Пионерское поручение

Светлана Белая
     Современные дети имеют весьма смутное представление о том, кто такие пионеры. А во времена моего детства существовала прекрасная детская организация, имя которой было Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. Это была действительно очень хорошая детская организация. Она была призвана научить детей самостоятельности, ответственности за свои поступки, ответственному отношению к учёбе и еще многим хорошим качествам. Не зря одним из девизов пионеров был девиз: «Пионер — всем ребятам пример». Собственно, это даже не девиз, это был закон пионерской жизни. Да-да, у пионеров были свои законы и Торжественное обещание, которое они давали перед всеми детьми, когда им повязывали красный галстук и принимали в пионеры. У пионеров было много интересных дел в те времена: они помогали старикам, и таких ребят называли «тимуровцами», как героя книги детского писателя Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», ещё они собирали металлолом и макулатуру и даже соревновались, чей отряд больше соберёт. В трудное послевоенное время стране было нужно много металла для восстановления разрушенного народного хозяйства, и бумага тоже была нужна, и нам, детям, хотелось быть  полезными Родине и внести свою лепту.
     На сборах пионерского отряда мы старались сами решать проблемы класса, мы обсуждали вопросы успеваемости или недостойного поведения своих товарищей, вопросы участия в каких-либо пионерских делах, в спортивных соревнованиях и многое другое. Но главным было то, что мы делали это самостоятельно. Нам  никто не писал выступления на листочках, не подсказывал, какое решение нужно принять. Это не значит, что никто из взрослых нами не руководил. Но это делалось очень ненавязчиво и как-то незаметно для нас.  Обычно на сборах присутствовал отрядный или старший пионервожатый, который, естественно, имел право голоса на наших сборах. Могла присутствовать и учительница, но она старалась не вмешиваться в процесс.
     Мне нравилась моя пионерская жизнь. Но, к сожалению, как это иногда бывает, хорошую идею со временем испортили взрослые. Они перестали доверять детям, стали чрезмерно их опекать, лишили их самостоятельности. Пионерская организация стала слишком заорганизованной, но тем не менее она воспитала не одно поколение активных, целеустремлённых, сознательных и просто порядочных людей, настоящих патриотов своей Родины.
    Слишком длинное вступление у меня получилось, но я не могла не рассказать хоть немного о пионерах и пионерской организации современному читателю.
А теперь мне хочется рассказать об одном интересном эпизоде из моей пионерской жизни. Собственно, о том, как я выполняла пионерское поручение.
     В пятом классе меня избрали звеньевой. В нашем пионерском отряде, носившем имя пионера-героя Володи Дубинина, было три звена. Как водится, звенья соревновались в учёбе, в поведении, в участии в разных трудовых, спортивных и других мероприятиях. Я ходила гордая, хоть виду и не подавала, серьёзная и сосредоточенная. То, что меня избрали звеньевой, было почётно и ответственно. Во всяком случае, так я это ощущала. Звено у нас было хорошее, почти все учились на четверки и пятёрки, правда, у двоих мальчишек были сбои — тройки появлялись, а иногда и двойки. Мальчишек в звене было четверо и пять девчонок. Мы жили дружно и весело. Наше звено довольно часто в соревновании занимало первое место. И всё бы хорошо, если бы не Вовка. Вовка — белобрысый, круглолицый и круглоголовый мальчишка, плотного, коренастого  телосложения с крупноватыми пухлыми губами  и глазами слегка навыкате. Он был способным к учёбе, но страшно непоседливым и ленивым. Большая часть мальчишечьих шалостей, которые случались в школе, были на его счету.
Мы его часто отчитывали на сборах звена, он на время утихомиривался, в учёбе выравнивался, а потом снова всё начиналось сначала. Он-то и тянул наше звено назад в соревновании.
     Однажды наша классная руководительница Нина Владимировна после уроков предупредила нас:
- Ребята, будьте готовы завтра после уроков пойти на экскурсию в наш местный колхоз «Коммунар».
