В ясный день осенний

Наталья Чернавская
       1.
С книжкою под мышкой
Выйду на крыльцо.
К облакам летящим
Подыму лицо. 
Сяду,
На колени
Книгу положу.
В ясный день осенний
Тихо погляжу. 
   
      2.
По раскрытой книге,
В шапке до бровей,
Шевеля бровями,
Ходит муравей. 
Он ступает твёрдо
Ножкой голубой,
Сам собой не больше
Буковки любой. 
Будто бы в осинничке,
У седой реки,
Постоял тихонечко
На конце строки, 
И пошёл по строчке,
На снегу скользя,
Будто к водокачке,
К старой букве Я. 
Строчки, словно просеки,
Вытянулись в ряд.
Будто лес осенний,
Буковки сквозят. 
Будто бы пронёсся
Ночью снеговей,
И следы читает
Утром муравей. 
Вот за поворотом
В круглой букве О
Увидал покрытое
Снегом озерцо. 
Буква П попалась
На пути ему,
Словно дверь без дома
Иль дыра в дому. 
Дверь или ворота
В опустевший сад...
Запятыми листья
По ветру летят. 
И жуком ужасным,
Умершим уже,
Повстречалась тут же
В луже буква Ж. 
Кое-как добравшись
К старой букве Я,
Муравей
Подумал
Вышел на поля. 
И, вдохнув глубоко
Весь простор земной,
Постучал о ножку
Ножкой голубой. 

     3.
Синее крылечко,
Голубой забор;
За забором поле,
А за полем бор. 
В поле
Через речку
Хрупкие мосты;
Набраны курсивом
Голые кусты. 
Вот ушёл куда-то
В шапке до бровей,
Шевеля бровями,
Мудрый муравей. 
И сквозные точки,
Вытянувшись в ряд,
Словно одиночки,
По полю спешат... 

    4.
Потемнело небо.
Сумерки и тишь...
Одеревенелый
На крыльце сидишь. 
И к холодным звёздам
Не поднять лица,
Будто стал ступенькой
Самого крыльца. 
И куда ни взглянешь,
Ни обронишь взгляд
Жёлтые цыплята
Из окон глядят. 
Отсветом из окон
Золотеет сруб.
Млечный Путь на небе
Словно дым из труб. 
И с крыльца уходишь,
Словно муравей,
Натянув рукою
Шапку до бровей.

Сергей Козлов.


   Хорошо, что есть на свете такие детские книжки, которые можно почитать взрослым, не санаторий даже, а настоящая лечебница для души.

   Сергей Григорьевич Козлов - это автор "Ёжика в тумане" и других сказок про Ёжика с Медвежонком, и книжки про львёнка и черепаху. Даже если кто и не читал эти книжки, то мульты-то уж точно смотрел.

   Я читала детям его и стихи, и сказки, и всегда раньше мне казалось, что до "лучшего мультфильма всех времён и народов" они не дотягивают, и что  Юрий Норштейн с Франческой Ярбусовой не только вытянули из сказки всю её космическую лирику, но и своей подбавили.

   Но это стихотворение меня просто сразило. Такой красивой развёрнутой метафоры, на целый стих, я и не припомню. Мир как книга - это средневековая метафора. "Голубиная книга".

   С какой именно книгой выходит на осеннее крыльцо автор - неизвестно и неважно, поскольку неожиданный читатель, муравей, читает в ней не слова, а буквы и строчки, и буквы похожи на осенний сквозной лес, на озёра и старые водокачки, на двери в старый сад и жуков, запятые - на летящие по ветру осенние листья, а голые кусты -на курсив...

   То есть наоборот, курсив на голые кусты. Или нет? В том-то и дело, что не разобрать, где кончается одна книга и начинается другая, и какую из них читает муравей, а какую - автор, "натянув поглубже шапку до бровей".

   И куда уходит один, а куда другой... Один, кажется, в поля, "вдохнув поглубже весь простор земной", а другой - в дом с того крыльца, частью которого, "одеревенелый", он, только что был, и с которого "Млечный путь на небе словно дым из труб".

    Всё это то же самое, что и в "Ёжике в тумане" и что так прочувстовали и - главное - нарисовали и явили нам авторы мультфильма. Что легче выразить именно так: стихами, рисунками, музыкой, - чем прозой.

   И что реально лечит душу, заговаривая её сказками о том, что космос - Дом, и даже самый малый муравьишка в этом доме - на виду, и у него свой путь и судьба.


   А в моём случае ещё и название уместно.

