Слой скачка и одна подушечка жвачки

Андрей Николаевич Рощин
(глава из книги «Ходи по путям сердца твоего...» или невыдуманные истории нашей юности)

Пришло, наконец,  время, дорогие мои читатели, объяснить, чем же мы таким в этих самых морях – океанах занимались.
А занимались мы всем! Вот что только не разрабатывалось для изучения мирового океана нашими научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и прочими там докторами с кандидатами. Милости просим – не хотите ли испытать своё новое устройство, прибор, систему, лебедку или технологию какую, написать и защитить свою диссертацию? Мы в этом поможем, чем сможем. Хотите береговые системы ЭВМ серии ЕС или СМ на борт поставить? Пожалуйста! А что корабль не стоит на месте и накопители на магнитной ленте при качке не хотят работать, вы только в море узнали? Не страшно! Отрицательный результат тоже результат! Или, может быть, хотите метеорологический радиолокатор на корабле разместить – тоже только «за»! Есть же суда для связи с космосом, почему бы и нам шарик антенны не поставить. Ничего что антенна приемно-передающая и облучает всех в прямой видимости, просто прикажем, чтобы никто на палубу не выходил, или можно будет выходить только желающим для повышения тонуса мужского достоинства. Облучение в малой дозе это даже полезно. Это была шутка наших локаторщиков, на всякий случай поясняю, потому как такой трюк лучше не повторять.
Не будем особо придираться к неудачам наших ученых, выход был в этом случае простой – не удался эксперимент – "майнай" железяку за борт и все дела. Списано за ненадобностью…
Потому что главной задачей перед нами всё же стояла задача обеспечения деятельности нашего подводного флота. А на всё остальное есть суда академии наук, им тоже надо чем-то заниматься. До сих пор всякие там недоброжелатели иронически сравнивают наш военно-морской флот в любой из исторических периодов с каким-нибудь из флотов НАТО. Не спорю, может быть и не в нашу пользу. А вы наш подводный флот сравните. Он является основным мечом и щитом нашей Родины. А достаточно даже остатков его, чтобы нас боялись, а значит и уважали. Но сила подводного флота в его скрытности, а какая же, может быть скрытность, если буржуинский акустик легко может тебя запеленговать, определить, а затем и ликвидировать.
На выручку пришла сама природа. А именно неоднородность водных масс в толще океана, а если конкретнее, то слой скачка. Скачка плотности, солёности и температуры. Вот этот самый слой и есть самая  полезная «маскировочная сеть» для подводных лодок. Ведь если залечь в толще воды на глубине этого слоя, где преломляются и отражаются акустические волны, подводная лодка становится «невидимкой» для неприятеля.
А потом уже ищи-свищи своими акустическими излучателями, сколько хочешь, лодка пропала.
Поэтому надо было набирать статистику, зависимость от сезона, строить на картах расположение и поведение этих зон, в общем кропотливая и нудная работа по сбору всех показателей воды на разных глубинах и разных широтах.
Нашим кораблям отводился Атлантический океан, не зря же мы 6-я Атлантическая Океаническая экспедиция!
Ну а при слове «статистика» сразу напрашивается светлый образ вычислительной техники. Но вот только персональных компьютеров, таких, какие есть сейчас у каждого мало-мальски уважающего себя человека на нашей планете, тогда ещё не было. Конечно же, страна выпускала и полноценно использовала самые разные ЭВМ, на тот момент так они назывались, но вот только в корабельных условиях они не очень-то годились. Поэтому работали мы на древних топографических электронных машинах, по сути дела, больших  программируемых калькуляторах с вводом и выводом информации на перфоленту. ТЭМ-2М, так она у нас называлась. Суровая железяка, стрекочущая стартстопным телетайпом, покрашенная шаровой краской с перламутровыми блестками, с памятью на ферромагнитных модулях (ферритовое кольцо и транзистор) и штука эта выдерживала любые шторма и работала в любую качку, а ведь корабли нашего проекта качало даже на спокойной воде, так уж проектировщики рассчитали центры тяжести.
Как-то стоя на перроне в Ломоносове в ожидании своей электрички, я с удивлением прочитал на борту тепловоза - ТЭМ-2М. Да, по иронии судьбы маневровый тепловоз Брянского машиностроительного завода и моя ЭВМ носили одно и то же название.
Как они были похожи! Во-первых, тепловоз был божественно красив и могуч, особенно в свежей окраске, как и наша ЭВМ. Обе машины были полностью металлическими! Это явный плюс в тяжёлых флотских условиях, или каком другом мобильном применении. Неметаллической была только перфолента – основной источник информации для нашей машины. Она была бумажной. Свойство бумаги рваться в самый неподходящий момент не раз портило нам жизнь, но выручал
изворотливый ум и морская смекалка. Декстриновый клей и шило (не путать со спиртом, в этот раз самое настоящее шило), вот главный инструмент оператора ЭВМ той конструкции. Клеем ленточки склеивали, шилом прокалывались дырочки в нужном месте, если это требовалось.
