02 2. Юговосток. Городец

Tumanchik
Из Википедии — город (с 1171) в Нижегородской области России, административный центр Городецкого муниципального района. Город расположен на левом берегу Волги (Горьковское водохранилище).
В популярной и краеведческой литературе распространена точка зрения об основании Городца в 1152 году Юрием Долгоруким, принятая и рядом официальных изданий. Однако большинство учёных относит основание города к княжению Андрея Боголюбского. История Городца отсчитывается с 1171 года, когда он был упомянут Лаврентьевской летописью в связи с походом князя Мстислава Андреевича на Волжскую Булгарию. Данные археологических раскопок также позволяют отнести возникновение города ко второй половине XII века.
В феврале 1238 года был сожжён войсками Батыя, но быстро восстановился и между 1263 и 1282 годами был столицей Городецкого княжества. 14 ноября (ст. стиля) 1263 года на пути из Золотой Орды в Городце умер великий владимирский князь Александр Ярославич Невский. Согласно церковному преданию, накануне кончины он принял монашеский постриг в Фёдоровском монастыре с именем схимонаха Алексия.
После смерти Александра Невского его третий сын Андрей Александрович получает в удел Городецкое княжество и правит им до своей смерти. Князь Андрей — инициатор жестоких междоусобиц во Владимиро-Суздальской Руси в 1280—1290-е годы. Последние десять лет жизни занимал престол во Владимире. Умер 27 июля 1304 года, похоронен в храме Михаила Архангела Городца (не сохранился).
Во 2-й половине XIV века входил в Суздальско-Нижегородское великое княжество (основано в 1341 году), был центром удельного княжения. Заметную роль в политической жизни края того времени играл городецкий князь Борис Константинович из династии суздальского-нижегородских великих князей. Известен Городец как родина знаменитого иконописца старца Прохора с Городца — наставника Андрея Рублёва.
В декабре 1408 года был сожжён Едигеем, после чего сходит с политической карты Руси, долгое время именуясь Пустой Городец.
Около 1469 года город посетил Афанасий Никитин.
В 1565 году, после того как царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней[9][10].
Городец в новое время.
До 1700 года Волга изменила своё русло и отошла от центра Городца. Снова возник как ремесленное село в конце XVI — начале XVII вв. Городец был волостным селом Юрьевецкого, затем — Балахнинского уездов.
С конца XVIII века известен как центр деревянного судостроения, хлебной торговли, выпечки печатных пряников, как пункт сбыта кустарных изделий из дерева — так называемого «щепного товара» (деревянной посуды, прялок и пр.). По отзывам современников, зимою субботний базар в Городце не уступал многим ярмаркам, охватывая своим влиянием несколько близлежащих уездов Нижегородской, Владимирской и Костромской губерний.
Вторая половина XIX и начало XX века — эпоха расцвета Городца. Оставаясь волостным селом, Городец приобрёл черты богатого купеческого города. Здесь было два чугунолитейных и механических завода, верфи по постройке баржей в Затоне и в Нижней Слободе, паровая мельница, кожевенные и лесозаводы, пряничные заведения. На деньги купцов-благотворителей в Городце были устроены детский приют, народные училища, мужская и женская гимназии, всесословный клуб (с аудиторией для театра и библиотекой), добровольная пожарная дружина, общество трезвости и многое другое.
В это время Городец является крупным торговым центром (в 1890 году в него по Волге прибыло товаров 2258 тысяч пудов, отправлено 525 тысяч пудов), причём главным предметом торговли являлся хлеб. В селе имелись три православных церкви, а также старообрядческая часовня (Городец являлся одним из главных центров старообрядцев поповского толка).
В 1921 году центр Балахнинского уезда был перенесён в Городец, а уезд переименован в Городецкий. В 1922 году получил статус уездного города, однако социалистические преобразования сломали его прежний хозяйственный уклад. Первые советские пятилетки не изменили существенно облик Городца. Ввиду отсутствия площадок для больших промышленных предприятий и железнодорожного сообщения с Горьким социально-экономическая жизнь города развивалась медленно.
В послевоенный период (1950—1960-е годы) город получил импульс к развитию. Были капитально реконструированы судоверфь, судоремонтно-механический завод, построены обувная, строчевышивальная фабрика и фабрика «Городецкая роспись». Украшением города стал стадион «Спартак» — тогда один из лучших в области. В эти годы началось массовое жилищное строительство, продолжившееся позднее (посёлок судоверфи, посёлок мехзавода, микрорайоны Фурмановский, Северный и др.).