   В ясный день осенний, 4 ноября, в воскресение, решила я поехать к бабушкам на кладбище. Потому что накануне, в Димитровскую субботу, работала и не была ни у них, ни в церкви.

   Если на зиму листья не сгрести, весной потом тяжело убирать их, но я и граблей не взяла, только воду и хризантемы. Шёл бы дождь - осталась бы дома, а тут такое солнышко, последнее, съезжу, думаю, хоть подышу и погреюсь.

   Кладбище за городом, ехать через поле, там, кстати и водокачка у реки есть, точней, водозаборная станция. И вот на этом поле Тишка мой приотстал, и вдруг я слышу, что он кричит нечеловеческим голосом.

   От растерянности я бросила на дороге велик и побежала к нему ногами, вижу, на него напала свора и грызут, вижу на обочине камни, но и камни не понадобились, я в свою очередь так заорала, что они врассыпную.

   А Тишка кое-как приподнялся и ковыляет, но еле-еле, осмотреть себя не даёт, куснул, весь в земле и клочьях шерсти, крови вроде немного, но где там что - толком не разобрать.

   Вызвонила я такси, приехал парень на микроавтобусе, у меня же ещё велик, съездили в ближайшую клинику - уже закрыта, кое-как поднялись в квартиру - притронуться и нести не дал, сам заковылял.

   Вызвонила ветеринара, запихнула ему посоветованное ей обезболивающее, но больше ничего сделать не смогла, не дал, забился под диван. Но ночью пришёл, запрыгнул на кровать, от прыжка рана открылась, столько кровищи натекло, но я уже не трогала его, только подстелила пелёнку.

    А наутро снесла вниз на солнышко и травку, но он не встаёт, пришлось взять на руки и нести в клинику, карта банковская была в кармане, а телефон дома остался, хорошо, на полдороге попросила курящего у машины её хозяина довезти нас, обрывались уже руки. Довёз и денег не взял, да у меня и не было налички.

   В клинике очередь, досиделись. Он к тому времени уже немного успокоился, кое-как осмотрели его, спина целая, густая шерсть спасла, а где на брюхе меньше шерсти - там погрызли, но и там не так всё страшно оказалось, когда выбрили шерсть, синее всё, но рваных ран немного.

   Тут бы мне и успокоиться, но нет, не получилось, и далее моему Тишке сделали узи, вставили катетер в мочевой пузырь (сказала, что сутки уже почти лежит и не оправлялся), сделали анализ мочи и, наверное, ещё чего-нибудь нам накрутили бы, но тут уже мне самой стало нехорошо, и я сказала, что достаточно, сделайте выписку и мы пойдём.

  - Какую-такую выписку?
   
  - Обычную, с результатами осмотра, узи, анализов и с назначениями, чтобы я могла в другом месте их предъявить, если что.

   Сделали выписку, выдали 8 уже заправленных лекарствами шприцев, заплатила я по счёту, вызвала такси, отвезла его домой, занесла, а потом ещё на велике съездила в аптеку за перекисью и хлоргексидином, у них не было, только какой-то зелёной пшикалкой побрызгали они ему раны.

   И тут поняла, что это слишком, вчера одна свора, сегодня другая. Содрали с меня столько, сколько я на себя с ребёнком только в крайних случаях трачу на лечение.  У меня рядом с домом есть городская ветеринарка, но они там ежедневно усыпляют отловленных бродяжек, я там лишний раз и мимо-то стараюсь не ходить.

   Есть подешевле частная клиника - далеко от нас, а эта рядом, потому туда и пошла, да и вообще я, как и Тишка, наутро не оправилась ещё от шока, хоть и выпила на ночь вместе с ним пилюлю успокоительную.

   Хорошо, что у меня рядом с домом парикмахерская и магазин, так что сначала я в парикмахерскую в тот вечер сходила - не помогло, а потом купила бутылку кагора, навела себе "теплоты", выпила, и только тогда меня отпустило, а то от пилюль мало было толку...

    Тишку неделю ещё пришлось носить на руках по лестнице. Потом синяки прошли, раны зажили, осталась только грыжа в том месте, где порвали ему брюшину.

   Свозила я его в дальнюю клинику, врач надо мной посмеялся, но сказал, что не я первая, не я последняя, не одну меня развели его конкуренты, а грыжу надо ушивать.

   Накануне операции не кормить, а потом на место шва прилепит он какую-то штуку, и нужно будет следить, чтобы не слизал и не прыгал, чтобы не разошёлся шов.

    Я вроде как согласилась, записалась на операцию, а дома как представила, что снова носить мне его по лестнице, да и как следить, когда я на работе, а ребёнок в школе, хорошо, вся эта история на каникулах случилась...

