Ферзь vs Конь, Слон, Ладья

Алексей Ратушный
Ферзь vs Конь, Слон, Ладья

Ферзя в Чатуранге нет и никогда не было.
А когда появился Ферзь – исчезла Чатуранга и возник Шатрандж.
Но мы не будем скупердяйничать и рассмотрим вопрос о Ферзе в Матрице с современных представлений об Игре и Фигурах.
В каждой настольной игре рано или поздно возникает вопрос о нахождении на одном поле сразу двух фигур.
Иногда сдвоенная фигура становится «препятствием», иногда приобретает «ускорение».
То есть сама по себе идея поставить Коня на Ладью не только в жизни, но и на доске вполне реалистична.
Как частный случай такого «сдвоения» фигур и рассматривается «Ферзь» как фигура, делающая ходы и Ладьи и Слона.
Так сказать «Слон в Ладье» или «Ладья на Слоне».
Рассматривая семь вариантов «первоначальных» фигур в квадрате 5х5 мы заметили, что имеется ТРИ ПАРЫ фигур, которые создают континуум на квадрате, если берут в компаньоны третьего – Коня.
Конь – вне пар!
А вот Ладья и Слон – как раз одна из этих Трёх пар!
Таким образом именно объединение этой пары в одну фигуру как минимум – естественно!
И вместе с Конём Ферзь создаёт именно Континуум.
Позднее возникает идея Магараджи – строенной фигуры, ходящей как ферзь и как конь. Но здесь мы её рассматривать не будем, как не имеющую пока для Матрицы какого либо смысла.
Хотя именно отбрасывание вот таких «очевидных» нелепостей на 12 лет задержало моё Открытие Мерцающих шахмат.
Кто знает? Кто знает!
Как оно там «на самом деле»…

Итак – краткий экскурс в позиционирование Ферзя.
Рассматривая игру Ферзя с другими фигурами (а Короля мы из этих Игр исключаем!) мы пытаемся выяснить, выигрывает ли Ферзь у конкретной фигуры «игру» или нет, и как первоначальные, рассматриваем «нормальные» расположения двух фигур на Матрице, исключающие немедленное уничтожение одной фигуры – другой.
То есть, если Конь стоит на а1, а Ферзь на с2, мы понимаем, что сейчас ход Ферзя. На одно поле и Ферзя и его оппонента мы не ставим.
Интересна ведь именно «борьба» двух фигур в этом жестко ограниченном пространстве!
Подсознательно, возможно, я – сын узника и узницы, как бы мысленно помещаю двух заключённых в одну небольшую тюремную камеру и смотрю, чем может завершиться их совместное пребывание.
Под «матом» здесь мы рассматриваем любую позицию, при которой фигура вынуждена ходить под взятие, то есть позицию «смертельного» цугцванга.
Например Конь и Слон частенько находятся в позиции обоюдного цугцванга, то есть проигрывает та фигура, которая должна делать ход. Понятно, что с точки зрения Короля это «пат», но это Король не может ходить «под бой», а у нас весьма ограниченное пространство, только две фигуры и выигрывает тот, кто берёт фигуру партнёра, поэтому «пат» здесь недействителен, а ввиду предстоящей гибели оппонента мы и употребляем классическое арабское «смерть» то бишь «мат»!

Гипотеза о Слоне

Практически при любой «нормальной» первоначальной расстановке Ферзь выигрывает в два хода!
Как правило, Ферзь первым же ходом либо уничтожает Слона, либо ставит ему «мат»! Исключения: положение Слона на одном из центральных полей и ферзя на «ходе коня» от Слона на краю.
Тогда первым ходом Ферзь вытесняет Слона на край доски, а вторым ставит ему мат и третьим уничтожает.
Три положения такого «мата», когда любой ход Слона ведёт к его немедленному уничтожению, показаны на иллюстрации.
В алгебраической нотации это выглядит так:
1. Ф с2 – С а2
2. Ф b1 – C c4
3. Ф d2 – С b1
При слоне в углу (например на d4) ферзь матует слона из двух позиций с1 и а3. И расположить ферзя так, чтобы он не мог либо немедленно уничтожить слона в углу, либо попасть на одно из этих двух полей – не удаётся!

Гипотеза о Коне

Конь проигрывает Ферзю максимум в два хода.
Например Конь в центре либо уничтожается немедленно, либо получает мат, показанный на иллюстрации.
В алгебраической нотации
1. Ф с2 – К с3.
На краю доски показаны два изяшных мата  Ферзём Коню:
2. Ф а3 – К а2
3. Ф d2 – К а2.

Гипотеза о Ладье.

При любом расположении на Матрице у Ладьи имеется минимум один спасительный ход!
На иллюстрации для примера показано одно такое положение:
Ф b2 – Лd1
У Ладьи есть ход на d3!
Таким образом при «правильной» игре Ферзь не в состоянии «поймать» Ладью!
Понятно, что для игры с ребёнком детсадовского возраста такая Игра весьма занимательна и малыш с удовольствием каждый раз ускользает своей Ладьёй из лап коварного Ферзя.