391 День рождения командира корабля 8 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

391. День рождения командира корабля. 8 августа 1973 года.

Сводка погоды: Норвежское море. БПК "Свирепый". Среда 8 августа 1973 года. Дневная температура: мин.: 2.0°C, средняя: плюс 3.0°C тепла, макс.: плюс 5.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха минус 1.7°C. Восход солнца – 03:26, заход солнца – 23:45 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Ян-Майен (Остров Ян-Майен, Норвегия). Скорость ветра - 5 м/с. Волнение моря - 3 балла. Длинная пологая океанская зыбь.

За двое суток непрерывного хода, за 48 часов, то есть с 00:00 6 августа 1973 года до 00:00 8 августа 1973 года БПК "Свирепый" преодолел около 1300 км Северного и Норвежского морей (701,94 мили) со средней скоростью 14,62 узл или 27,08 км/ч. Некоторые участки на этом пути мы шли экономичным ходом (14 узл или 25,93 км/ч), некоторые - средним или крейсерским ходом (17 узл или 31,48 км/ч), а большую часть пути мы преодолели на полном ходу - 20-22 узл (37,04 - 40,74 км/ч). По расчётам, двигаясь в море со средней скоростью 14,62 узл, мы затратили на 1 морскую милю 148,77 кг топлива. Таким образом, преодолев 1300 км или 701,94 мили мы израсходовали 104427,6138 кг или 104 т 428 кг корабельного топлива (из 550 т штатного запаса).

Двигаться в неспокойном море на корабле массой 3000 т длиной 123 м, шириной 14,2 м и осадкой в воде 4,5 м (габаритная - 7,21 м), наполненным оружием, боеприпасами и работающими на полной мощности машинами и механизмами и со скоростью 30-40 км/ч, когда весь корабль и ты вместе с ним вибрируешь, трясёшься и колышешься в течение 48 часов - это, должен вам сказать, испытание не для слабонервных...

Однако человек быстро привыкает ко всему, в том числе к непрерывной тряске, сильному шуму, свисту турбин, потому что в назначенное время среди едких запахов нагретого машинного масла, перегоревшей солярки, электрических разрядов, нагретой пластмассы, пересохшей резины, опреснённой морской воды вперемешку с щёлочью и хлоркой, человеческого пота и бытовых запахов гальюнов вдруг возникает запах свежеиспечённого хлеба, пирожков или булочек с яблочным джемом, кофе или какао, флотского борща или флотских макарон с тушёнкой, селёдки и солёных огурчиков. Тогда всё забывается и вот среди шума, запахов и тряски звучат шутки, смех, трёп и дружеское подначивание моряков друг друга.

В 08:00 утром 8 августа 1973 года во время смены 1-й и 2-й смен ходовой вахты делегация командиров боевых частей и начальников служб на ходовом мостике, в том числе все офицеры и мичманы - помощники командира корабля "по хозяйству" - столпились возле командирского кресла (место командира корабля в ходовой рубке справа от стойки рулевого и рабочего места вахтенного офицера), в котором ещё с раннего утра (с 06:00) уже восседал командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров. Для него это 8 августа 1973 года, его день рождения, был трудным экзаменом, потому что он должен был выполнить приказ и вовремя привести корабль в назначенное время в назначенную точку Норвежского моря, чтобы не просто найти нашу новейшую советскую атомную подводную лодку-ракетоносец, но разведать район моря, осмотреться, занять выгодную, но безопасную позицию в месте выхода из-под воды новой советской баллистической ракеты и защитить, если придётся, ПЛАРБ от лишних свидетелей и шпионов (отвлечь на себя своим присутствием, боевыми действиями, шумами винтов и т.д.).