   И отказалась. Допила кагор. Но успокоилась только когда вот этот стишок прочитала. Поехать "в ясный день осенний" почти на закате уже на кладбище, когда там рядом цыганские дома и вечно голодные цыганские собаки, караулящие, кто там что на могилках оставит, на велике с Тишкой - это надо было додуматься...

   Раньше как-то нас проносило, а тут не пронесло, видно, я разогналась, вот он и приотстал, если бы ближе был - и они побоялись бы, и я быстрей бы добежала.

   Сколько раз меня собаки кусали - я всё равно их не боюсь, и они это чувствуют, когда мы с Тишкой рядом - наша стая за себя постоит! Однажды пешком шли, на него бросилась овчарка, а у меня был пакет с продуктами, и я так этим пакетом ей заехала, что пакет порвался, продукты рассыпались, и её хозяин долго потом их собирал и извинялся, а то и в ус не подул сначала.

   В другой раз шли вдвоём из церкви с Вербной всенощной вдоль реки, хотела ледоход посмотреть, смеркалось уже. Выскочили два здоровых пса, и на Тишку, а я не растерялась и вербой их по носу, они поняли, что он не один, и тут же ретировались.

   Хуже, когда наоборот. Одно время у меня собралось семеро собак, в первый год как взяла с улицы Тишку, а у него была своя стая, ещё трое псин, причём одна ощенилась якобы от него. Мамашу со щенками пришлось тоже взять в дом, итого Тишка, Роза, трое щенят в доме, и двое во дворе нас поджидают, когда выйдем гулять и покормим их.

   Вели они себя ужасно, всей стаей гоняли кошек, велосипедистов и поздних прохожих, еле я их пристроила, да и то не всех, щенят от Розы и второго кобелька удалось пристроить, кое-как и саму Розу, а Жюля к весне ощенилась и пропала, скорей всего не просто сошла со двора, а погибла.

   Тишку я тогда же охолостила, потом периодически прибивались к нам и пристраивала я собак, а тут - такая история. Хорошо, он у меня привитой, и, ретировавшись с того поля, я ничего не стала делать, тут ведь не в собаках, а в людях дело, а на цыган поди поищи управу, одно время и сносили там у них самострои, не очень-то помогло.

   Кормить своих собак они всё равно не станут, равно как и промышлять тем, чем промышляют, просто в другой раз уж не забуду грабли, будет чем отбиваться. Можно, конечно, и корма взять, я так соседского пса усмиряла, кормила, чтобы не выл с голодухи и не кусался, хозяин наркоманил и не кормил его, приходилось мне, но закончилось всё равно тем, что я накатала заявление, его оштрафовали, а потом и посадили - но осадок остался...

   Хорошо протестантам, у них всё расписано, смотрела как-то лекцию боссам, как вести себя с подчинёнными, проповедник сказал, что по Библии все люди делятся на мудрых, глупых и злых,  и подход к ним разный.

   Мудрого учишь - он тебе благодарен, глупого не научить, только заставить можно, ну а злого и не заставишь своими силами, нужна сила на силу.

   Ну а я бы добавила от себя, что люди бывают не только мудрые, глупые и злые, но ещё жааадные-прежадные. И жить среди таких людей не сильно хочется, хочется превратиться в мааленького муравья, чтобы забраться в другую книжку, не ту, что за окном, а вот такую, как в стихах, и так и остаться там навсегда.

   С другой стороны, если есть такие стихи и книжки - не так всё плохо, есть надежда, что ёжик в тумане в конце концов доберётся до заветного крыльца, чтобы считать со своим другом медвежонком звёзды над трубой...

   Был у меня приятель - детский врач-психиатр - так он уже лет двадцать назад советовал мне не пилюли пить при сильном стрессе, а сесть порисовать или сказки почитать, музыку послушать... Только чтобы спокойно, не торопясь, как в детстве, когда вся жизнь впереди и некуда спешить.

   Называется томатис-терапия, там так и лечат: ребёнок слушает Моцарта с Вивальди и рисует. Но, зараза, поскольку всё больше проблемных детей с "задержкой психического развития", то эти томатис-центры сейчас - вроде той клиники, куда мы с Тишкой попали, дерут деньги с родителей, пользуясь их неустойчивым психическим состоянием.

   Да я и сама из тех "врачей", кому бы сначала самим изцелиться, "врачу, изцелися сам", так что не столько советую что-то другим - скорей себе напоминаю, что хорошие стихи - хорошее лекарство...