Славный сын улыбчивых людей

Анатолий Апостолов
               
             СЛАВНЫЙ СЫН  УЛЫБЧИВЫХ  ЛЮДЕЙ
     Владимир Эфроимсон - 110 лет со дня рождения            
 
21 ноября — 325-й день года (326-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 40 дней. В этот  день 110 лет назад родился в Москве в доме страхового общества "Россия" (Лубянка, 2)  выдающийся советский генетик  ЭФРОИМСОН  Владимир Павлович (1908-1989)
       Этот замечательный  человек и выдающийся учёный-генетик был объявлен ещё при жизни  своими коллегами ЧЕЛОВЕКОМ НЕРАЗУМНЫМ... за свою светлую веру в Легенду о совершенном Человеке. Весьма огорчительно,  но факт - только в одной  России  возможно такое, чтобы  по "высочайшему повелению" объявить сумасшедшим такого глубокого  мыслителя и публициста-аналитика  как Пётр Чаадаев, или  назвать публично  "человеком неразумным" такого  большого  знатока человеческой природы  как генетик Владимир Эфроимсон. И только за то, что  этот учёный-генетик  твёрдо верил в нравственные инстинкты и в природный альтруизм  Homo sapiens.
    «Зря я взял Эфроимсона на кафедру доцентом. Его надо было бы взять в Зоологический музей. Экспонатом. Посадить в витрину и снабдить табличкой – «Человек неразумный. Верит в человеческую порядочность.  Вымирающая ветвь. Тупик эволюции. Нуждается в охране»,  - сетовал  в 1947 году заведующий кафедрой дарвинизма и генетики Харьковского университета Илья  Поляков.
     Этот замечательный и настоящий человек, славный сын  простой, незамечательной  семьи, родившись в доме близ Лубянки, до конца жизни оставался её жертвой, честным свидетелем и обличителем. Из 80  славно прожитых им годов, он  был  дважды  осуждён к каторжным работам за инакомыслие и политическую неблагонадёжность, и  13 лет провел  в трудовых  лагерях.  Чёртову дюжину  лучших и плодотворных лет  жизни он провёл  за колючей проволокой, испытал  сполна в неволе и на так называемой  "свободе"  хронический  голод, каторжный труд и все ужасы войны в качестве  фронтового капитана медслужбы.
     Первый раз он был осуждён на три года   исправительных работ в Горной Шории (Кемеровская область) за то, что стал перечить на собрании научного коллектива грозному  демону массовых репрессий,   прокурору СССР  Андрею Януариевичу Вышинскому (1883-1954) и заступился за профессора Сергея Сергеевича Четверикова.
«Это была чудовищная жизнь. Мы страшно голодали. Работа была очень тяжелая: прокладывалась дорога в Горную Шорию. Надо было срывать целые холмы земли и заваливать ею ущелья. Тачка, лопата… Зимой – аммонал, потому что глина смерзалась, взять ее можно было только ломом. Надо было вырабатывать норму, вернее 125% нормы, чтобы получить 1100 г хлеба. 1100 г. хлеба – это 1870 калорий. Приварок был ничтожный, может быть 600 калорий. А за день работы расходовалось 4,5–5 тысяч калорий.  ...Поэтому все силы уходили только на работу. Ничего, никаких человеческих чувств не оставалось… Самое унизительное в голоде это то, что он не дает ни о чем думать, кроме голода…»  - вспоминал  профессор  Владимир Павлович Эфроимсон 1980  году, когда   стал  заведующим отделом генетики Института психиатрии Минздрава РСФСР и  работал на должности ведущего научного сотрудника и профессора-консультанта Института биологии развития АН СССР.
     Второй  раз он попал в тюрьму  за честную и беспощадную  критику псевдонаучного  "мичуринского учения" Трофима Лысенко (1898-1976), агронома-академика, обещавшего Сталину, а потом и Хрущёву сделать СССР в течение пятилетки "страной изобилия, где хлеб и крупа будут раздаваться населению совершенно  бесплатно".
      Весьма прискорбен тот факт, что поддерживая изначально авантюрную  "лысенковщину",  эти два вождя,  два "верных ленинца", два   главных архитектора коммунизма,  надолго затормозили развитие биологии  и сельского хозяйства  в стране,   разгромили   тем самым  через  своего мстительного и злопамятного  "мужика-академика" передовые  научные школы,  ошельмовав имена честных учёных, сгубив судьбы  многих.