Стимулом к возрождению Городца как малого исторического города и центра народных промыслов стал ежегодный День города. Он проходит с 1984 года в первые выходные сентября (поначалу во второе воскресенье, затем во вторую субботу месяца).
В последнее время активное развитие в Городце получил въездной туризм и музейное дело. Этому в немалой степени способствовали областные фестивали «Городец — музейная столица» (с 2003 года) и «Мастеров народных братство» (с 2002 года в третью субботу июля).
С 2006 года в городе успешно реализуется областная программа развития культуры и туризма под названием «Городец — 21-й век». В ходе программы была благоустроена центральная часть города, открыты новые музеи, возобновлён Фёдоровский мужской монастырь и построен музейно-туристический комплекс «Город мастеров» (оба — в 2009 году).
Городец известен не только как древнейший город Нижегородского края, центр народных промыслов (резьба по дереву, роспись), но и как город-музей. Он единственный из городов области, который имеет свой музейный квартал. Центральное место в нём занимает краеведческий музей (ул. Ленина, 11). Рядом с ним и на соседних — улице Андрея Рублёва, набережной Революции и Александровской набережной находятся ещё несколько музеев:
• Детский музей на Купеческой
• Музей «Городецкий пряник»
• Музей «Дом графини Паниной»
• Музей "Терем русского самовара"
• Город мастеров
• Музей "Галерея добра"
• Городецкий краеведческий музей
Городецкий краеведческий музей — один из первых по времени создания районных музеев Нижегородской области (наряду с Ветлужским). Возник в 1918 году, а с 1920 года занимает особняк купца Ивана Петровича Облаева младшего на ул. Ленина, 11 (бывшей Купеческой). Собрание музея насчитывают около 16 тысяч единиц хранения основного фонда.
В апреле 1991 года на базе музея впервые прошла всероссийская конференция «Городецкие чтения», ставшая позднее традиционным региональным научным форумом с участием ведущих археологов, историков, архивистов, специалистов по охране памятников старины.
С 2003 года музей принимал активное участие в областных фестивалях «Нижегородская музейная столица». Они проходили в Городце в течение ряда лет с участием ведущих музеев Нижнего Новгорода и области. В эти же годы коллектив музея выступил с инициативой создания в исторической части города Музейного квартала
 Музей «Городецкий пряник»  рассказывает об истории пряничного дела в селе Городце XIX столетия, об артели «Красный пряничник» и Городецком пищекомбинате, о современном пряничном производстве. Главные экспонаты музея: печатные доски, пряничная продукция наших дней из Городца и других городов России, портреты мастеров-пряничников и резчиков печатных досок. Музей «Городецкий пряник» — второй (после аналогичного тульского музея), посвящённый истории сладкого промысла.
 8 сентября 2007 года в Городце открылся музей самоваров. Экспозиция музея находится в усадьбе Гришаева, являющейся памятником архитектуры XIX века. Основу собрания музея составила частная коллекция главы Земского собрания Городецкого муниципального района Николая Фёдоровича Полякова. Коллекция насчитывает более 400 самоваров и считается самой большой в России. В сентябре 2017 года самоварная коллекция Н. Ф. Полякова была подарена городу. В составе временной экспозиции музея находится 312 самоваров (на май 2008 г.), и она постоянно пополняется.
Музей «Дом графини Паниной» (с сайта музея):
«Во время своего царствования Екатерина II даровала фавориту князю Григорию Орлову из царских владений городецкие земли. В 1845—1847 гг. здесь было построено имение в стиле ампир (архитектор — А. И. Егоров). Позже, в 1888 г., имение перестраивалось. Последней его владелицей была представительница древнего известного рода в России графиня Софья Владимировна Панина.
В очаровательной старинной барской усадьбе Городца, где в 2005 г. был устроен музей «Дом графини Паниной», царит завораживающая атмосфера 19 века. Таких уцелевших дворянских усадеб в стране — по пальцам пересчитать. Здание отнесено к федеральным памятникам зодчества и градостроительства. На резной вершине ворот помещен герб рода Паниных.
Старинный дом встречает своих гостей прекрасными звуками классической музыки, романсов и песен. А в «Музыкальной гостиной», пришедшейся по нраву любителям музыки, звучит старинный вальс, танго или фокстрот. Под сладостное музыкальное сопровождение можно окунуться в атмосферу прошлого, не спеша рассмотреть и насладиться старыми патефонами, музыкальной шкатулкой и даже диковинным струнным граммофоном.