Да-да, в те времена в нашем посёлке городского типа был самый настоящий колхоз с животноводческими фермами и машино-тракторным парком.
- Ура! - обрадовались мальчишки, - а покататься на тракторе можно будет? Или на машине?
- Вот ещё, - возразила Ира, очень красивая девочка с двумя длинными, соломенного цвета косами, - кто вас на трактор пустит, вы ещё не доросли, влезете куда-нибудь не туда, а тракторист потом будет отвечать за вас!
- А вот и не влезем, что мы совсем маленькие, не понимаем что к чему? Нечего за нас беспокоиться, - отвечал Ире за всех мальчишек Коля Караванов, очень серьёзный и положительный парень.
На следующий день мы еле дождались конца уроков, так всем не терпелось пойти на экскурсию. Шли пешком, до колхоза было недалеко. Экскурсоводом у нас был Петр Иванович, инженер, или попросту — дядя Петя. Он провел нас по всей территории колхоза, показал  машино-тракторный парк. Нескольким мальчишкам,  самым любопытным, удалось покататься на тракторе, правда, не за рулём, руль им, конечно, не могли доверить.
     Потом Петр Иванович завёл нас в сад и разрешил угоститься яблоками и грушами, которые, налитые соками, обласканные солнышком всё еще висели на ветках, ожидая, когда их сорвут, уложат в ящики и отвезут в магазины. Подкрепившись яблоками и грушами, мы отправились на животноводческие фермы. На территории колхоза было три фермы: свиноферма, крупного рогатого скота и ферма молодняка. На свиноферме мальчишки вели себя спокойно и даже немного безразлично, а девчонки визжали от восторга возле клети, в  которой находилась свиноматка с недавно,   народившимися поросятками. Их было штук двенадцать,  розовые, смешные, они лежали, присосавшись к соскам матери, умиротворённо причмокивая.
- Ой, Нина Владимировна, посмотрите, какие они красивенькие! Ой, а как их много! - девчонки прыгали вокруг клети, восторгались и теребили Нину Владимировну.
Свинарки в белых халатах, но в резиновых сапогах, смотрели на нас, улыбаясь. В нос шибал резкий аммиачный запах животноводческой фермы.
- Что, ребятки,- всё также улыбаясь спросили работницы в белых халатах, - после школы пойдёте к нам работать? Нам рабочие руки, ой, как нужны!
Мы растерянно приумолкли, одна Вета Белоконь, расхрабрившись, сказала:
- Ой, нам здесь понравилось, но мы не думали об этом. Мы же только в пятом классе, нам еще долго учиться.
Тут мы все наперебой стали благодарить работников за то, что разрешили нам посмотреть на свиноматку с маленькими поросятками.
     Затем мы пошли на ферму крупного рогатого скота. Там тоже было очень интересно. Мы увидели, как содержат коров. Познакомились с доярками, посмотрели, как проходит дойка. Коровы стоят в стойлах длинными рядами. Но у каждой доярки своя группа коров, за которыми она ухаживает. Она их кормит, чистит, поит водой и два или три раза в день производит дойку. Это осенью и зимой, а когда приходит весна, появляется травка, то коров переводят в летние лагеря, где они живут и пасутся на природе. В общем, мы узнали много интересного, а главное поняли, откуда появляется молоко на прилавках магазинов.
     Последним объектом нашей экскурсии была ферма молодняка. Вот тут уж и мальчишки, и девчонки были в восторге: всем понравились телята. Они были забавные, доверчиво тыкались мордочками нам в руки, давались погладить их по мягкой, почти плюшевой шёрстке и вообще были похожи на маленьких, беспомощных детей. Мы посмотрели, как телятницы за ними ухаживают. Как и взрослых коров, их кормили и поили, чистили им спины и бока специальными скребками, убирали в загонах.