   Потом, после войны генетик-фронтовик  Владимир Эфроимсон  оказался в Степлаге...    за страшную и горькую ПРАВДУ О ВОЙНЕ,  активным участником которой сам являлся. Участник Великой Отечественной войны (в РККА с ноября 1941 года, на фронте с января 1942 года — ст. лейтенант, затем капитан медслужбы). Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени. В феврале 1945 года написал командованию рапорт о случаях изнасилования немецких женщин и детей советскими солдатами.
       В мае 1949 года он был арестован по обвинению в дискредитации Советской армии за его докладную 1945 года о красноармейцах-насильниках. Приговорён к 10 годам заключения в Джезказгане (Степлаг). В 1955 году освобождён с ограничением в правах. В 1956 году был амнистирован. (Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/)    
     Живя и выживая в кровавом кошмаре террора и насилия угрюмых и настороженных людей, Эфроимсон до самой смерти  продолжал верить в нравственную силу человека и продолжал  мечтать о стране улыбчивых людей и доброжелательных лиц.  Он, как никто другой, понимал, как важна  для  успешного воспитания юношества  человечная и доброжелательная атмосфера окружающей детей жизни. Об этом свидетельствует тот беспорный факт, что ребёнок улыбается искренне и непринуждённо только под воздействием доброжелательных улыбок людей. Если вокруг ребёнка никто не улыбается, и он  не научится улыбаться.
    Без доброй улыбки нет и не может быть настоящего совершенного Человека, считал учёный генетик Эфроимсон.   Надо признать, что угрюмость и настороженность  московской толпы в метро и на улицах некоторые советские провинциалы отмечали  уже в начале 30-х годов, и воспринимали это как данность, которая  воцарилась "вместе с государственным  насилием и  террором "всерьёз  и надолго". Многие  мыслящие  люди понимали причины этой всенародной угрюмости и настороженности, но находились и те, которые не могли объяснить  себе   угрюмую жестокосердность москвичей, жизнь которых, в отличие от всего провинциального трудового  люда,  во все "великие переломы и перегибы" была относительно благополучной.  И только такие люди, как генетик Владимир Эфроимсон, понимали, что  растущая из года в год угрюмая агрессия населения говорит о стремительно растущем  дефиците человечности в советских людях.
     Угрюмость  советских толп не раз отмечал  великий лицедей и режиссёр  К.С.Станиславский, когда возвращался из своих весьма  длительных  зарубежных командировок в Москву. Он изучал эту "новую породу людей", как изучают людей  в  другой стране эмигранты: совестские "новые  люди" говорят на каком-то новом  русском ("странном, советском") языке, ведут себя странно  и одеваются иначе. С ним был полностью согласен тоже долгое время гастролировавший за океаном В.И.Немирович-Данченко. Этот, по словам Клима Ворошилова, "ловкий старичок,  умелый доильшик государственной казны", в отличие от Станиславского, сумел освоить новый язык и не попасть в тенета пролетарской культуры и Агитпропа.
    Окончательно СССР стал страной угрюмых  политизированных людей, когда Сталин взял курс на создание великой Советской империи, когда  по словам сурового  вождя "жить стало лучше, жить стало веселей". Нельзя сказать, что  советские люди  вообще разучились улыбаться, особенно  после страшной войны и послевоенного голода. Нет они улыбались и смеялись, но улыбались они в общественных местах особой улыбкой. Улыбались не по всякому поводу и без повода, а когда  это было  надо, в нужном месте и в нужное время. Это была подобострастная улыбка раба, одевающего своего господина, запечатлённая на картине Александра Иванова "Явление Христа  народу", улыбка имперского раба эпохи правления Нерона, Калигулы, Сталина,  Мао и Пол Пота. 
    За свою пламенную речь в Политехническом музее при обсуждении документального  фильма "Звезда Вавилова" об умерщвлённом в тюремной больнице биологе-генетике Николае Вавилове (1887-1943) профессор Владимир Павлович  Эфроимсон был объявлен СУМАСШЕДШИМ, якобы  страдающим  гневливой манией на почве  всего пережитого.  И  хотя его речь была произнесена незадолго до распада СССР, эффект на слушателей  она произвела огромный, почти такой  же, как вся  страстная политическая публицистика Александра Солженицына.
