О замполитах

Андрей Николаевич Рощин
(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)

Пришло время рассказать о том, что не позволяло нам слететь с катушек в дальних океанских походах и о тех, кто за это отвечал по своим непосредственным обязанностям. 
Я, конечно же, имею в виду замполитов, а также о личных хобби членов экипажа.
Можно по-разному относиться к замполитам, многие отзываются о них нелицеприятно, но лично я с этим не согласен.
Если мы являемся воинской частью, а каждый корабль представлял собой обособленное подразделение со своим номером войсковой части, то нам по штату положен свой политработник,  профессиональный воспитатель, а в описываемых событиях – ответственный за душевное состояние личного состава. В стародавние царские времена это был корабельный священник, а у нас его роль выполнял замполит. Только не путайте с особистами, представителями 1-го (особого отдела), многие их почему-то путают с политработниками. Конечно это не тот плакатный замполит с пистолетом в руке, который поднимает за собой полк в атаку. Нет, у него была другая задача.
Замполит хорош уже тем, что отвечает за демонстрацию каждым вечером кинофильма, хоть иногда бывает так, что это один и тот же фильм, но это ведь не важно, если фильм хороший, почему бы ещё раз не посмотреть, не правда ли?  Ещё он организатор экскурсий при заходах в зарубежные порты, это тоже очень полезная и важная его функция. Ещё человек этот должен быть душевным, с которым можно переброситься доброжелательными фразами, а значит слегка «сдуться» если накопились какие-то «напряжёнки» в душе. Корабельная библиотека опять же на его ответственности. Спортивные соревнования, конкурсы там всякие, познавательные доклады, курсы и симпозиумы тоже организовывали замполиты. А из прикомандированных ученых было много очень интересных и образованных людей, которые готовы были читать нам лекции на самые разные темы. Мы с удовольствием ходили на эти занятия. Ведь многие из нас были просто гениальными самоучками, осваивали всё самостоятельно, поэтому эти курсы были чем-то вроде ликбеза. В результате такой самоподготовки я потом сдавал прямо без подготовки  экзамены в своем заочном институте, в который я поступил в один из моментов долгого простоя своего корабля у стенки. Поступление в институт помогло в дальнейшем претендовать на должность инженера.
Ещё замполиты отвечали за коллективное творчество экипажа. Прямо как массовики – затейники. В любом человеческом коллективе всегда найдутся способные и талантливые люди с навыками музыкантов, танцоров или более или менее способных певцов. Так было и у нас. Рано или поздно, причем это случалось на каждом моём корабле, когда обычный десяток-другой увлечений надоедал, сбивалась инициативная группа талантов, обычно называемая вокально-инструментальным ансамблем. Название могло быть самым разным, естественно связанное с романтикой моря, а вот репертуар подбирался таким, чтобы и «волки были целы и овцы сыты». Обычный советский репертуар всех устраивал. Когда затягивали «Под крышей дома твоего» Юрия Антонова, слёзы наворачивались даже у самых стойких морских волков.
Я тоже участвовал непосредственно в создании ансамбля. На мне было аппаратное обеспечение. Задача непростая – из одного усилителя от кинопроектора сделать установку для озвучивания нашего концертного зала (вертолётного ангара, само собой). Надо было сбалансировать все входные сигналы, суммировать и подать на вход этого единственного на корабле киношного усилителя с такими же киношными колонками. Ранее я уже писал, как пел в шахте выдвижных устройств вместе с тем медведем, который мне наступил на ухо, поэтому, из инструментов мне доверяли только маракасы. Гремя ими, я не бил баклуши, а вносил посильный вклад в музыкальное сопровождение. Я всегда критически относился к своим музыкальным способностям, хотя музыку любил, люблю и буду любить (впоследствии я стал инженером-звуковиком на «Ленфильме»), поэтому стоял в сторонке, следил за аппаратурой, проводами и периодически наяривал этими маракасами тогда, когда считал это необходимым.
