Критика. Андрей Карелин Альсара

Альберт Сысоев
Критика.
Андрей Карелин
«Альсара»


Интерес к действительности у начинающих писателей явно понижен, умение наблюдать развито слабо. Люди вообще и всегда несколько торопятся сделать «конечный вывод», этот недостаток особенно свойственен молодёжи.

М. Горький «О начинающих писателях»



Ханс Кристиан Андерсон, известный Датский писатель, начал свою литературную карьеру еще в 1829 году, с опубликования фантастического рассказа. Это только потом он станет известным сказочником, написав «Дюймовочку», помните это милое, сказочное создание, с салатовыми крылышками за спиной? Что, разве не было крыльев? Ах, не салатовые, а прозрачные и то, только в конце сказки. Но не суть. Важно, что были.
Тем не менее, даже в те далекие времена люди любили фантастику. Тогда не было кино, а про телевидение люди даже не могли и мечтать. Но фантазировать любили не меньше чем мы с вами в XXI веке. Именно греческое слово «фантастик», переводящееся на русский, как искусство воображать, фантазировать, дало название, в русском языке, целому литературному жанру. Который объемен на столько, на сколько только может хватить вашей фантазии.
Западное название жанра фантастики «science fiction» (фантастика), с английского дословно — «научная фикция (выдумка)», более подлинно раскрывает нам суть ожидаемого от произведения, в этом жанре сюжета. Любимый же многими читателями жанр «fantasy» (фэнтези), с английского дословно — «фантазия», в западной литературе отделен от фантастики, так как предполагает использование мифологических и сказочных мотивов и персонажей. Как вы понимаете, наука и мифология имеют определенный фундаментальный конфликт базиса, что в свою очередь, разумеется, приводит к абсолютно разным надстройкам.
Родоначальником современного жанра «фэнтази» считается Джон Рональд Руэл Толкин, хотя мифологические рассказы, как элемент развлекательной литературы, известны еще с XV века. Хотя мне думается, скорее всего, ученые филологи смогли раскопать литературу, этого жанра, датируемую столь давно. Потому, что на протяжении всего существования человечества люди фантазировали. Как вам, например, такая фантазия, женщина красивой наружности, со змеями вместо волос, от взгляда которой люди превращаются в камень? Там еще и супергерой был, Персеем звали. А это герои, между прочим, произведения VIII века до нашей эры, то есть двадцати девяти вековой давности. Но Персей использовал достижение науки, тех давних мифологических времен, вооружившись летающими сандалиями, смотря на своего противника, чтобы не превратиться в камень, через отражение в отполированном медном щите, дабы сразить женщину приятной наружности, превращавшей всех в камень свои взглядом.
В противовес мифам, легендам и современным фанфикам, называемым «фэнтези», «научная фантастика» предполагает в своей основе реальные научно-технические достижения человечества, которые выступают в роли фона, для происходящих между людьми событий. Ведь книги пишутся для людей и про людей. Взять, к примеру, банальный сюжет «из грязи в князи», где про реальность можно написать историю человека из бедной семьи заводских рабочих, разумеется российской, больше ни где в мире не бывает людей, работающих на заводе, оставаясь бедными, который всего добивается сам, в итоге став владельцем трансатлантической корпорации. Точно такой же сюжет мало чем по сути будет отличаться от фантастической саги, про молодого уроженца захолустной планеты, который, опять же, добиваясь всего сам становится хозяином межгалактической корпорации. Нет, к шуту корпорации — он становится императором известного космоса, самым справедливым, мудрым и могущественным. Фон разный, суть не изменилась ни на каплю.
Научная фантастика является одним из самых сложнейших жанров литературы. При написании фантазии с использованием всевозможной техники, нужно, непременно, разбираться не только во всех хитросплетениях литературных правил и орфографии русского языка, но и быть экспертом в современных технологиях, дабы дать читателю свои собственные прогнозы о векторах развития науки и техники.
К сожалению, в настоящее время, большинство авторов не разбираются ни в литературе, ни в науке, ни в технике. А используют лазейку в виде того, что сюжет может быть написан как про реальность, так и про далекое будущее, не обращая внимания на фоне чего происходят события.
Как уже писалось, выше, любой интересный сюжет, может быть положен на любой внешний фон, потому, что в любом случае рассказ будет вестись про людей и их взаимоотношения, будь то любовь, или борьба со злом. Вот вам пример.
В одной республике случился политический кризис, после чего, власть узурпировал один человек. Не согласные с подобным положением люди объединились вместе, им помогают адепты древней, когда-то широко распространенной религии. В плен к узурпатору попадает политический деятель республики, которого ожидает смертная казнь. Но волей случая молодой главный герой, познакомившись с религиозным функционером, спасает политическую фигуру. Познав тайну древней религии, главный герой разбивает силы узурпатора, спасая зарождающееся сопротивление. Думаю, любители научной фантастики уже догадались, о чем идет речь, теперь представлю тот же самый сюжет «спустившись на землю».
В одной из североафриканских республик случается политический кризис, после чего власть захватывает военный диктатор. Не согласные с новым политическим курсом своей страны люди объединяются в повстанческую армию освобождения. К армии освобождения примыкают лидеры некогда известной древней религии… Итак далее. Из этого абзаца явно становится понятно, что лишь не большие изменения фона не затрагивают сути сюжета. Хотя на самом деле, этот сюжет в оригинале Джорджа Лукаса звучит так.
Сенатор Палапатин, воспользовавшись политическим кризисом в галактической республике объявляет себя Императором. Принцесса Лея, будучи послом Альдебарана, захвачена в плен, ближайшим сподвижником Императора — Дартом Вейдером, который когда-то давно был юным религиозным деятелем древнего ордена Джедаев…