"До тех пор, пока страной правит номенклатурная шпана, охраняемая политической полицией, называемой КГБ,  — вы не можете, вы не должны спать спокойно. Над каждым из вас и над вашими детьми висит этот страх. <…> Палачи, которые правили нашей страной, — не наказаны. <…> Пока на смену партократии у руководства государства не встанут люди, отвечающие за каждый свой поступок, за каждое своё слово — наша страна будет страной рабов, страной, представляющей чудовищный урок всему миру".
   Здесь Владимир Павлович  был одним из тех, кто во всеуслышание  поднял вопрос о международной репутации страны в настоящем и будущем, о том как долго,   негативно и  порой трагически будут сказываться  на репутации страны (и всего народа) её страшное кровавое и бесчеловечное  прошлое. В СССР вплоть до его  трагически позорного  развала такого рода темы (тесно связанные с исторической и экономической рентабельностью и/или нерентабельностью правящего режима) были негласно табуированы и   преследовались в уголовном порядке. В  эпоху сталинского "реального коммунизма",  хрущёвского волюнтаризма и всесоюзной "чекизации" страны под  крылом "красного масона" Юрия Андропова за такие публичные крамольные речи генетика Эфроимсона ждала бы братская траншея на Бутовском полигоне или  спецпсихбольница  КГБ СССР в Новозыбкове Брянской области.
    Но время   репрессий против своего народа за инакомыслие  уже ушло в прошлое, а с ними ушла и карательная психиатрия, а посему профессор Эфроимсон  избежал и того и другого и вместе взятого.
      Владимир Павлович  не просто выжил, а сохранил неистовый, несломленный облик борца за Истину.  Он работал во славу науки всю жизнь. Основной целью   его научных исследований  в области генетики человека (евгеники) было доказать миру, что улучшение человеческой породы вполне реально и достижимо,  что   Легенда о  совершенном Человеке всегда жива.    
   Улучшение человеческой породы – оно, по его твёрдому убеждению,  может и должно идти одним путем: постижение природы человека, знание законов его развития, мобилизация потенциальных возможностей, умение предотвратить болезнь, наследственный порок…  Этому посвящена его главная книга "Родословная альтруизма". (Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (этика с позиций эволюционной генетики человека) / Предисловие Б. Л. Астаурова // Новый мир : журнал. — 1971. — № 10. — С. 194.)  Я её рекомендую прочитать всем тем нигилистам-циникам и скептикам, кто не верит в существование совершенного Человека и бездумно, легкомысленно  грезит об универсальном  роботе с искусственным интеллектом.
       Владимир Павлович не только изложил свое знание «системы», но и подтвердил её научно, обстоятельно и вдохновенно.    Удивительный и неоспоримый факт, свою веру в совершенного Человека, в его природный альтруизм,  врождённый гуманизм  и милосердие, Владимир Павлович Эфроимсон  сохранял и крепил только через личные страдания и лишения именно в местах  острого дефицита  человечности.
     Для  детей  войны и ГУЛАГА, для  всех  молодых поколений  он был Вергилием своей эпохи, всегда  готовым на подвиг смерти (побеждающей смерть) и на  более тяжёлый подвиг жизни (дарующий бессмертие), на отречение от счастья только для того, чтобы свою  отеческую Святыню-Совесть передать молодой доблести  потомков.      Он на каждом шагу, при каждом удобном и неудобном случае пытался передать это знание людям, особенно – молодым. Молодежи вокруг Эфроимсона было всегда много.  Он всегда  стремился   сдвинуть  некоторые  снулые  души с «мертвой точки», разбудить в них спящую потребность в различении добра и зла, правды и лжи, разбудить Совесть. Он был убежден, что ее, Совести,  не может не быть – она есть, она является естественным, природой данным человеку свойством.
      Он работал во славу науки всю жизнь. И всю жизнь ему не давали работать, мешали жить. Но в итоге он победил, ему вернули отобранные при арестах фронтовые награды, ордена и медали, научную степень и звания.   А он в свою очередь вернул  всем нам веру в порядочность и в природную  человечность  Человека. Он вселил в нас надежду, что человек не потерян для мира, что у него есть   есть шанс стать человечным.   Вера Владимира Павловича  в совершенного Человека была подкреплена его  исследованиями в области  "стихии   альтруизма", которая была изначально  заложена в наследственной природе человека, и стала причиной непрерывных   мутаций его души и личности. Стремление к добру, к жертвенному самоотвержению индивида,  изначально заложенное в его генах , требует   дальнейшего  своего развития в социуме, и раскрываются, по Эфроимсону,   в ребёнке  полнее и ярче  через систему  правильного, гуманного  воспитания и профессионального  обучения. (В. П. Эфроимсон. Генетика этики и эстетики. М.: Тайдекс Ко, 2004. — 304 с.(Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Устройство мира»)
    Натуралистами и биологами  давно  было отмечено, что в борьбе за жизнь выживает тот вид, в котором чувство взаимной поддержки и общественного самосохранения  брало верх над чувством личной безопасности и  самосохранения.
