Ч. 2 Сначала топил, потом спасал

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2018/11/20/2130

Транспорт шёл без боевого охранения, помощи ждать было неоткуда. Если на верхней палубе «Laconia» всё делалось без паники, то внизу творилось ужасное, сущий ад. Запертые в трюме итальянцы понимали, что их обрекли на гибель: они уйдут на дно вместе с кораблём.

Люди кричали, проклинали, умоляли, чтобы их выпустили. Часть итальянцев погибла при взрывах торпед. Вода быстро заполняла внутренние помещения транспорта. Поляки, охранявшие пленных, получили приказ даже ценой своей жизни не выпускать на верхнюю палубу пленных.

Командир транспорта понимал, что если обезумевшие мужчины вырвутся наверх, то ни о каком спасении англичан, многие из которых следовали на родину для излечения после ранения, женщин и детей, не может быть и речи.

Польские часовые штыками убивали тех, кто пытался сломать замки на стальных решётках. Транспорт накренился, и часть пленных бросилась к вентиляционным шахтам, поднимаясь по ним на верхнюю палубу.

Возможно, в некоторых помещениях пленным удалось сломать замки и, убив часовых, выбраться наверх. Около пятисот человек бросились в воду, чтобы их не затянуло в воронку при погружении корабля. На палубе к тому времени остался только один надувной плот.

Тем пленным, которые хватались за борта шлюпок, англичане и поляки рубили пальцы и руки. Кровь привлекла внимание акул, и они стали бросаться на людей, плававших в воде. Над водой разносились душераздирающие крики.

Наблюдавший эту картину корветтен-капитан Вернер Хартерштайн не смог вынести гибели людей и решил прийти к ним на помощь. Приняв первых англичан, он сразу выяснил, что на транспорте были итальянские военнопленные.

Хартерштайн отправил шифровку командующему подводными силами адмиралу Деницу, сообщив обстановку и прося помощи в спасении людей. Дениц снял с выполнения боевого задания две подводные лодки,

U-506 (командир - капитан-лейтенант Эрих Вюрдеманн), U-507(командир -  корветтен-капитан Харро Шахт) и сообщил итальянскому командованию, которое отправило к месту гибели транспорта подводную лодку «Comandante Cappellini»(командир -  лейтенант Марко Реведин).

Распоряжение Деница, к которому Гитлер относился с большим уважением, вызвало у него ярость, и он приказал Деницу вернуть подводные лодки на боевые позиции. На одном из совещаний Гитлер потребовал от военно-морского командования уничтожать экипажи атакованных судов.

Он пояснил, что американцы со своими техническими возможностями способны строить большое число кораблей, при этом их главной проблемой станет только нехватка экипажей для судов. Поэтому Гитлер потребовал расстреливать спасавшихся в шлюпках людей.

Это хорошо понимали и американцы. В сентябре 1942 года в обращении к американскому народу президент Франклин Делано Рузвельт сказал, что Гитлер не может завоевать господство над миром, не победив на море, не уничтожив «мост» через Атлантику.

Фашистское верховное командование  7 октября 1943 года издало приказ уничтожать в конвоях корабли, предназначенные для спасения людей с торпедированных судов.

Хартерштайн разместил около двухсот человек на своей подводной лодке, рассчитанной на экипаж из 48 человек.

Ещё двести человек в четырёх спасательных шлюпках он взял на буксир. Часть людей взяли две другие немецкие и одна итальянская подводная лодка.

С точки зрения военного человека поступок Хартенштайна был безумным. Он подверг свою подводную лодку и экипаж смертельной опасности. Мало того, корветтен-капитан  передал в эфир следующее сообщение на английском языке:
 
«Если какой-нибудь корабль пожелает оказать помощь экипажу „Лаконии“, я не стану атаковать его при условии, что сам не буду атакован с моря или с воздуха. Имею 193 спасенных. 4° 52`южной, 11° 26` западной. Германская подводная лодка».

На палубе он приказал закрепить флаги Красного Креста.

Англичане сочли радиограмму немецкого подводника, переданную на международной волне, ловушкой, и сообщили о своих подозрениях на американскую военно-воздушную базу на острове Вознесения.
 
Продолжение http://www.proza.ru/2018/11/22/1279