* * *

Каждый писатель-фантаст, в меру своей фантазии, помноженной на здравый смысл, создает неповторимый мир, который живет по законам автора и общепринятых законов физики. Если кто-то забывает про физику, то это уже писатель, работающий в стиле фэнтези, где все дозволено, а что не дозволено, то можно наколдовать.
 Вспомните мир профессора Доуэля или подводный мир Ихтиандра, которые создал Александр Беляев на основе реальных географических мест и достижений современной, на тот момент, науки. Были и социалистические миры будущего в описании мемуаров адмирала звездного флота пятого века коммунистической эры, в трилогии Сергея Снегова «Люди как боги». И всем известный, не литературный, но тем не менее фантастичный и образный, мир галактики «Кин-дза-дза», выражения персонажей которой стали устойчивыми выражениями русского языка.
Среди западных фантастических миров можно смело приводит мир «Дюны» Френка Герберта и «Звездные Войны» Джорджа Лукаса. Причем, если «Дюна» была литературным произведением изначально, которое затем было экранизировано, то «Звездные Войны» изначально были сценарием для фильма. Тем не менее обоим этим фантастическим мирам повезло с численностью фанатов, а количество фанфиков, на эти произведения искусства, выходят по настоящее время. Тут секрет не в сюжете, или в героях, а в сбалансированном сочетании места действия, героев, сюжета.
Без создания собственного мира, фантасту рано создавать в нем персонажей и тем паче какие-то сюжетные линии. Потому, что и герои, и сюжетные линии будут действовать в рамках этого мира, а если же вы постараетесь изменить свой мир «по ходу пьесы», то скорее всего ваш мир «поплывет» в неизвестном направлении развития, что очень резко будет бросаться читателю в глаза. С другой стороны, это можно использовать как литературный прием, но опять же, только в меру и со здравым смыслом. Но баланс, скорее всего, будет нарушен.
В произведении Андрея Карелина «Альсара», которое он определил, как жанр космооперы, на читательском конкурсе сообщества «Литературное объединение «Щеглы», социальной сети «Вконтакт», «Альсара» соткана из множества известных фантастических миров. После прочтения «Альсара» остается несколько довольно серьезных вопросов к автору. Например, зачем писатель выдергивал сцены из известных фильмов, когда его мир, его персонажи вполне предполагают свои собственные эпизоды, без оглядки, на «Звездные Войны», «Терминатор», «Дюна», «Кин-Дза-Дза»?
Начало произведения поражает не правдоподобными событиями, которые, по мнению автора, не плохо бы смотрелись на экране кинотеатра. Так, например, некое поселение, город, у автора полностью отсутствует экспозиция в произведении, называемое «Эвэдэ», накрывают потоки лавы, а раскаленный пепел выжигает город. Данная попытка создать спецэффект в литературе, на самом деле, выдала невежество писателя, который не изучил вопрос извержения. Лава, раскаленные минеральные вещества, проще говоря разогретый до жидкого состояния камень, перемещается, во всяком случае на нашей планете «Земля», со скоростью нескольких метров в час, это очень горячая, очень тяжелая и очень медленная субстанция. А пепел, он легкий и холодный, поэтому взмывает в воздух на несколько километров, во всяком случае поджечь им что-либо невозможно. При извержениях вулканов, поселения, как правило, уничтожаются пирокластическим потоком, там и взрывная волна, и молнии, и скорость потока, доходящая до семиста километров в час, по-другому выглядит, как горячий селевой поток.
Следом же, в произведении, мы находим такие термины как «шатл», «гравитон», причем за людьми, для спасения, прилетает «гравитон», а уже улетает «шатл», под конец произведения «гравитон» будет передвигаться по поверхности планеты, как наш обычный автомобиль, но только без колес. Отсутствие четкого описания предметов и техники мира «Альсары» не дают понять, что к чему. Мы не в кинотеатре и не видим, как и что выглядит, для чего используется и зачем оно вообще тут.