По напряжённому лицу Евгений Петровича было видно, что он не очень доволен несвоевременной инициативой офицеров и мичманов, что ему некогда, не до дня рождения, но он ничего не мог поделать, потому что факт есть факт, - сегодня ему исполнилось 39 лет. Офицеры во главе с замполитом капитаном 3 ранга Д.В. Бородавкиным и старпомом капитан-лейтенантом Н.В. Протопоповым поздравили командира корабля с днём рождения, пожелали ему здоровья, успехов в боевой и политической подготовке, уверенности в исполнении всех приказов и распоряжений командования, хорошего и бодрого настроения на радость всего личного экипажа БПК "Свирепый". Эти слова сказал наш парторг начальник РТС капитан-лейтенант Константин Дмитриевич Васильев...

Евгений Петрович Назаров был чуткий, искренний и мудрый человек и командир. Он уловил тонкий намёк парторга - руководителя всех коммунистов БПК "Свирепый" и немедленно изменил выражение лица и поведение: он стал приветливым, заулыбался, развернулся к офицерам корпусом, затем бодро выскочил из своего командирского кресла и искренне пожал всем руки, улыбчиво и искренне ответил на персональные приветствия, поблагодарил всех за поздравления, за подарки, внимательно оглядел и ещё раз вслух прочитал поздравительный адрес, который мы со Славкой Евдокимовым написали и разрисовали прошедшей ночью. Увы, я при этом торжестве в ходовой рубке не присутствовал, потому что только-только проснулся в ленкаюте и занимался своими личными утренними делами. Всё, что я только что поведал мне рассказал помощник командира корабля по снабжению лейтенант Михаил Иванович Казаченко (период службы на корабле февраль 1972 - май 1974).

Меня особенно интересовало как Евгений Петрович воспринял поздравительный адрес, который я оформлял ночью, потому что наборы фломастеров, которые у меня были в ленкаюте, уже почти все высохли и мы со Славкой Евдокимовым регулярно пропитывали их бумажные губчатые стержни спиртом... Славка делал эту операцию мастерски и у него каждый раз оставалось чуть-чуть "капелек шила", которые он тут же принимал внутрь, так как не мог спокойно переносить сильную килевую качку в носовой части корабля, особенно жутки удары форштевня БПК "Свирепый" в набегающие крутые и твёрдые, как скала, волны Северного моря.

Весь день 8 августа 1973 года погода в окружающем БПК "Свирепый" водном и воздушном пространстве мгновенно менялась: то вдруг в разрыве стремительно мчащихся по небу облаков показывалось сияющее в голубом небе солнце и море вокруг превращалось в сказочную красоту, то облака плотно смыкались и начинал идти противный липкий промозглый холодный дождь, который мгновенно превращал лето в глубокую осень, то вдруг налетал сильный вихрь-шквал с дождём и брызгами от взбесившихся волн и тогда корабль болезненно стонал, скрипел, мучился под ударами водно-воздушной стихии. Всё это было красиво, интересно и жутко наблюдать из-за броневых богемских стёкол иллюминаторов ходового мостика или слышать и ощущать из-за стальной обшивки бортов корабля, но каково было сигнальщикам-наблюдателям, которые несли вахту на крыльях-галереях открытого сигнального мостика и должны были не просто щуриться на непогоду, а внимательно следить за горизонтом, за водной гладью и за воздушным пространством вокруг...

Однако общими усилиями, с помощью моего вдохновителя, редактора, корректора и рецензента Славки Евдокимова, я сумел вовремя нарисовать рисунок и оформить поздравительный адрес командиру БПК "Свирепый" к его дню рождения. Вот что я написал и нарисовал...

Это был лист отличного чертёжного особо плотного "голубого" ватмана из "старых запасов" (командно-штабные учения весной 1973 года) форматом А2 (420 х 594) складывающийся в папку. На титульной стороне сверху я написал разноцветными фломастерами классическими шрифтами: "Командиру большого противолодочного корабля "Свирепый" капитану 3 ранга Назарову Евгению Петровичу". Название корабля и ФИО командира корабля я написал рукописным шрифтом. Кстати, этот "рукописный" шрифт получился не по моей задумке, а по сильному толчку Северного моря, которое неловко двинуло мою руку и я вынужден был придумывать способ исправить "неловкую линию"...