Я с интересом наблюдала за ребятами и за работой телятниц, и мне в голову пришла идея, которую я решила обдумать, прежде, чем рассказать об этом ребятам.
     На следующий день я собрала своё звено.
- Ребята, я собрала вас, чтобы обсудить одно очень важное дело. Вам понравилась экскурсия в колхоз?
- Да, конечно, ты еще спрашиваешь! - наперебой закричали ребята.
- Ну, что же, тогда я предлагаю нашему звену взять шефство над фермой молодняка, то есть над телятами.
Ребята возбуждённо загудели, стараясь переварить информацию. Первым заговорил серьёзный и рассудительный  Коля Караванов.
- Как это шефство? А что мы там будем делать? Ты уверена, что мы сможем?
- Ты спрашиваешь, что мы там будем делать? А вы видели, что там делали телятницы? Видели, сколько у них работы? Мы ведь могли бы после уроков хоть на пару часов ходить на ферму и помогать ухаживать за телятами.
Ребята  приумолкли, видно, раздумывая над предложением. Потом поднялась Лена, весёлая, смешливая девочка с голубыми глазами и тонкими, забавными косичками:
- Ребята, а я думаю, что можно попробовать, мы справимся. Представляете, у нас у одних будет такое полезное и интересное дело!
Лену поддержала боевая, энергичная, наша отличница Вета Белоконь:
- А что, ребята, давайте попробуем! Что мы — слабаки, не справимся? Я — за! - завершила своё выступление она.
И тут вдруг поднялся наш Вовка, которого трудно было привлечь к какому-нибудь делу:
- Я тоже за! А ещё давайте попросим, чтобы за каждым из нас закрепили по несколько телят и будем соревноваться, кто лучше ухаживает за ними.
Я очень обрадовалась, что Вовка согласился и даже предложил соревноваться. Когда я стала звеньевой, я поставила себе цель сделать так, чтобы он стал лучше учиться, ведь у него была очень хорошая память, и он был способным в учёбе. А ещё мне хотелось, чтобы он меньше совершал разных неблаговидных поступков, за которые потом на линейке ругали весь наш пионерский отряд.
     Уже на следующий день мы с отрядным вожатым пошли в колхоз договариваться о шефской помощи. Нам пошли навстречу с удовольствием. И вот мы уже на ферме молодняка. Телятницы встретили нас с улыбками и шутками, но, тем не менее, всё нам рассказали и показали: чем кормить телят, где брать корм, как чистить. Нам каждому показали наших подопечных, за каждым пионером закрепили по пять телят.
     Видели бы вы, с каким рвением все приступили к работе! Каждый день сразу после уроков бежали на ферму. Как мы холили своих подопечных, как мы их чистили и оглаживали! Каждому телёнку мы дали имя. Были у нас Звёздочки, Зорьки, Снежинки, Неженки, Красотки, всех сейчас уже и не вспомню. Делали мы на ферме разную работу: убирали в телятнике, белили столбики и ограждения стойла и загонов. По санитарным нормам на ферме должно было быть чисто, сухо и тепло, чтобы телята не болели. Телята у нас были все ухоженные, с блестящей гладкой шёрсткой, с круглыми, сытыми боками. Мы для них ничего не жалели и старались выпросить еды даже немного больше нормы. Но активнее всех был Вовка. Мы ещё никогда не видели его таким серьёзным, деловым и старательным. Он и учиться лучше стал, и замечаний по поведению получал намного меньше.
     Мы ходили на ферму целый год, пока наши телята не подросли и их не перевели на ферму крупного рогатого скота, по-простому  в коровник. А у нас появились новые, интересные дела. Мы стали старше.  Шефствуя над телятами, мы сдружились, лучше узнали друг друга.
В конце учебного года на пионерском сборе, когда подводились итоги, ребята сказали, что я справилась со своим пионерским поручением на отлично и предложили избрать меня председателем совета отряда. Но это уже совсем другая история.