Сенокосная пора

Наталья Пономарева -Воейкова
Наконец-то отпуск! Последние дни перед ним казались такие длинные.Отдыхать,отдыхать, от общества, от работы, о дома, в лесу, на покосе, на природе!Лишь бы надышаться свежим воздухом полной грудью.Дышать,дышать, пьянея от этой чистоты, наслаждаться запахом травы, леса.
 Лето, сенокосная пора,для этого и был взят отпуск, чтобы убрать сено,
чтобы мои коровки были сыты зимой, ели душистое сено утопая мордами в брошенные кучи.
 
Хоть и тяжело, и жарко,люблю это сенокосную пору, время палящего солнца и звенящего зноя, когда кажется всё, вот  уже нет сил, но или от природной энергии, или от свежего воздуха снова и снова появляются силы, и ты продолжаешь свою работу.
 Не так уж далеко эти сенокосные угодья, но пешком я бы не осмелилась идти через гору.Лучше на любимом  железном "коне" стареньком мотоцикле, раз и там.Разбросанные полянки трактор не косит,не удобно для техники,зато для ручной работы подходящие место.Сегодня одна, завтра другая и пошла удалая коса гулять по разнотравью.На каждой полянке есть что-то своё особенное.Нравится мне дальняя небольшая полянка, где лежит полусгнившее бревно с живущими там ящерками,которые греются на нем и разбегаются при нашем появлении.На другой стороне поляны,дальше в глубине леса встречает глухарь.

 Усядется на дерево и гукает,будто говорит:"Что вы тут хозяйничаете,это моё место" Поворчит, поворчит,тяжело слетит с ветки, взмахивая крыльями скроется в глуши леса.
Потом неожиданно пролетает цапля, знаем что живёт где-то рядом,но каждый раз восхищаюсь:"Ух ты!Какая важная, прямо здешняя царица!"
    Ещё одна полянка усыпана земляникой, а по краям растет черёмуха, смородина черная и красная кислица, даже кусты шиповника,как будто лесной сад.Чёрные блестящие ягоды черёмухи возьмёшь в рот,а они внутри зелёные горькие, не ягода,а заманиха какая-то, только к концу покоса созреют будут сладкие.
   
  А на самой большой поляне, где всё косится трактором, ближе к её середине, растут два красивых огромных дерева лиственница и берёза.Берёза раскидистая широкая ветками устремилась вверх, от ветра шелестит листьями, и кажется, что звучит берёзовая музыка.
Здесь под ней мы располагаемся для отдыха, тут можно спрятаться от палящего солнца.

 Рядом под лиственницей хозяйничают муравьи и земляные пчёлы, которые недалеко от дерева устроили свой дом.Сломанные ветром ветки лежат рядом, ну как барышня лишний наряд сбросила.А сама вся широкая, нижние ветки по пять-шесть метров, кажется, что хочет захватить ими больше солнца и тепла от земли, при этом как бы дружески обнимает ветки берёзы.Уж хватает свободы для этих двух красавиц, так что растут и в ширину и высоту.
   
   Вот и началась наша работа, как всегда, обходим наши владения,смотрим где  уродилась трава, где ведёт наступления из леса мох, всё меньше и меньше оставляя нам покоса.Его не уберёшь руками надо специальное приспособление.
 Сначала траву косим на маленьких полянках, косим, косим, передых и снова косим.Нужно успеть пока роса ещё на траве: так легче и мягче идет коса.

  Главный мой  покосчик впереди,а я немного позади.Он идёт широко расставив ноги,  размашисто опускает косу в траву, только слышно шик-шик.Скошенная трава послушно ложится у его ног, переступает и дальше,размах и трава снова падает, только остаётся полоса скошенной травы.На такой размах у меня силёнок  не хватает.Хоть и научилась со временем косить не отставая, но коса на половину меньше, да и звенит потоньше, наверное по-женски.

  Короткий перерыв и снова работа, успеть пока трава не высохла,легче махать по мокрой, сухая поддаётся труднее.И снова падают травы, цветы, какие-то колокольчики.Возмущаюсь, что  не  нет сил косить длинный пырей, который уже высох на солнце и никак не хочет мне поддаваться.Будто не я на него иду, а он на меня стеной надвигается, выше пояса густой, не покос, а война какая-то.Мой суженый отправляет меня туда, где разнотравье, там косить легче трава мягче.
  Как всегда заострив мою косу ворчит:"За залопатила всю, сколько можно тебя учить правильно заострять! (точить - прим.автора)"
 
  Поднимается жара , парит и исчезает роса, кузнечики счастливые распелись,зажужжала саранча, огромная величиной  больше пальца, перелетает с места на место, если попадет на тело успевает больно укусить. Но это ещё не беда с жарой появляются "пауты"- овод жалящий  с лёту до крови, только ойкнешь, если во время работы успевает с делать на меня посадку.
   