Под титульной надписью был нарисован цветными фломастерами рисунок: "облако ясного пространства" в белом тумане, внутри которого в бурном море то "стального", то "изумрудно" цвета стремительно движется БПК "Свирепый", изображённый с видом на обнажившийся форштевень, по бокам которого взметаются пенные крылья-буруны. Корабль был изображён узнаваемо, то есть со всеми надстройками, мачтами, РЛС, пусковой установкой УРПК-4 "Метель". Над кораблём я изобразил то, что было снаружи ленкаюты - низкие тёмные дождевые облака и косые серые линии-струи дождя. На левой "скуле" корпуса корабля гордо белел наш бортовой номер "502".

По бокам и снизу титульного рисунка БПК "Свирепый" были изображены, по требованию Славки Евдокимова, три символических элемента: слева - адмиралтейский якорь как морской символ земли, берега, Родины, справа - золотая лавровая ветвь как символ почёта, славы и памяти, а снизу - чёрная лента матросской бескозырки с именем корабля "Свирепый" старославянской вязью (шрифтом) как символ флотского братства, связи с флотскими традициями, русских корней. Все эти символы были результатом наших ожесточённых споров со Славкой Евдокимовым, который утверждал, что "твой символизм, Суворов, никто не поймёт"...

На развороте поздравительного адреса с левой стороны рукописным шрифтом (символ неофициального отношения от души и сердца) было написано поздравление: "Уважаемый Евгений Петрович! Весь экипаж вверенного Вам большого противолодочного корабля "Свирепый" сердечно поздравляет Вас с днём рождения и желает (фломастер окончательно высох и пришлось писать другим фломастером) крепкого здоровья, большого счастья и успехов в нелёгкой, но почётной службе военного моряка". По интенсивности цвета букв можно видеть, как быстро высыхал последний рабочий фломастер и как часто Славка Евдокимов его "заправлял" спиртом. Ниже разными фломастерами был написан "адрес": Атлантический океан. 8 августа 1973 года. Ш - 57°50; N, Д - 7°05; O.

С правой стороны разворота поздравительного адреса была нарисована карта текущего местоположения БПК "Свирепый" в Северном море у берегов Норвегии. Слева вверху был нарисован контур острова Исландия, рядом старинное изображение на картах картушки компаса "Роза ветров", ниже слева острова Великобритании, справа сбоку береговая линия Норвегии, ниже внизу берега Франции, Нидерландов, Бельгии, Германии и Дании. Закончив работу, я расписался на карте на месте Ирландского моря между Ирландией и Англией. Славка Евдокимов расписываться отказался.

Заместитель командира корабля по политчасти капитан 3 ранга Дмитрий Васильевич Бородавкин, принимая нашу работу (мы ещё написали и нарисовали праздничный поздравительный плакат ко дню рождения командира БПК "Свирепый" для столовой личного состава), "пожевал губами" на явные следы уже почти выцветших фломастеров, но деваться было некуда, у всего экипажа корабля повсеместно уже ощущался дефицит всего и вся, особенно, сигарет. Буквально капая из пипетки спирт в губчатые стержни фломастеров, я смог обеспечить возможность расписаться на поздравительном адресе замполиту (самая верхняя подпись), командирам боевых частей и начальникам служб, помощникам командира корабля, мичманам. Мне очень было интересно видеть и характеризовать подписи офицеров, потому что в корабельной библиотеке оказалась тоненькая книжка-брошюра "Графологический анализ подписи", но адрес у меня быстренько забрали и в приказном порядке отправили спать...

Днём 8 августа 1973 года мы всё также шли полным или средним ходом, подбираясь к нужному району открытого Норвежского моря всё ближе и ближе к виртуальной границе Северного полярного круга. Командир корабля приказал вахтенному офицеру усилить наблюдение за поверхностью моря и остерегаться возможных плавучих осколков айсбергов и ледяных полей. Кроме высотных самолётов-разведчиков ВВС Великобритании и Норвегии, которые пролетали над слоем кучевых и дождевых облаков, мы больше никого не видели, а патрульные суда ВМС США, Дании, Норвегии или других стран-государств НАТО сюда, в северные широты, не заходили, потому что здесь была зона боевого патрулирования советских ПЛАРБ и РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения).

