко. Все больше   хлеб кирпичиком, с довеском. По карточкам. И к  булке  еще   складная  книжка с картинками!  Цветными.   На  обложке  танцевал   умывальник!  Мойдодыр!   « И мочалок  командир!»
 Этой книжки у меня не  было, но стихи я  часто слышала   по  радио и кое-что  запомнила.  И  теперь шла по улице , слизывала с булочки  повидло, чтобы продлить  удовольствие,  и разглядывала картинки.
 Вдруг что-то мелькнуло у меня перед глазами, и булка  мгновенно   исчезла из рук. Я остановилась и оглянулась.   Какой ужас! Я стояла возле  котла,  на присыпанной пеплом, замусоренной земле, а вокруг никого! Тут опять что-то мелькнуло   перед лицом и моя книжечка  исчезла в  котле, а оттуда  раздался издевательский гогот!   Над краем   котла появилось замурзанное, худое  лицо мальчишки.  Голая  грязная рука  торопливо засовывала  в рот мою  булочку!
Я заревела , и отскочила на  чистую часть тротуара.
  - Что случилось? Что с тобой? – подбежала ко мне  какая-то женщина.
- Он у меня булку  украл!
- Кто? – женщина  оглянулась. –Тут же  никого  нет!
-Там беспризорник! И книжку  у меня  выхватил! -  Я показала на котел.
 - А ты зачем  туда сунулась? – Напустилась она на меня.- Сколько раз  говорено…к котлам не приближаться!
  Я перестала  вопить, сообразила, что  булку уже не  вернешь.
- А  кни-ижка?
 - Ну, ты  сама виновата. Не надо  было  подходить! – Тетка  махнула  рукой и  удалилась.
 Я  помедлила. Уходить без книжки  не хотелось. Но и приближаться к котлам я не решалась.
    Над краем котла опять  возникла  голова  беспризорника.
-  Сама виновата! Сама  виновата! – дразнился он  и строил рожи. - Вот принесешь  еще кусок  хлиба. Такого!  Не! Два  куска.!  –    Тогда  отдам  книжку!
- Так у нас  булок нету!  У нас  только,  что  по карточкам! – Заныла я. – Это  меня тетя  Сима  угостила!
 _- Ну, иди к тетке, еще попроси! Ой! – Он переступил  с ноги на ногу и скривился, как от боли. 
-   У них у  самих  уже  нету! – соврала я.
  Не идти же в самом деле  просить тетю  Симу? Для него?  Попрошайничать     неприлично!
- Ну, тогда  какой есть  притащи!-  требовал   он. – Книжку  отдам!   А то  порву.! –
Хорошенькое дело – «пойди  принеси». А что  маме  сказать?  Я  понимала, что будет со мной, если  родные  узнают, что я подошла к  котлам и еще  разговаривала с беспризорником. Хорошо,  если просто  накажут. А если запретят выходить  на улицу?  Я не сомневалась, что хлеб мама не даст. Ну что мне было  делать? Я продолжала стоять.
 - А  где  остальные бесп…ваши? Днем же тут  никогда   их  не бывает.?
 - Поразбежались.  Ищут, где  подкормиться. Может, на  базар подались, или еще куда.-  Вздохнул он и печально потупился.
-А ты чего остался?
-   Так я на стекло напоровся. Босиком  бежал. Там базар закрывали,   мы и  побежали. Може, кто  моркву  выкинул, или картоху.    Мне даже  раз  шкурки  од сала  попалися! Во как!- он оживился.- Я полдня  жевал! – Пока бабы с  метлами  у конторки  горлають, можно успеть все ряды оббежать!-   И  посмотрел вниз, наверно на свою   больную ногу. 
.- Бутылку  разбили и кинули . Я  и напоровся.. Теперь  болит,  стать не могу! – он вздохнул.
Ага, он  там один. И выбраться не  может. Я  подошла ближе.
- У меня тоже такое  было. Так  меня на извозчике   в больницу  отвезли.   Там  перевязали. Я  две недели на диване  пролежала!
 Он дернул  голым плечом, оглянулся. Переулок был попрежнему  пуст.   
-  Нам в больницу нельзя,  милиция  заберет.  Ничего, пройдет! Зарастет, как на  собаке!  - 
 -   Милиция просто  так никого не забирает! – Возмутилась я.
- Забирает, забирает!  Наших!  Ловят и увозят!–
 - Ну, чего стала?  Иди, хлеб принеси!
  Я  медлила. Он  там один.  Теперь  я совсем перестала бояться.  Ходить не  может, не то, чтобы   бегать. Но  я же  в котел не полезу?  А если родители узнают, что я разговаривала с беспризорником? Лучше пусть книжка  пропадает!
 Я повернулась и поплелась домой.

 - Ты где это так долго пропадала? – напустилась на меня мама.- Мы с отцом уже  пообедать  успели. Я тебе суп подогрею. Иди, руки вымой!