     Племя, лишённое  этических инстинктов, обречено на гибель, ибо  неспособно  оставить взрослое потомство. Природа безжалостно  истребляла те общины, в которых вожди мало заботились о здоровье  и благе  соплеменников, где  недостаточно  охранялись беспомощные дети, где  недостаточно о них заботились. Свойственное  человеку  стремление совершать  благородные, самоотверженные поступки, не является  лишь следствием  добронравного  воспитания. Оно в значительном мере порождено его естественной эволюцией, развитием умственных способностей, удлинением срока  беспомощности детей  и сопряжённой с этим  чрезвычайной интенсификацией  отбора на альтруистические эмоции. Закон  естественного отбора, самый могущественный  из законов живой природы - закон уничтожения слабых, больных, в определённых условиях породил и закрепил инстинкты и эмоции величайшей нравственной силы.  Без них в людях утрачивается   человечность и чувство единства, без них  непременно гибнут самые великие империи и государства. Эту банальную  истину  давно пора бы уместить в своих головах всем правителям  стран и народов, и прежде чем, в очередной раз  свершать что-то великое и грандиозное (себе на пользу и себе во славу),  им  надо всякий раз исходить из принципов добра и милосердия и необратимого Закона Воздаяния.
     Да, мир жесток и беспощаден в своём вселенском  естестве, но он не  модернизированная скотобойня для мирных  народов!  Да, юдоль скорби и  страданий, но и  не свалка для падали! Мир жесток, он так устроен, но и он  в умелых руках  подлежит  ремонту и   реконструкции. Сделать мир на Вечный Миг добрее  -  высшая цель человечного Человека.
      Считать эту цель недостижимой, утопической и нереальной - одно из  самых  главных, трагических  и судьбоносных заблуждений несчастного человечества.
    Идеи, изложенный в  главных трудах Владимира Павловича, сегодня   злободневны и  актуальны как никогда.  Без них, без  твердой веры в совершенного Человека, нельзя создать новую, честную Идеологию Будущего, о которой ещё в начале "нулевых годов"  говорил нам  А.А.Зиновьев. И  тем более без идей Эфроимсона невозможно  эффективно и плодотворно проводить молодёжную политику в стране в духе возрождения и созидания, гуманизма и благодати.
    До сих пор не переизданы некоторые  его главные книги, и не изданы вообще многие его рукописи,  посвященные политическому и социологическому анализу дореволюционной и послереволюционной истории нашей страны. А между тем, мало кто из отечественных  историков делал анализ историческим событиям в контексте биосоциальных проблем  формирования личности и природного альтруизма.   Ждут своего издателя    и машинописные копии двух других его книг: "Генетические аспекты биосоциальной проблемы формирования личности" и "Биосоциальные факторы повышенной умственной активности".
     Вот какие памятные, юбилейные  даты хранит в себе этот  непростой, тревожный  и противоречивый, уходящий  2018 год. И многое из того , что было,  в той или иной мере отмечено нами в этом году, повергает нас  в культурный шок, в страх и трепет  и в грех уныния. Те же самые и такого рода  ужасные  столетние юбилеи  ждут нас и в будущем 2019 году. Там нас ждут ещё более мрачные и "чёрные юбилеи". Кровавые даты Гражданской войны,   русской Ванде в Тамбове, голод и людоедство в Поволжье, массовый исход русских людей из разорённой второй великой  Смутой России.
      И  к этим  юбилейным датам  уже надо морально и нравственно готовиться,  делать всё возможное, чтобы бедное сердце ещё раз выдержало  чрезмерную  нагрузку и  не разорвалось бы на куски  от очередной, нестерпимой боли и жгучего стыда.
            Скверный год!  Отвратительный год!
            Это ещё ничего...
            Там.. За Самарой... Я слышал...
            Люди едят друг  друга...
            Такой выпал нам год!
               
                Сергей ЕСЕНИН. Страна негодяев, 1922

21.11.2018 года