В обед всему личному составу экипажа БПК "Свирепый" налили по четверть кружки красного молдавского кислого вина и мы с энтузиазмом выпили за здоровье командира корабля, плотно пообедали, посудачили немного и продолжили нести ходовую вахту, выполнять различные работы и обязанности службы корабельного наряда, бегать на подвахте по поручениям командиров боевых частей и начальников служб, отдыхать (спать) перед заступлением на вахту. БПК "Свирепый" к вечеру уже был в районе рандеву с нашей АПЛ, которую мы должны были охранять, поэтому корабль уже не "нёсся сломя голову", как в Северном море, а спокойно двигался в холодных водах Норвежского моря, практически в северо-восточной части Атлантического океана.

"Наверху" - так теперь мы называли верхнюю палубу корабля, на которую отваживались выходить только самые отважные или безрассудные моряки. Это слово-понятие возникло само собой, потому что мы, весь личные состав экипажа корабля, большую часть времени суток проводили только внутри корабля. Теперь матросы и старшины курили либо в специально отведённых местах, либо в тамбуре, из которого по ступенькам трапа можно было выйти на верхнюю палубу бака. "Курцы" в тамбуре курили так, что запах табачного дыма проникал через щели в зал ленкаюты и ко мне в корабельную библиотеку. Я не курил с детства, поэтому этот табачный смог меня сильно раздражал и сердил. Слава богу, что сигарет у "курцов" становилось всё меньше и меньше, поэтому некоторые матросы приходили в носовой тамбур чтобы только подышать дымом от сигарет и папирос...

"Наверху" погода менялась практически мгновенно. Только что сияло солнце, а сейчас идёт дождь, затем налетает шквал и всё вокруг бурлит, как при сильном шторме, а через минуту корабль окутывает туман, либо это облако опустилось с неба до самого уровня воды и мы в нём "заблудились". Ширь моря была такова, что я отчётливо видел "крылья" большого циклона, видел полосы облаков, разрывы в облаках, косые серые полосы дождевых шквалов, туманные участки моря. Всё это было красивым стихийной природной красотой, объёмным, масштабным, но увы, эту красоту морской стихии нельзя было запечатлеть на фотоплёнке, потому что освещённость была низкой, а возможности моих рабочих фотоаппаратов (ФЭД, Зоркий или Зенит) ограниченными.

О характере изменений погоды 6-го, 7-го и 8-го августа 1973 года в Северном и Норвежском морях свидетельствуют метеоданные наблюдений метеостанции Ян-Майен (Норвегия):
 
Понедельник 6 августа 1973 года. Дневная температура: мин.: 4.0°C, средняя: плюс 4.4°C тепла, макс.: плюс 6.0°C тепла, 1 мм осадков, на ветру температура воздуха минус 3.9°C. Скорость ветра - 11 м/с. Ванты и фалы гудят, антенны вибрируют. Во время порывов ветра бинокль трудно удержать руками у глаз. Волнение моря - 5 баллов. Крупное волнение, волны высотой 2-3 м, длиной до 50 м с ярко выраженными белыми пенными гребнями занимают всё окружающее пространство моря. Образуется мелкая во всё проникающая солёная водяная пыль.

Вторник 7 августа 1973 года. Дневная температура: мин.: 3.0°C, средняя: плюс 4.4°C тепла, макс.: плюс 5.0°C тепла, 16 мм осадков, дождь, на ветру температура воздуха минус 5.1°C. Скорость ветра - 13 м/с. Ветру трудно противостоять, а порывы ветра сбивают с ног. Волнение моря - 6 баллов. Сильное волнение на море. Волны громоздятся гребнями, иногда приходит резонансная волна-вал, так называемый "девятый вал". Гребни волн срываются, поверхность волновых гребней также покрывается хаотичными волнами, пена ложится полосами по ветру. Высота волновых гряд-валов достигает 3-5 м, длина - 70 м. Водяная пыль смешивается с сильным дождём и капли во время шквала (вихря) приобретают силу "водяной шрапнели".
 