Хотя в работе я ещё использовал и паяльник, постоянно пытаясь усовершенствовать свою машину, чем вызывал ярость своего непосредственного руководителя Азата Хусаиновича Гильмутдинова, который не всегда разделял мои новаторские идеи. Я сейчас специально демонстрирую, что навек запомнил это непростое татарское ФИО. Других может, и не вспомню, а его запомнил. Это был отставной офицер, капитан 2 ранга, маленький, сухой, поджарый, деятельный, фанат игры в шеш беш (нарды). Очень похож на фольклорный персонаж - Кощея Бессмертного.
Обязанности у нас были простые – нести круглосуточную вахту по обработке чернового статистического материала, набранного гидрографами с буёв, батометров и отправка этого материала науке на дальнейшую обработку.
Ну и ещё, конечно, обеспечение полноценной работы машины путем ремонта и профилактики. Именно во время ремонта мы и схлестнулись с Азатом Хусаиновичем, да так, что обиделся на меня руководитель смертной обидой, хотя и был не прав. Для разрешения наших разногласий, а именно - что к чему надо припаивать и как вообще это делать, пока я спал, был  вызван по требованию моего наставника «третейский судья», программист с другого парохода нашей конторы (да, даже до такого это дело дошло), который и подтвердил мою точку зрения. На что проигравший Азат Хусаинович счёл себя оплёванным, крепко обиделся и объявил мне бойкот. Эта свара превратилась в шахматную партию, где на доске осталось только два короля, старый и малый, и они бесконечно бродят по шахматному полю. Позже мне удалось найти способ с ним помириться, но это тема отдельного рассказа.
А пока что мы тарахтели своим «тепловозом» в компании штурманов, т.к. машина находилась в непосредственной близости к штурманскому мостику. Что имело свои плюсы, но и свои минусы. Из минусов было постоянное присутствие всевозможного начальства, а плюсом было то, что тебя угощали с «барского стола».
Даже сейчас, по прошествии многих лет, я так и не смог вычислить марку того чая, которым владел тогда командир «Крупского» со знаменитой фамилией Кутузов. Можно по разному относиться к этому человеку, очень многим он сделал немало худого, поэтому его не любили, не любят, но сейчас не об этом. Перед походом он получил в своём спецраспределителе, а именно там снабжались дефицитом все «шишки» в советское время, безумно вкусный, ароматный, таинственно загадочный и манящий неизведанными ощущениями чай. Упакован он был в обычную малую мягкую упаковку «Индийский 2 сорт». И вот, когда командир выходил на ночную вахту, он приносил эту заварку и штурмана её заваривали.
Мне доставались опивки, т.е. после нескольких заливок заварного чайничка, но даже это было божественно вкусно. Ощущения вы можете представить себе хотя бы по тому факту, что я так восторженно об этом вспоминаю спустя столько лет. Я перепробовал кучу фантазийных сортов индийского, китайского и цейлонского чая. Но ничего подобного так и не встречал. Поэтому эта загадка осталась нерешённой. А вообще я у Кутузова был даже дома. Меня ведь представили ему как продвинутого электронщика и, конечно же, он захотел решить свои бытовые проблемы – с моей помощью починить домашний телевизор, это тогда, когда мы были ещё на берегу. Прибыл он к нам в контору откуда-то издалека, может быть даже с Тихоокеанского флота. Как и все имел могучую «лапу». Стал сначала командиром «Крупского», а потом уже, после ухода Бочковского и всей конторой стал командовать, это я 6-ю Атлантическую имею в виду, или в/ч 42842.
Так вот, прибыл я тогда по приказу к нему домой для починки телевизора. К моему счастью дефект был несерьёзный и я довольно быстро с ним справился. Был бы похитрее и пыхтел бы утирая пот пару часов, может он и уважал бы меня потом больше, но я, чистая душа, ни минуты лишней не хотел терять и с радостью отрапортовал, что задание выполнено. Сейчас я тебе… погоди… стал что-то искать Кутузов. Не иначе значок «за дальний поход» даст, заволновался я …
«Вот тебе импортная жвачка, заслужил», протягивает мне одну подушечку какой-то жвачки Кутузов. Ну что мне было делать, на лице моём, думаю, было написано всё, что я о нём думаю. Но «спасибо» сказал, хотя и готовился гаркнуть «Служу Советскому Союзу».
Таким вот был этот солидный, но, очень испорченный своим самомнением командир. Его любимым занятием было унижать подчинённых, всех без разбора. Не помню другого командира, который часами мог читать нравоучения на всех корабельных собраниях. Чем вызывал внутреннюю злобу у людей, которые десятилетиями бороздили океаны и сами могли, кого угодно, научить жизни.
Но были у него и слабости. Видимо насмотревшись фантастических фильмов, он как-то на вахте подошел ко мне и сказал - а могу ли я так сделать, чтобы ЭВМ с нами разговаривала, так, как это в кино показывают.
Нет, к сожалению, пришлось ответить мне, не той она у нас системы…