 Она налила мне супу и отрезала  пару  ломтиков хлеба.
- Ешь с хлебом! – Приказала она.- Так  сытнее.
 Суп с макаронами и еще с хлебом!  Хлеб с хлебом! Ну, кто  такое  придумал, все  кушать с хлебом?  Мы же теперь не голодаем?
« А  этот  мальчишка  там в котле. Ждет,- подумала  я.- Голодный!  И нога раненая, ходить не может!  И никто  ему ничего  не  даст!  Их все  не любят и боятся.  В милицию забирают. - Я прикрыла хлеб ладошкой. Мамы в кухне не  было. Рука  сама   скользнула  вниз, и хлеб мгновенно  исчез в кармане    кофточки. Может, отдаст  книжку?  Зачем она ему? А я  все равно  не люблю  суп с хлебом!
 Я слезла  со стула и  стала  бочком  пробраться к двери.  Тут над моей головой  бамкнуло ! Папины  штучки!  Так мама говорит и улыбается.  Папа  повесил в коридоре  маленький колокол, от него веревка  идет  наружу. Дернешь  за веревку,  раздается   громкое  «бам»!  В дверь стучать не надо.  Баба  Настя со второго  этажа говорит,   это грех, вешать на дверь церковный колокол.  Но папа не слушает, ему нравится!  Церковь все равно  закрыли, а колокольню разрушили.
 Мама пошла  открывать. Это пришла  тетя  Катя,   соседка. Главная сплетница нашего двора. Толстая, большая и ходит, переваливаясь, как  утка.   
 - Твоя малая  дома? – Спросила она, снимая с плеча  соломенную   кошелку. С такими все  ходят  на базар.
- Ну да. Обедает.-
-  Ты  Феню с  флигеля  знаешь? Ее еще  муж  бросил? –  Тетя Катя отдышалась, вытерла  лоб  рукавом.
- Ну видела,  а что?
- Там какая-то  соплюха с  беспризорниками,  что  в котле, разговаривает ! Представляешь?  Фенька ее прогнала, только не  знает, чья!
 Я  задохнулась  от ужаса.
- Моя  дома!- Мама для верности заглянула   в кухню.- Обедает!
- Доела? Ну, можешь   идти. Оля уже  прибегала!    Только  играйте возле  дома. Со двора – никуда!
 Ничего себе!  А как  же мне  книжку выручить?
- С  этой босотой разговаривает? – разволновалась  мама.- Они  ж и  избить  могут!  И  кофту  снять. Это ж форменные  бандиты!
- Стрелять их надо, всех!  Их милиция ловит, ловит, а толку? Вот смотри: -   Тетя  Катя повернула  свою  кошелку боком, показала. -Резанули ножом! -  На  боку  у сумки пестрела  большая  заплата.- Картошка  повыпадала. Пока я нагнулась, они похватали и скрылись!
 Я притаилась за дверью. Этот разговор меня  касался. Из комнаты вышел папа, снял очки  и сложил  газету.
 -Вы кого здесь стрелять собрались? Это  ж бездомные,  сироты!  Несчастные  дети.!  Их война да голод осиротили!    Вы  что, про Макаренко  не  слышали? Антон  Макаренко! Трудовая колония ! Исправительная!   Под  Полтавой!  Туда  их отвозят.  Там они будут жить и учиться!
  Соседка недоверчиво  скривила  губы.
- Этих  архаровцев только  могила  исправит! Они ж  готовые  бандиты!-
 Мама кивнула.- Правда, что  грабители! Белье  сушить вывесишь – стеречь надо, не отходя!
-  Это все  продналог!  Взымается с  селян, а у них самих ничего нету. Некому  пахать и сеять. Мужиков войны  повыбили, лошадей, коров нет – вот и бегут  в города!  Думают, у нас  тут рай! Сколько их  уже померло на улицах!  А дети сиротами  остаются, беспризорничают!
Отец поискал меня глазами, предостерег. –  Ты держись от них  подальше! Пока  они  опасные!
А этот, что в  котле,  нисколько не опасный! И я все равно  должна  пойти. На минуточку! Отдать хлеб. Не могу же я положить его  обратно? Мама увидит. Крику будет! Я ж сказала, что  поела? Книжку забрать!
 Я  прошла за колючими кустами шиповника в подворотню и выглянула  на улицу.  Никого!  Можно пробежать к  котлам!
  Оттуда  слышался  кашель и сопение. А как его позвать? Я ж не знаю, как его зовут!
- Эй! Ты!- нашлась я. Кашель на  минутку  затих, и  появилась  его  голова. Он  протянул руки.  Лицо под слоем грязи красное и глаза  блестят.
-Хлеба принесла? Давай!
- Нет, ты мне мою книжку сначала!
- Да отдам я тебе книжку! На что она  мне? Дурная какая-то!  Мойдодыр! Дыр! Дыр! – он опять закашлялся.