Среда 8 августа 1973 года. Дневная температура: мин.: 2.0°C, средняя: плюс 3.0°C тепла, макс.: плюс 5.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха минус 1.7°C. Скорость ветра - 5 м/с. Волнение моря - 3 балла. Длинная пологая океанская зыбь. Временами налетают дождевые и вихревые шквалы и погода предыдущих дней возвращается на некоторое время.

Не знаю, как праздновали день рождения командира корабля в кают-компаниях офицеров и мичманов, но во время "адмиральского часа" вдруг раздался телефонный звонок в ленкаюте и "густой" голос приказал: "Зайди ко мне на ходовой". Так говорить по телефону, не представляясь, мог только один человек на корабле - командир корабля. Я поспешил на ходовой мостик...

- Кто дал вам право, - спросил меня командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров после моего доклада о прибытии, - указывать координаты корабля, находящегося на боевой службе, да ещё рисовать карту с местоположением корабля в море?
- Никто, - коротко ответил я, мгновенно сообразив, что командир прав. Замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин в это время стоял рядом с креслом командира корабля и укоризненно смотрел на меня.
- Где вы взяли координаты места корабля? Кто вам дал эти координаты?
- Нигде и никто, - также кратко и чётко ответил я.
- Как так? Что за чепуху вы несёте! Как это "никто"? Вот же "чёрным по белому" написано: Атлантический океан. 8 августа 1973 года. Широта - 57°50; North, долгота - 7°05; East, - Евгений Петрович раскрыл свой поздравительный адрес и показал мне. - К тому же показал место корабля на карте!

- Суворов, - вступил в разговор замполит, - Почему вы не показали мне на вашу ошибку? Когда вы делали этот адрес?
- Вчера поздно вечером и сегодня ночью, - ответил я, догадываясь, что Дмитрий Васильевич Бородавкин протягивает мне "соломинку", чтобы сослаться на усталость, позднее время и тяжёлые условия службы...
- Это ничего не значит! Вы оба проглядели и ошиблись! - упрямо заявил командир корабля и я понял его так, что он согласен на "ошибку" вместо "преступления".
- Никак нет! - внезапно для самого себя звонко сказал я и на ходовом мостике наступила полная тишина.
- Что значит, "никак нет"? - уже вкрадчивым и удивлённым тоном спросил меня командир корабля.
- Никакой ошибки нет, - ответил я командиру корабля и тот с немым возмущением и недоумением откинулся на спинку командирского кресла, и оглянулся на замполита.

- Объяснитесь, - после некоторой паузы приказал Евгений Петрович Назаров. Он и замполит уже знали по опыту, если я возражаю, то у меня в запасе есть "джокер" или туз в рукаве...
- Координаты на поздравительном адресе в честь вашего дня рождения, товарищ командир, - вполголоса сказал я обоим старшим командирам, - есть, только это координаты не местоположения корабля.
- А что это за координаты?
- Отправной точки, из которой мы вышли из пролива Скагеррак и вошли в Северное море. Можете убедиться в этом на карте.

Командир корабля кивнул головой вахтенному офицеру и штурману, которые в этот момент стояли поодаль и делали вид, что заняты своими вахтенными делами. Командир БЧ-1 старший лейтенант Геннадий Фёдорович Печкуров принёс нужную навигационную карту, расстелил её на откидном рабочем столике вахтенного офицера и все офицеры: командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, старший лейтенант Г.Ф. Печкуров и вахтенный офицер склонились над картой, а Геннадий Петрович быстро и чётко отметил на карте точку по моим координатам. Оказалась, то это то самое место, о котором я только что доложил командиру корабля...