   И началось!...Вспотевшее тело притягивает не только их, но и толпы  мельчайших мушек, которым хочется слизнуть солёный пот, столбом вьются над головой.Как бы сильного вреда от них нет, но их наглая назойливость мешает работать, щекочут руки,лицо,лезут в глаза.От этой проблемы всегда в запасе мазь отпугивающая этих "зверюг".
  Проходит время действия мази, и снова  ликующие мушки облизывают тебя:"Ах ты, наша вкусненькая"- жужжат и жужжат. Отмахнешься:"Надоели уже,достали!",а они снова радостно:"Мы вернулись!Прими наши поцелуи!"Возмущаюсь и иду готовить обед.
   
   Чай  вскипел и вкусно пахнет лесом, с немного добавленными ароматными травами,а  в суп добавляю чуть-чуть пижмы, из-за этого он получается особенный, лесной.Управляемся с обедом, дремлем, набираемся сил.
  Сладкая истома от работы растекается по всему телу, а может это энергия земли даёт свои силы, чтобы снова продолжить работу.
Закончен перерыв и мой муж снова идёт косить, а я начинаю переворачивать вчерашнюю скошенную траву.

   После обеда моя работа- сушить скошенные, подсыхающие полоски  травы на жарком солнце, которые будут превращаться в душистое сено.За много лет научились убирать сено не в  большие валы, а просто сразу собирая полоски.
А вдруг пойдет дождь и не надо мучится потом обратно раскидывать мокрое и сушить.Когда есть помощники,то работа спориться  быстрее,мужчины собирают сено вилами и складывают в копны,женская половина только подскребает остатки сена, так уборка проходит быстрее.
   
  Вот уже солнце  клонится к закату, надо успеть до вечерней росы собрать сухое сено.Назойливые комары к вечеру обнаглели, выгоняют с покоса:"Сколько можно!Мы тут хозяева, а то мошек кинем в атаку на вас!"
  Да,до появления кусачих мошек надо уезжать домой, тут и мазь не очень помогает, всё равно найдут незащищённое место, так отметят его, что комар кажется кусает ласково.

  Для кого сенокосная пора это тяжелый труд,да я и не возражаю,потому что  знаю хорошо эту работу.Но для меня эта особая,  счастливая пора, когда рядом с тобой любимый человек и мы вдвоем.
   Пусть скошенные  им цветы упадут у моих ног.Пусть холодная вода из родника обжигает руки так, что хочется пищать пока набираю её, но я принесу для своего милого и буду смотреть как он пьёт и капли стекают по краям его губ.
  Как он будет курить во время отдыха  и пускать дым на комаров, чтобы не кусались.Ворчать на кусачих "паутов", смотреть с тревогой на тёмные тучи, как бы не пошел дождь, в надежде на то, что разгонит их ветер.Я буду сидеть рядышком и прижиматься к нему в коротком перерыве отдыха, вдыхая запах скошенной травы и высохшего сена, перемешанного с запахом пота.
 
  Это моё!...И как всегда он будет обнимать меня усталыми руками и успокаивать как бы себя и меня:"Ничего, мать,управимся до дождей!" И опять будем гадать успеем или не успеем управиться с покосом до дождей, собрать свежую зелёную  драгоценность.Витаминки для скотинки, а не потемневшую сенную  массу после проливных дождей.
   Вдруг полил тёплый густой дождь.Сидим под плёнкой  взятой на запас от дождя, заботливо укрывает курткой.Пора домой! 
 
  Дети уже скотинку пригнали домой, хозяйничают без нас, помощники растут.Вечереет, собираемся, устали, пробирает легкий холод, в лесу к ночи становится холоднее, чем в деревне.Дорога хорошая, поднимаемся на вершину горы, и как всегда останавливаемся на мгновение полюбоваться природой, красотой синеющих гор.
 Затем скатываемся  вниз- быстрее ветра,ух!...
 Так хочется раскинуть руки, как крылья и лететь над миром, и кричать о счастья.Но мне не разрешается:"Сиди, держись!"
   От быстрой свободной езды,от того, что красивая природа, или от того, что надышавшись свежим воздухом,кажется, что за спиной выросли крылья.
И я хоть и уставшая,но счастливая лечу,лечу над миром, как во сне, когда снится, что я летаю!