 Я обиделась. Но  обьяснила:- Мой руки  до дыр! Понял?
- А что с дырявыми делать?
Действительно! Что делать? Мама говорит   « дырявые руки», если я что –нибудь  уроню или разобью. И отнюдь не с одобрением!
 Вдруг  его голова  исчезла. Я оглянулась. В наш переулок как-раз  сворачивали  какие-то люди. Я мигом очутилась в подворотне. Не хватало, чтобы меня  застукали возле  котла!
 Понеслась стремглав   домой. Вспомнила, что не закрыла входные двери. Еле отдышалась!
  В  переднюю выглянула  мама. 
- Тебя  Оленька ищет! Два раза приходила! Ну, где  ты носишься?
  Тут приоткрылась входная  дверь, и раздался  звонкий голосок Оли.
 -Тетя Соня! Аля  уже  пришла?
 Все!  Теперь мне  не выйти  за ворота! Оля у нас положительная.
 Ей эту  тайну доверить    нельзя,  сразу  всполошится, и побежит  к маме.
 Все говорят, что она хорошо на меня влияет. А я взбалмошная, торопыга, неслух, выдумщица и еще  дырявые руки! Ну и что?  Зато не млямля!  Папа так называет  Олю! Что делать  с хлебом? В кармане оставить нельзя. Вдруг мама проверит? Она  постоянно  достает из моих и папиных карманов носовые  платки, стирает  их и вешает на  окно.  Там солнышко  их сушит.
- Оля, я щас1  Только  в уборную…
 Я  завернула  хлеб в обрывок газетки,  сунула  за  обогреватель.
 Утром  отнесу! Избавлюсь.

Утром шел  дождь. Я это сразу  поняла, как только  открыла глаза. Он лупил по жестяному  козырьку входных дверей.  В комнате было сумрачно. Папа надвинул на глаза кепку, достал зонтик,  поднял воротник пальто, и  открыл двери. « Б.р.р!»- сказал он и ушел на работу.
   Так, сегодня на улицу  не выйти!
- А хлеб?     Пакетик за нагревателем! Что, если маме придет в голову его включить?
 Я  подошла к окну. Небо сплошь  серое и низкое. Это на весь день!  А как там в котле  этот мальчишка? -  Вспомнила я -  Под дождем! И кашляет! И хлеб я не отдала! Крышка от этой огромной кастрюли  валяется рядом. Ему не достать.  И она тяжеленная. Я же видела, ее с трудом  снимали двое  рабочих! 
-  Встала? – мама заглянула в комнату.- Иди поешь, пока  каша  не остыла. Пшеная!
-  «Куркин  корм! »-   Называет папа эту кашу..- Но  мне нравится!-
 У меня не выходил из головы пакетик с хлебом. Куда  бы его перепрятать?  И как?
 Тут  бамкнул   колокол. Опять  тетя Катя!
- Ой, Софа, что я сейчас видела!-   Затараторила она еще у входа, отряхивая  зонт, - Что я только видела, ты не поверишь!
  Там рабочие у котлов!  Приехали  забирать!   И нашли в одном  беспризорника! Даже  толпа  собралась!  Вытащили , а он  голову повесил и глаза  закрытые! А худющий! Кожа  да косточки!-   Она  с трудом отдышалась  – Лет семи  мальчонка!   Весь  в грязи. Мокрый! И представляешь?  Его из котла тянут, а он  прижал к  себе  какую-то книжечку!  И не  выпускает!  Под собой прятал!  Так и увезли! С книжкой!
 Мама ужаснулась- Он хоть живой? А куда   его?
-  А я знаю? Но с ними Евдохина невестка  поехала! Она в больнице  служит! Узнаем вечером! -  Тетка  опустилась на стул,  вытерла  рукавом  лицо, и  стала  собираться.- Ох, ноги   мои!  Болят и болят! Ходить  трудно  стало!-   Ладно! Пойду  Евдохе  скажу!-
-  Бедный  ребенок… - мама  покачала  головой. – Жалко как! Может, и выживет?
Она  увидела  меня возле  дверей.
 -  А ты что тут делаешь? Вечно  подслушиваешь, о чем говорят  взрослые!  .-  Боже, все лицо мокрое!  Плакала?  Ну не  надо! Не надо! Мне тоже  жалко  стало… А что сделаешь?...
 Я и не почувствовала, что плакала. Просто  болело где-то внутри. Жалко  было  беспризорника. Он ждал хлеба, ждал, а я не принесла. Так голодный и лежал  под дождем! Книжку  мою берег, чтобы не промокла. А сам?  -  Я вспомнила, как он протягивал руку за хлебом и  всхлипнула.  –  Книжка,  ладно,  пускай  пропадает! Только  бы  он  не  умер!
 А что  теперь делать с хлебом?
 Галина Кисель.