Затем начинается путаница в мыслях и диалогах главной героини, которую зовут «Азия», она едет не понятно куда, но это, непонятно что, называется «Омикрон», конечно через какие-то моменты повествования становится понятно, что это какая-то деревенька, в которой можно неплохо развлечься. Прошу прощения, «Омикрон» — это один из крупнейших и развитых городов мира «Альсара». Правда узнал я это, уже миновав треть прочитанного произведения. А все от того, что нет экспозиции того мира, в котором происходят события. «Дюну» читал, но ваш мир, уважаемый Андрей, иной. Вы сами того, видимо, не осознавая, создали интереснейшее место действия, ваш собственный фантастический мир, но об этом много позже.
Нельзя не упомянуть о сексуальных сценах. Точнее со сценами там полный порядок. А вот со своевременностью их появления в сюжете все довольно плохо. Сложилось впечатление, что эти пикантные подробности были написаны отдельно от канвы повествования, а затем, вставлены между абзацами. Сложно представить молодую девушку, которая пережила потерю всего имущества, близких, не проронив ни слезинки на следующий же день спокойно занимающуюся шалостями с другой женщиной. Хотя там чувствуется отсутствие глубины переживаний Азии. Ну вроде поплакала, пока эвакуировали, и будет.
Вы лазили когда-нибудь на крышу железнодорожного вагона, который тянет банальный паровоз, да еще c закрытыми глазами? У главной героини это получилось с двумя парнями, которые ее затем начали насиловать, правда с крыши вагона они в какой-то момент телепортировались в тамбур, где и начали приставать к Азии. На этом моменте у меня сложилось стойкое чувство того, что вычитку произведения ни автор, ни тем более редактор не делали. К сожалению произведение изобилует подобными нестыковками до первой трети.
Начиная со второй трети космооперы, стиль и качество изложения кардинально меняются в лучшую сторону. Но боюсь, что редактор издательства, при первой же путанице с лайнерами, шатлами, гравилетами, которые в последствии оказываются банальным самолетом, уже выкинул рукопись в корзину.
Возможно автор посетил курсы для писателей, либо вошел в работу с головой, но до последней трети произведения чтение идет легко. Погружаешься в придуманный Андреем мир Альсары, где начинается настоящая боевая фантастика, с политическими интригами, школой архонтов и супероружием металлического прута с аккумулятором.
Последняя треть произведения, хотя и обладает непредсказуемыми поворотами сюжета, завязанными на событиях начала космооперы, в конце скатывается к неразберихе и запутанности.  Разрыв в действиях, некоторая путаница в событиях, отсутствия четкого понимания, где конкретно происходят события. Но тут хотя бы уже интимные сцены органично вплетены в ход событий.
Персонаж красивой девушки, с имплантатом головного мозга и салатовыми крылышками за спиной, подаренными интересными, но мало описанными «консервщиками», создают образ космической Дюймовочки, которую все используют в своих целях. Образ Азии интересен, но не раскрыт до конца. До самого финала произведения у меня складывалось впечатление, что ее жизнь вывернет к развязке, в которой она окажется жертвой случая, но начав немного раскрывать это, автор дальше не продолжает. Развязка у произведения скомканная, не интересная. Я бы даже сказал, что в самом завершении автор попытался сделать космооперу приближенной к «Дюне». Но у него это не получилось.

Человек, который любит фантастику, взявший эту книгу для чтения, будет сильно разочарован ее началом. Но если осилит читать дальше, то получит незабываемые впечатления от уникального, придуманного автором мира. Жаль только, что этот мир, не был раскрашен по-настоящему всеми красками и оттенками, которые читатель вправе ожидать от космооперы. Заимствований из художественных фильмов хоть отбавляй. Это литература, тут не смотрят, тут фантазируют, а для фантазии нужны описания и структура. Автору следует прочитать больше книг фантастических жанров, спецэффекты киноэкрана сложно передать через слова и абзацы. У каждого читателя свое представление и видение происходящего. А жанр космооперы относится к разряду телевизионных фильмов, с большим количеством серий, но не книг.
Мир «Альсары» интересный, загадочный и неповторимый, на который стоит обратить внимание. А автору стоит более глубже и внимательнее делать вычитки своего текста. И здесь не поможет понятие «я художник, я так вижу», надо быть просто внимательным и ответственным, вас же люди читают.