Радуга впотьмах

Кулаков Николай
                Радуга  впотьмах


Концерт группы Rainbow с программой Memories in в СПб 11 апреля 2018 года


Rainbow была одной из первых групп с которой я познакомился, начав слушать рок. Приобретённая за 13 рублей в ларьке звукозаписи синяя Sony EF с двумя последними альбомами группы стала второй или третьей кассетой в моей коллекции. Впрочем, музыка Rainbow на тот период меня не сильно впечатлила, и сначала я сделал из целой кассеты сборник на одну сторону, а потом безжалостно стёр его, когда вышел новый альбом R.J. Dio. Через пару лет я узнал, что Дио, оказывается, три года пел в Raibow, поэтому я срочно записал все альбомы группы с его участием, из которых потом в целях экономии кассет снова был сделан сборник. Следующий всплеск интереса к группе последовал лет через 10, когда в продаже появились недорогие издания рок-классики  серии CD-Maximum. Опять  был сделан сборник из четырёх альбомов 1979 – 83 годов.  Кстати говоря, в те времена мне и в голову не приходило послушать Deep Purple, ни тот, что был до Rainbow, ни тот, что стал после. Почему-то мне они казались скучными стариками и тот факт что Блэкмор и Гловер играли в обеих группах, нисколько не поколебал моё мнение. С течением времени музыка Rainbow мне всё больше нравилась, особенно на фоне отсутствия интересных релизов в 90-х. Альбом 1995 года порадовал, но на этом, к сожалению, всё кончилось, более того Ричи Блэкмор заявил, что рок ему надоел и похоронил свой талант, увлёкшись кельтской музыкой. Шло время, CD-диски окончательно вытеснили винил и кассеты, те в свою очередь почти сошли на нет под напором Интернета, я поменял десяток работ и отрастил объёмный живот для пива. Музыка же Rainbow как и раньше была  востребована меломанами, прежде всего по причине высочайшего  мастерства исполнителей. К сожалению, классический хард-рок последние два десятилетия переживает не лучшие времена. Команды 70-80-х выпускали альбомы разной степени успешности, но новых ярких групп так и не появилось. Где-то в начале 2010-го года в Питере промелькнула с концертом группа Over the Rainbow во главе с бывшим солистом Rainbow Джо Линн Тёрнером. Афиши обещали незабываемое шоу только оригинальных участников группы. Многие повелись на это и БКЗ «Октябрьский» был заполнен до предела, в надежде послушать любимую группу живьём, но потом выяснилось, что вместо Ричи Блэкмора приехал его сын Юрген. Играл он очень неплохо и концерт удался, но всё же это было несколько не то. Поклонники группы в тайне надеялись, что Мэтр бросит заниматься ерундой и даст несколько концертов, но Ричи Блэкмор продолжал развлекаться этномузыкой и регулярно выпускал альбомы, однообразные и на редкость скучные. Всё шло к тому, что история группы дописана до конца, поэтому известие о том, что Блэкмор снова собрал группу и собирается быть с двумя концертами в России, было полной неожиданностью. Вопросов идти ли на концерт у меня не возникло ни на мгновение, не смотря на достаточно высокие цены на билеты – 3500 рублей на не самые лучшие места.  Deep Purple просили вдвое меньше. Состав группы вызывал некоторые сомнения – ни одного знакомого имени и Ронни Ромеро в качестве вокалиста. Выбор вокалиста показался мне странным, можно было пригласить того же Джо Линн Тёрнера, вряд ли он отказался бы, но видимо всё дело упиралось в гонорар. Впрочем, Блэкмору не привыкать концертировать с постоянно меняющимся составом, и качество шоу от этого нисколько не страдало.
   Первое что поразило меня в день концерта это беспрецедентные меры безопасности. Полиции вокруг «Ледового» было столько, что создавалось впечатление, будто это не рок-концерт, а  международный экономический форум с участием первых лиц государств. Припарковаться удалось только в двух кварталах от спорткомплекса, и то с большим трудом. На контроле мне пришлось долго смотреть в камеру, потом снять очки и снова смотреть в камеру. Видно я напоминал ей кого-то нехорошего, и внутрь меня пускать не хотели. В зал мы попали к концу разогрева, про который многие впоследствии говорили что он был неплох, но я почему-то не люблю разогревы. Следующие сорок минут прошли в ожидании главного события этого вечера. Публики собралось прилично, тысячи три-четыре было точно, но верхний ярус зала пустовал, да и  дорогие сектора ближе к сцене заполнились только наполовину. Танцпол с самыми дешевыми билетами был забит полностью. Не пожадничай Ричи и сделай билеты чуть дешевле, зал был бы наверняка полон. Публика была самая разнообразная, от ветеранов рок-движения, слушавших Rainbow ещё на бобинных магнитофонах, до молодых людей лет двадцати. Сзади нас сидела семья с двумя детьми, и, похоже, все четверо были в теме. Ожидание затягивалось и некоторых особо неустойчивых зрителей, для которых концерт начался и окончился в буфете, охране приходилось выводить из зала под руки. Впрочем, как оказалось, они мало что потеряли. Концерт начался забойной Death alley driver. Звук, изначально достаточно низкого качества, к третьей песне стал несколько лучше, во всяком случае, стало слышно солиста, и это оказалось едва ли не единственным успехом группы за весь двухчасовой концерт. Надо заметить, что Ричи Блэкмору всегда удавалось отыскивать достойных, но мало кому известных, певцов. Так было и с Ронни Джеймсом Дио, и с Грэхемом Боннетом, и с Джо Линн Тёрнером. Вот и Ронни Ромеро порадовал. В течение концерта ему пришлось исполнять вещи, которые в своё время пели пять(!) разных вокалистов и сделал он это весьма достойно, а Soldier of fortune, спетая наполовину a’cappella, стала лучшим номером всего концерта. Что же касается самого Ричи Блэкмора, ради которого, собственно говоря, все и пришли на этот концерт, то он привёл меня в полное недоумение. В каком-то нелепом балахоне, напоминавшем урезанную до пояса сутану, в белых не то валенках, не то унтах, он раз за разом смазывал знакомые с юности соло, непоправимо портя впечатление от песен. Конечно, возраст, артрит, то, что Блэкмор никогда не заучивал свои партии, всецело полагаясь на импровизацию, как-то могут объяснить подобное положение вещей, но в таком случае не стоило возвращаться и устраивать концерты. Видимо Мэтр решил, что его появление на сцене само по себе есть большой праздник. Чем дольше шел концерт, тем всё определённей создавалось у меня впечатление, что на сцене какой-то третьесортный кавер-бенд из Агапопинска с Василием Пупкиным (да простит меня Василий) в роли Ричи Блэкмора приехал срубить бабла по лёгкому. Дело несколько поправил неплохо сыгранный Stargazer, однако же, потом всё опять пошло вкривь и вкось. Безнадёжно испорчена оказалась даже Burn, от которой остался лишь безошибочно узнаваемый рифф.  В самом конце концерта было очень трогательное посвящение клавишнику Deep Purple Джону Лорду. По большому счёту этот концерт оказался моим самым большим музыкальным разочарованием за последние 20 лет, и достоин разве что маленькой пометки в памяти – «Был». Публика расходилась молча, а общее мнение, как мне кажется, выразил пожилой джентльмен, сказавший своему приятелю: «В Москве, говорят, ещё хуже было…».


                СПб апрель 2018