Глядя на картины, получившие вторую жизнь благодаря талантливым восстановителям-реставраторам, сегодня в Доме графини Паниной мы можем вспомнить о былой величавости Российской империи.
Из полотен составлена прелестная музейная экспозиция «Возрожденные шедевры». Это портреты царствующих особ, пейзажи работы Рейхеля, портрет Чарльза Дарвина кисти художника П. Кудряшева, полотно неизвестного автора 18 столетия «Корабль веры», «Псалом царя Давида» Аверкия Фелезова, картина «Сваха и невесты» С. Максимова и другие.
В зале «История костюма» посетителей познакомят со старинной женской одеждой, шитьем золотой нитью и головными уборами. Благодаря богатой коллекции музея можно представить, как выглядела небедная жительница Городца, блиставшая в жемчугах, парче и шелках, украшенных золотым шитьем.
Для тех, кто захотел хоть на минуточку оказаться в далеких временах и стать городецкой купчихой или барышней, работает фотосалон «Ретро», в котором можно не только примерить костюм прабабушки, но и запечатлеть это на память в фотоснимке.
Экспозиция «Старопечатная и рукописная книга» рассказывает о выдающейся книжной культуре старообрядческого купечества Городца. Среди печатного богатства в Доме графини Паниной выделяется книжное собрание П. А. Овчинникова. Как зеницу ока здесь хранят книги и картины неординарного книгописца Городца И. Г. Блинова.
Посетителей музея, без сомнения, впечатлит и множество старинных часов потрясающей сложности и красоты, выставленных на всеобщее обозрение в экспозиции «Повелители времени»!
Их можно увидеть и услышать прекрасный бой часов, которые вечно будут в моде.
Проходя по залам музея «Дом графини Паниной», удивляешься, сколько же тут уникальностей и интересностей. Коллекции выставок «Блеск посуды медной», «Секреты старинного утюга», «Весы и безмены» демонстрируют то, о чем, возможно, вы когда-то слышали, но увидеть не приходилось. Вся уникальная культура Городца 18—20 веков раскрыта в экспозициях этого удивительного места с помощью экспонатов, которые были собраны или созданы знаменитыми горожанами.
После такого увлекательного путешествия в прошлое Городца в музее можно испить душистого чаю с городецкими печатными пряниками.»
 «Музейно туристический комплекс «Город мастеров» - муниципальное учреждение культуры, один из городецких музеев, в котором воссозданы в традиции русского деревянного зодчества, включая «глухую» домовую резьбу.
В Городе мастеров работают следующие экспозиции:
произведения древней русской живописи,
изделия городецкой росписи,
золотная вышивка,
вышивка в стиле гипюр,
резьба по дереву,
гончарные изделия,
жбанниковская свистулька.
В Городе мастеров проводят мастер-классы. Например, под руководством городецких мастеров можно слепить глиняную жбанниковскую свистульку, освоить гончарное ремесло и попробовать себя в городецкой росписи.
В музейном комплексе есть чайный зал, в котором можно испить иван-чай с городецким пряником.
Музей «Галерея добра» находится по соседству с «Теремом русского самовара». Ранее этот дом принадлежал хлеботорговцам и пароходчикам Плехановым, а как музей был открыт летом 2011 года. Несколькими месяцами ранее, весной того же года во время ремонта в доме за обшивкой был найден денежный клад — 1700 банкнот. Такие деньги были в ходу в конце 19 — начале 20 веков, сегодня все они представлены в одной из витрин музея.
В основе экспозиции — частная коллекция, принадлежавшая Николаю Федоровичу Полякову, всего около 1500 экспонатов. Здесь собраны, в основном, предметы купеческого быта: массивная посуда, инструменты, лодка из цельного куска дерева, а также богатая коллекция замков с разных концов света. В одном из залов представлена коллекция печных заслонок — они были важным элементом в хозяйстве, в другом воссоздана купеческая спальня, украшенная особенно тщательно, так как спальня считалась «лицом» и признаком достатка в доме.
Есть и весьма необычные предметы, например, коньки из моржовых клыков и старинный кассовый аппарат, который был не только необходимым инструментом торговца, но и демонстрировал уровень достатка своего хозяина.

Жаль, что мы не побывали в Городце. Может быть, как-то в другой раз. Например, если соберёмся ехать от Казани вдоль Волги.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru