Горький дым отечества Роми Шнайдер

Евгения Кирш
Она была легендой кинематографа XX века. Ее актерское наследие составляет около 60 фильмов. Она снималась у Клода Соте, Лукино Висконти, Анджея Жулавского, Клода Шаброля Орсона Уэллса. Но на родине, в Германии, ее знают прежде всего по одной из первых ее работ – роли австрийской принцессы Елизаветы (Сисси).
 
23 сентября 2018 года Роми Шнайдер исполнилось бы 80 лет.


ЮНАЯ КИНОМАДОННА

Выбирать профессию Роми Шнайдер не пришлось.  Она – актриса в пятом поколении. Из актерской династии происходила ее бабушка Роза Альбах-Ретти, которая, кстати, была придворной актрисой австрийского двора и лично была знакома с кайзером и той самой Сисси, образ которой суждено было воплотить на экране ее внучке. Родители Роми – Магда Шнайдер и Вольф Альбах-Ретти – звездная пара немецкого кинематографа 30-х годов со всеми атрибутами той эпохи: от участия в развлекательных фильмах до близости к нацистскому руководству страны. Вольф Альбах-Рети вступил в НСДАП и поддерживал немецкую армию материально, был внесен в составлявшийся Геббельсом список талантов, рекомендованных для кинопроизводства, и тем самым избежал мобилизации на военную службу. Магда Шнайдер была одной из любимых актрис Адольфа Гитлера, часто встречалась с ним и выстроила себе дом в нескольких километрах от баварской резиденции фюрера. Роми выросла в этом доме и всю жизнь стыдилась прошлого своих родителей и дистанцировалась от него.

По окончании Второй мировой войны старая гвардия людей искусства Германии также делает попытки отмежеваться от своего прошлого. В том числе посредством собственных детей. В 1953 году Магда Шнайдер приводит четырнадцатилетнюю Роми на съемки картины «Когда цветет белая сирень». В этом развеселом мюзикле приняли участие многие звезды довоенного кино вместе со своими детьми. Фильм становится киношлягером, а Роми – в одночасье известной всей Германии. Через год она сыграет в первом фильме о Сисси «Молодые годы королевы», и Магда Шнайдер превратится из любимой актрисы Гитлера в мать юной звезды немецкого кинематографа.


МЕНЯ ЗОВУТ РОМИ ШНАЙДЕР

За четвертый фильм о Сисси Роми предлагают гонорар в один миллион марок. Она отказывается сниматься. Несмотря на все еще юный возраст актриса понимает, что имидж принцессы – это тюрьма, которая погубит ее как актрису и как личность.
Познакомившись на съемках фильма «Кристина» с тогда еще никому неизвестным актером Аленом Делоном, она безумно в него влюбляется и переезжает жить и работать в Париж.

«Мне было невыносимо в этом мещанском мире», вновь и вновь объясняется Роми журналистам. «Моя жизнь началась по-настоящему только во Франции. А французский стал родным языком. Это меня шокирует. Но это правда» .

Шокирует отъезд Роми Шнайдер во Францию и немецкую публику. Газеты называют ее предательницей Родины. Неприятие ее отъезда основывалось как на извечном противостоянии и взаимной нелюбви французов и немцев, так и на оскорбленных чувствах веровавших в сказочных принцесс, в чистых, целомудренных и – что немаловажно – отечественных. В глазах немецкого обывателя променять роль Сисси на жизнь во Франции – это все равно что податься из монашек в проститутки. Именно такой с тех пор выглядела Роми Шнайдер в глазах немецкой прессы: порочной, неуравновешенной скандалисткой со сложной и трагической судьбой и проблемами с алкоголем.
«Отвратительная «желтая» пресса есть и во Франции, она есть везде. Но нигде, нигде больше в мире она не настроена ко мне так враждебно как в Германии!», подчеркивает Роми в интервью. 


СЧАСТЛИВЫЕ ГОДЫ В БЕРЛИНЕ

Несмотря на конфликт с немецкой прессой и общественностью Роми все же предпринимает попытки вернуться в Германию. В 1966 году она выходит замуж за берлинского театрального режиссера Гарри Майена. Свадьбу справляют в гостинице Герхус в Берлине. В декабре у нее появляется сын Давид. Семья снимает четырехкомнатную квартиру по адресу Винклерштрассе 22. Старожилы до сих пор вспоминают всегда улыбающуюся и доброжелательную Роми, толкающую перед собой детскую коляску на прогулках вокруг озера Кенигcзе.
 
«Годы в Берлине были моими самыми счастливыми», напишет Роми в своем дневнике. 
Через два года Роми возвращается к работе. К 1973 году союз Шнайдер и Майена распадается. Супруги, к радости бульварной прессы, проводят шумный процесс о разделе имущества, Роми Шнайдер выплачивает Гарри Майену компенсацию в размере полутора миллионов немецких марок, забирает сына и снова уезжает жить во Францию.

Гарри Майен совершает самоубийство в 1979 году. Летом 1981-го, напоровшись на штыри ограды, трагически погибает 14-летний Давид. 29 мая 1982 года обрывается жизнь и самой Роми. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность.


НИКОГО В ГЕРМАНИИ ТАК НЕ НЕНАВИДЯТ, КАК ТЕБЯ И МЕНЯ

Известны только два больших интервью, которые Роми Шнайдер дала немецким журналистам в зрелые годы.

Одно из них, последнее интервью Роми, легло в основу сценария фильма «Три дня в Киброне». В 1981 году Роми Шнайдер отдыхала на курорте в Бретани, в небольшом городке Киброн. Корреспонденту журнала Штерн Михаэлю Юргсу удалось заполучить согласие актрисы на встречу. Вопросы журналист в фильме задает резкие, намеренно спаивает актрису, чтобы вызвать ее на откровенность. На самом деле характер интервью был несколько мягче, но режиссер Эмили Атеф намеренно обостряет атмосферу фильма, чтобы подчеркнуть безжалостность журналиста и уязвимость Роми.

Фильм «Три дня в Киброне» победил в семи номинациях Немецкой национальной кинопремии 2018 года. Но не все остались от него в восторге. Дочь Роми Шнайдер, Сара Биазини, заявила французским СМИ, что возмущена манерой преподнесения образа ее матери. По ее словам, Роми Шнайдер проходила в Киброне курсы укрепляющей талассотерапии, а не лечилась от алкоголизма, как показано в фильме. 

Второе нашумевшее интервью Роми Шнайдер дала журналистке и пионеру феминистического движения Элис Шварцер в 1976 году.
«Никого в Германии так не ненавидят, как меня и тебя. Меня – за то, что я – бывшая Сисси, тебя – за то, что ты феминистка. Ты меня поймешь. Ты меня не продашь», объясняла свое согласие на интервью Роми.  Разговор шел по-французски. Роми переходила на немецкий только в те моменты, когда ее что-то до крайности возмущало.

Аудиозаписи интервью и комментарии к ним самой Элис Шварцер были положены в основу нового документального фильма, вышедшего в эфир на немецко-французском телеканале культуры ARTE накануне дня рождения Роми Шнайдер. Фильм получился тонким и объективным.

Однако, большинство анонсов пресса сосредоточила вокруг новых оглашенных в нем подробностей судьбы актрисы. Таких, как намеки Роми Шнайдер об изнасиловании в детстве и ее уверенность в том, что ее мать была любовницей Гитлера.

Юбилей Роми Шнайдер немецкое ТВ отметило ретроспективой фильмов с ее участием.  Прайм-тайм принадлежал экранизациям биографии принцессы Сисси. «Банкирша», «Простая история», «Главное – любить» и другие значительные фильмы с ее участием демонстрировались ранним утром или глубокой ночью.
Страна знает своих героев. И любит их по-прежнему.


_______________________________________

Фото: Дом на Винклерштрассе 22в Берлине, где в конце 60-хснимали квартиру Роми Шнайдер и Гарри Майен.

При работе над статьей были использованы следующие источники:

1. «Вечер с Роми», док. фильм про-во ТК ARTE, реж. Патрик Жоди, 2017. (Ein Abend mit Romy, ARTE-Doku. Regie: Patrick Jeudy)

2. «Прогулки у Кенгинсзе», газета Тагесшпигель, 21.09.2008 („Die Spaziergaengerin von Koenigssee“, Der Tagesspiegel)

3. «Дочь Роми Шнайдер возмущена фильмом «Три дня в Киброне», журнал Штерн, 06.06.2018. (Romy Schneiders Tochter schockiert ueber "3 Tage in Quiberon", Stern)


Статья опубликована в газете "Аргументы и факты. Европа" (№ 42, октябрь 2018).