Надо отметить, что замполиты были самыми разными людьми, от кремлёвских курсантов в прошлом, до необразованных крестьян. Но все, как вы уже давно поняли с мощной поддержкой «сверху». Кто-то использовал свои связи для блага экипажа. К примеру, выбивая нам самые лучшие и свежие на тот момент фильмы. Такие как «Тегеран 43» или «Любовь и голуби». Эти фильмы ещё не вышли в прокат на большой земле, а мы их уже досматривали до дыр, зная наизусть все знаменитые фразы, перешедшие в народ. А кто-то просто пользовался своими связями, чтобы удержаться на привлекательном месте службы.
Тут просится сразу рассказ о легендарной личности из замполитов – о Лисапеде. Очень колоритным человеком был этот замполит. Я с ним ходил в поход, работая на ОИС «Молдавия». Был он, что называется «от сохи». Если представить себе крестьянина с западной Украины, низенького, крепкого, квадратного, с бесхитростным складом ума, но крайне злопамятного, в то же время простого как 2 копейки и улыбчивого, то это и будет наш Лисапед. Именно так он и вошел в историю. Никто сейчас не помнит его по фамилии. Кого бы я ни спрашивал. Но каждый старожил нашей конторы поймёт о ком идёт речь, как только скажут слово «лисапед». К моему приходу на «Молдавию», Лисапед все свои «перлы» уже  выдал. Поэтому могу воспроизводить их только с чужих рассказов.
Ну, прежде всего, как родился его псевдоним. Он никак не мог выучить слово велосипед и говорил «лисапед», думаю что в его местности все так говорили, а он искренне считал, что так говорить вполне нормально. Итак, проводя экскурсии, он выдавал такую фразу гостям научного лайнера– «а ТУТА у нас ВЕТРОЛЕТНЫЙ АМБАР и он такой большой, что в ЁМ можно ездить на ЛИСАПЕДЕ!». С тех пор он повторял эту фразу на каждой экскурсии. Поэтому к нему и приклеилось это прозвище. Лаборатория у него была «лабраторией», а объявления по трансляции могли прозвучать так – «Кто хочет глядеть кино, гляди на доску объявлений возле дежурного!»
Лично мне он сказал глубокомысленную фразу, доказывающую, что он значительно поумнел и знает кое-какие термины - «Какая же у него парусность высокая». Это об эсминце «Современный», которого выводили с завода и мы задумчиво наблюдали, как он пройдет мимо нас, отправляясь служить на Северный флот. Это было так неожиданно для меня, что я невольно запомнил. Хотя думаю всё же, что парусность у всех эсминцев примерно одинаковая.
Любимым занятием Лисапеда было ходить по прогулочной палубе и подслушивать то, что говорят в каютах, обычно из-за духоты в каютах все иллюминаторы были открыты настежь. Это мы поняли тогда, когда в какой-то момент он любовно обнял Васю Оладу, у которого мы обычно собирались компанией. Причём это сделал он сквозь занавески, через окно с прогулочной палубы, видимо показывая своё огромное к нему уважение, и, видимо, намекая на советский плакат  «не болтай» от чего тот чуть «кондрашку» не схватил от неожиданности. А мы поняли, что не только телефон нас подслушивает, но и уши Лисапеда.
Хотя в основном мне из замполитов попадались очень достойные люди. Один из них даже наградил меня значком «за дальний поход», правда это произошло спонтанно и по моей заявке, но неважно, главное, что он это сделал без всяких отговорок. Получилось так, что на счету у меня уже было несколько дальних походов. А существует очень красивый военный значок, который вроде как могли бы мне и вручить. В связи с этим я и «подколол» своего замполита, а почему, собственно, я не награждён? Без всяких препирательств он пригласил меня в свою каюту, извинился, что не в торжественной обстановке и вручил значок нового образца. Старого образца был бы, конечно, красивее, но теперь я имел моральное право красоваться в день ВМФ с любым таким знаком. А старый красивый я себе потом выменял, так что тот, замполитовский теперь у меня на почётном месте, в обрамлении якоря, украшает стенку.