- К тому же в адресе я написал "Атлантический океан", что делает попытку определить местоположение нашего корабля в море в день вашего рождения бессмысленной - океан в стороне и он очень большой.
- Дано, но вы нарисовали место нашего корабля на карте! - воскликнул Евгений Петрович Назаров, переходя на "вы".
- Верно! - так же азартно ответил я, - только южнее миль на 500 от фактического места, где мы сейчас находимся.
- Действительно, - примирительно заметил заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин. - По координатам и месту, указанным на поздравительном адресе, невозможно точно установить местоположение БПК "Свирепый" в день 8 августа 1973 года.

- Да, - уже растерянно и вопросительно согласился командир корабля, - но на адресе есть подписи всех старших офицеров корабля, а это возможно только на официальных документах и я не помню, чтобы такие документы со всеми подписями офицеров корабля были в нашей канцелярии.
- Такой документ есть, - вдруг сообщил всем присутствующим вахтенный офицер. - Это формуляр с образцами подписей всех, кто может подписывать финансовые и хозяйственные документы, приказы, распоряжения, наряды, накладные, счета и т.д.
- Да, но это не счёт и не накладная! - резко "вспылил" командир корабля на вольницу вахтенного офицера, без разрешения "встрявшего" в разговор старших офицеров.
- Да, - согласился заместитель командира корабля по политической части, - это не накладная, это поздравительный адрес командиру корабля от чистого сердца и от души, с личными подписями офицеров, свидетельствующими об ответственности и доказательности наших чистых помыслов. Это документ не официальный, но доказательный и он лично ваш, товарищ командир, как свидетельство нашего к вам уважения и доверия.

Все присутствующие, в том числе примкнувшие в последний (крайний) момент старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов и начальник РТС (парторг) К.Д. Васильев, закивали головами и встали по стойке "смирно". Командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров, видимо, успокоенный таким оборотом дела, удовлетворённо и свободно откинулся на спинку своего командирского кресла.

- Товарищ командир, разрешите идти? - напомнил я о себе и вся эта группа офицеров с недовольным удивлением повернула свои головы в мою сторону (практически все офицеры корабля, кроме Д.В. Бородавкина и К.Д. Васильева, крайне отрицательно относились к тому, что какой-то матрос Суворов величает командира БПК "Свирепый" не по уставу, а так, как это могли делать только два-три человека на корабле).
- Идите! - коротко ответил Евгений Петрович Назаров.
- С днём рождения, товарищ командир! - сказал я напоследок и почти бегом убрался через ГКП с ходового мостика. Что там было дальше - я не знаю и теперь уж не узнаю никогда...

Вечером после ужина я показал личному составу экипажа корабля кинофильм (не помню какой) и до самой ночи меня никто не звал, не беспокоил, не вызывал "на ковёр", на вахту или на какие-либо работы по наряду. Только вечером после захода солнца в 23:45 вахтенный офицер привычно вызвал меня как визуального разведчика на ходовой мостик. Я понял, что наступило время "Ч", наступило время рандеву, мы обнаружили нашу ПЛАРБ и пришло время пуска баллистической ракеты из-под воды...

Фотоиллюстрация. 8 августа 1973 года. Норвежское море. БПК "Свирепый". Поздравительный адрес с днём рождения командира корабля капитана 3 ранга Евгения Петровича Назарова (39 лет). На поздравительном адресе я специально указал координаты не того места, где БПК "Свирепый" был в этот день, чтобы не выдать военную и государственную тайну. Однако координаты, указанные в этом поздравительном адресе, являются точными, с прокладочной навигационной карты штурмана и с этой точки Северного моря начался отсчёт количества миль наших боевых походов-переходов и основная океанская БС (боевая служба) БПК "Свирепый" в Северной Атлантике. Иллюстрация из книги А.С. Дробота. "Свирепый на страже Отечества". Судьба корабля в эпизодах и лицах. Калининград. 2015. "Аксиос", Стр.46.