Ч. 3 Сначала топил, потом спасал

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2018/11/21/1095

Действия  Хартенштайна объяснить можно. Наверное, у него сердце не успело обрасти шерстью, и гибель на его глазах сотен людей больно отозвалась в душе подводника.

Поступок любимца Гитлера адмирала Деница, который отправил спасать людей ещё две подводные лодки, могу объяснить лишь тем, что тот думал о спасении союзников-итальянцев.
 
Потому он и обратился к правительствам Италии и французскому правительству Виши с просьбой оказать содействие в спасении итальянцев. Когда адмирал узнал, что Хартенштайн спасал англичан и поляков, то объявил ему выговор.

Дениц был убеждённым нацистом и назначал на должности командиров подводных лодок офицеров, проверенных идеологически, таких же преданных нацистов.

В 1945 году гросс-адмирала Карла Деница судил международный трибунал в Нюрнберге вместе с другими военными преступниками.

На его совести были тысячи погибших в море людей. По приказу Деница велась неограниченная подводная война, игнорировались все международные правила.
 
Из 20 немецких адмиралов в конце войны в живых остались двое: гросс-адмирал Дениц и его предшественник гросс-адмирал Эрих Редер, которых судили как военных преступников. Остальные 18 адмиралов погибли во время боевых действий.

Получив нагоняй от Гитлера, Дениц подготовил приказ, который неофициально называли «Laconia-Befehl" («Приказ по Лаконии»).

17 сентября 1942 года все командиры подводных лодок получили радиограмму с этим приказом, в котором запрещалось спасать людей с затонувших кораблей, передавать им еду и воду, переворачивать опрокинувшиеся шлюпки или помогать людям садиться в шлюпки.

В приказе говорилось, что спасение людей с затонувших кораблей противоречит  основным принципам ведения войны. Разрешалось спасать только капитана и старшего механика, если их показания будут представлять ценность. В заключении было написано: «Будьте твёрды», что означало: «Будьте безжалостны».

После этого приказа немецкие подводники расстреливали из пулемётов людей, которые пытались спустить шлюпки с тонущего корабля, расстреливали людей в шлюпках и спасательных плотах.

После войны за такое преступление понесли наказание только командир и офицеры подводной лодки  U-852. Об этом я писал на Прозе ру:   http://www.proza.ru/2017/01/21/1556

Но вернёмся к событиям спасения экипажа и пассажиров «Laconia». Немцы освещали прожектором воду, поэтому итальянцы, а за ними англичане и поляки поплыли к U-156. На лодку подняли сразу девяносто итальянцев.

Кстати, они больше всех пострадали от акул, потому что им достались только спасательные круги и жилеты, а в шлюпках и на плотах, в основном, были англичане и поляки.

Мужественно повели себя капитан «Laconia» Рудольф Шарп и старпом Георг Сталь. Они остались на мостике, погибнув вместе с кораблём. Кстати, таких случаев в английском флоте было несколько.
 
Капитан успел приказать радисту, который продолжал выстукивать «SSS» (сигнал об атаке подводной лодкой), покинуть радиорубку и спасаться. Интересно, что в Первую мировую войну капитан служил на лайнере «Lusitania», потопленном немецкой подводной лодкой, и оказался одним из немногих оставшихся в живых.

Английские радисты во Фритауне приняли радиограмму Хартенштайна, но, имея уже немалый опыт войны с немцами, английское командование решило, что это очередная хитрость врага.

Американцам сообщили, что «Laconia» торпедирована, а на помощь выжившим направлено британское судно «Empire Haven».

Англичане не упомянули о том, что в спасении людей участвовали подводные лодки противника и направлены корабли нейтральной Франции.

Продолжение http://www.proza.ru/2018/11/23/1074

На рисунке: спасённые на подводной лодке